ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ



лесные и эмоциональные реакции, личные ассоциации и т. д. «Зрители» в данном случае — не пассивная воспринимающая сторона, а активные воспринимающие «жители разделяемой реальности». Этот опыт свидетельство-вания, работы с собственным вниманием, затем находит свое место в повседневной жизни.

Импровизационный совместный перформанс на «площадке» (нейтральное, рабочее обозначение сцены) я использую на тренинге «Импровизация: искусство осознанной спонтанности». В этом случае акцент идет не только на личном «присутствии», но и на использовании различных стратегий взаимодействия (Zaporah, 1995). На финальном «концерте» четырехдневного тренинга у участников есть возможность также попробовать опыт сольного выступления, для которого они находят музыку, иногда костюм, внутренний образ или тему. Очень часто сам страх выступления становится темой соло, воплощая тем самым один из принципов работы с импровизационными техниками: «сделать помеху процессу содержанием процесса». Этот же принцип используется в психотехнологиях Свободного Дыхания и процессуальной работе (Минделл, 2003).

Иногда темой выступления становятся личностно значимые эмоциональные мотивы и образы, найденные (что важно) самими участниками в процессе самоисследования. Так, на одном из тренингов, участница Л. воплотила в соло фантазию об умершем брате-близнеце, что, говоря юнги-анскими терминами, отражало процесс интеграции «Анимуса» и прояснения границ своей половой идентичности. И, когда воплощаются такие значимые темы, вся группа может получить разделяемый глубинный опыт переживания, не выразимый полностью словами, но очень реальный.

В данном случае процесс сольного выступления зачастую работает как своего рода личный и групповой ритуал: иногда как ритуал инициации, проявления скрытых, «недозволенных» качеств; иногда как «ритуал завершения», закрытия или перехода на другой уровень какой-либо темы в жизни человека. Ритуал в своем сакральном значении является постоянным обращением чувств к «первым и последним вещам», он — не столько свободное выражение эмоций, а скорее упорядоченное построение «правильных отношений» (Лангер, 2000).

На обучающей программе по ИТДТ (авторский спецкурс в Международном Институте Интегративной Психологии, Москва, Киев, Минск) работе с сольным выступлением уделяется особое внимание, поскольку для профессионального ведущего работа с группой — это в том числе и его/ее «сольное выступление». Поэтому подготовка сольного выступления является одним из домашних заданий, и у участников есть 1—2 месяца на работу с ним.

Часто сама подготовка к выступлению — значимый процесс, в котором осознаются многие неэффективные стратегии «воплощения»: откладывание значимых действий на последний момент, частая смена замысла, невозможность остановиться на одном выборе, неоправданная привязанность

230


ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

к оценке со стороны и т. д. Именно в атмосфере поддерживающего сообщества, честной направленной рефлексии эти стратегии осознаются, и имеется возможность их изменить.

После всех выступлений проводится групповой анализ в специальной форме «обратной связи». Для студентов обучающей программы — это не только личное переживание участия, но и практика двигательного анализа (Daly, 1982; Laban, 1975), и практика получения и дачи качественной обратной связи. В методических целях мы используем для обратной связи принцип «бутерброда»: человек начинает с позитивной обратной связи (что привлекло внимание? что заинтересовало?), переходит к негативной обратной связи (что показалось неадекватным? когда внимание терялось? и т. д.) и заканчивает вновь позитивной ОС (что было значимо?). Участники круга при этом отчетливо понимают, что само содержание обратной связи много говорит как о выступлении, так и о самом говорящем.

Этот опыт принятия множественной обратной связи и собственная рефлексия своего выступления задают более зрелую, многомерную модель восприятия и осмысления любого опыта своей жизни.

Вторым кругом рефлексии является видеоанализ.

ВИДЕОАНАЛИЗ В ГРУППЕ

...а там кто-нибудь заснимет все на видео,а еще потом при случае будешь смотреть эту запись и удивляться... Боже, кто это такой? Кто это? Что он делает? Он — это, в смысле, я. Просто Он не такой, как в зеркале, не такой, какого знаю, к какому привык, ...а такой, ужасный... Боже, какая ужасная прическа, одежда дурацкая, а жесты, ...какие-то мелкие, пошлые... И выражение лица, и гримаса, которую Он все время повторяет... А смеется... А кто-нибудь еще скажет, из тех, кто с тобой вместе смотрит эту запись: «О, смотри-ка, смотри-ка, ты хорошо получился! А вот я... Ну надо же, какой идиот! А ты классно вышел...

Е. Гришковец. Одновременно

Возможности видеозаписи как легкого и доступного способа воспроизведения «ткани времени», искусственного «органа памяти» сразу же после своего появления стали использоваться в различных областях человеческой жизни: от любительской видеосъемки до особого вида искусства — видео-арта. В индивидуальной вербальной психотерапии записи индивидуальных сессий являются одним из действенных инструментов углубленного анализа, последующей рефлексии сессий и уникальным вспомогательным средством супервизии. Интересно, что в постмодернистских направлени-

231


ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

ях психотерапии, работающих с изменением привычной пирамиды терапевтической власти, к просмотру и разбору видеосессий привлекаются сами пациенты и их семьи (Фридман, Комбс, 2001).

На развитие современного танца, изобретение видеозаписи оказало огромное влияние. До появления видеокамер единственным способом сохранения и передачи хореографических текстов были память балетмейстеров и несовершенные и громоздкие системы нотации движения. Видеозаписи спектаклей и выступлений позволили танцевальной информации быстро распространяться по всему миру. Кроме того, гораздо легче оказалось передавать новый хореографический материал от хореографа танцовщикам. Стив Пэкстон, основатель контактной импровизации, одного из влиятельных направлений современной двигательной практики, отмечал, что без видео многие наблюдения и открытия, легшие в основу техники, не были бы сделаны.

Союз современного танца и видеоискусства привел к созданию особого жанра — видеоданса. Это динамическое развивающееся направление в современном искусстве.

ТДТ восприняла преимущества использования видеозаписи сессий с обеих этих сторон, но в большей степени именно как вид психотерапии, то есть видеозаписи занятий используются для ряда целей:

1) для анализа и разбора различных аспектов движений пациентов, в том числе и не замеченных в течение самой сессии;

2) для супервизии сложных случаев;

3) для совместного с пациентом разбора двигательных стереотипов и определения изменений отношений пациента к собственному телу (Horwitz, 2004).

Насколько мы знаем, видеозапись сессий танцевально-двигательной терапии мало используется в нашей стране. На мой наш взгляд, это связано не только со слабой технической оснащенностью психологических и психотерапевтических центров, но и с отсутствием развитого института супервизии. Кроме того, использование этого инструмента требует не только технических знаний (зачастую элементарных), но и понимания самой природы видеозаписи, ее отличий от человеческого восприятия, и, может быть, понимания того, как современные технические средства меняют наше восприятие и отношение к себе самим.

Я (А. Гиршон) хорошо помню, как первые видеозаписи выступлений и репетиций, сделанные в начале 1990-х гг., были зачастую для меня самого шоком — неужели это я? Неужели вот это движение, которое так нравилось делать, выглядит так неуклюже? Достаточно скоро стала заметна разница — то, как воспринимают танец зрители, и его видеозапись — это «две большие разницы».

Человеческое восприятие, в том числе и зрительное восприятие, всегда активно (Cohen, 1987), восприятие — это всегда и сотворение реальности. Согласно известным экспериментам, человек «достраивает» информацию,

232


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!