Некоторые принципы контактной импровизации



/. Движение, следующее за смещением точки контакта между телами партнеров. Преобладают движения, связанные с прикосновениями двух тел, поиском взаимных пространственных траекторий при взаимодействии с весом тела партнера. Танец направляется ощущениями партнеров, их намерением сохранить или не сохранять физический контакт и продолжать поиск взаимной опоры.

2. Чувствование кожей. Почти постоянный физический контакт между партнерами направлен на использование всей поверхности тела для поддержки собственного веса и веса партнера.

3. Перетекание. Внимание направлено на сегментацию тела и движение одновременно в нескольких направлениях. В процессе движения последовательно включаются части тела в сочетании с их посылом в нескольких различных направлениях. Постоянное смещение веса на соседние сегменты расширяет возможности импровизации и смягчает падения и перекаты. Сегментация тела и множественность направлений создают эффект суставчатости движения. В отличие от традиционных техник танца модерн, где также используются подобные приемы, но акцент делается на одном направлении или простой противофазе, в контактной импровизации часто используется свободный поток инерции вне жесткого контроля.

4. Ощущение движения изнутри. Ключевое значение имеют ориентация и внимание на внутреннем пространстве тела. Вторичное внимание концентрируется на форме тела в пространстве. Контактные импровизаторы большую часть времени проводят, концентрируя внимание внутри тела с целью восприятия тончайших изменений веса и обеспечения безопасности себя и партнера. Мастера, для которых восприятие гравитации стало частью их натуры, могут чаще, чем начинающие, сознательно проецировать свое тело в пространство. В то же время даже в сольной импровизации «контактер» часто сохраняет внутренний центр внимания и поглощенность движением.

5. Использование сферического пространства (360 градусов). Работают трехмерные траектории в пространстве, спиральные, искривленные округлые линии тела. Эти траектории тесно связаны с физическими задачами поднятия веса и падений с минимальным усилием. Подъем по дуге требует меньше мышечных усилий, а падение по дуге уменьшает удар.

207


ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

6. Следование за инерцией, весом и потоком движения. В танце используется свободный, набирающий силу поток движения в сочетании с попеременным активным и пассивным использованием веса. Контактные импровизаторы часто подчеркивают важность непрерывности движения, когда заранее не известно, куда оно может привести их. Они могут активно тянуть, толкать или поднимать партнера, следуя порыву энергии, или пассивно позволять инерции увлекать их.

7. Подразумеваемое присутствие зрителей. Подчеркиваются сознательная неформальность презентации в форме практики или джема, приближенность к аудитории, сидящей обычно в кругу, без формально обозначенной сцены. Особенно в ранние годы танец контактной импровизации происходил, когда зрители только входили в зал, так что начало представления было неопределенным. В контактном джеме или выступлении чаще всего отсутствует специальный сценический свет, декорации, мизансцены, костюмы.

8. Танцор обычный человек. Танцоры, как правило, избегают движений, четко идентифицируемых с традиционными техниками танца, и не делают различий между повседневными движениями и танцевальными; принимают повседневное или естественное положение вещей. Они поправляют одежду, смеются, кашляют, причесываются, если это необходимо, прямо на сцене, как правило, не смотрят при этом на зрителей.

9. Позволить танцу случиться. Используются хореографические структуры, организованные в последовательность дуэтов, иногда трио или больших групп и почти непрерывное физическое взаимодействие танцоров. Такие элементы хореографии, как организация пространства, выбор темы движения, использование драматических жестов, очень редко используются намеренно. Но хореографические формы все же возникают из динамики смены участников и неизбежно появляющихся настроений и состояний в процессе импровизации.

10. Каждый одинаково важен. Отсутствуют внешние знаки различия между танцорами, такие как порядок выхода, продолжительность танца, костюм. Качество движения в контактной импровизации усиливает этот эффект.

В контексте терапии принципы и техники контактной импровизации используются для работы с весом (как одной из категорий Лабан-анализа и выражением определенной совокупности личностных характеристик — уверенности, заземленное™ и т. д.) и как один из способов исследования коммуникации. Важно понимать, что они именно используются, адаптируясь к психологическим и терапевтическим требованиям. Дальше мы приводим несколько техник контактной импровизации, используемых нами на тренингах.

МАЛЕНЬКИЙ ТАНЕЦ

Цель: обретение центра. Продолжительность: 10—20 минут. Музыка: без музыки. Исполнение: индивидуальное или в парах.

208


БАЗОВЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ

Процедура

Это известный способ обретения центра, разработанный Стивом Пэк-стоном (основателем контактной импровизации). Его основная идея заключается в том, чтобы стоя, с закрытыми глазами использовать минимум энергии. Просто наблюдайте за небольшими перемещениями веса, удерживающими вас в состоянии равновесия. Чувствуйте, как вес вашего тела передается через кости на пол. Вы заметите, что ваше тело в буквальном смысле слегка покачивается вперед и назад. Через некоторое время начните немного усиливать это покачивание.

«Маленький танец» также можно делать в парах. Встаньте лицом к партнеру и соприкоснитесь лбами. Вновь постарайтесь минимизировать силы, затрачиваемые на поддержание тела в вертикальном положении, но также реагируйте на небольшие покачивания своего партнера.

Если глаза у вас закрыты, обычно требуется всего несколько минут, чтобы найти общий ритм с партнером.

ТОЧКА КОНТАКТА

Цель: развитие осознания точки контакта, умения концентрироваться на ней и удерживать ее.

Продолжительность: 15—20 минут.

Музыка: разная.

Исполнение: в парах, тройках.

Процедура

Точка контакта — это область физического соединения тел двух танцующих людей. С ней связаны две основные идеи — сохранение этой точки и перемещение ее по телу.

Для увеличения осознания этой точки хорошо помогают упражнения с мячами. Возьмите мяч среднего размера (чуть поменьше, чем баскетбольный) и поместите его между собой и партнером. Вам вдвоем нужно удерживать мяч от падения. Начинать можно, встав боком к партнеру и поместив мяч между вашими плечами. Когда вы начинаете двигаться, мяч перемещается по телу партнера, и вам надо продолжать его удерживать. Мяч всегда остается вашей точкой контакта, поэтому за ней легко следовать. Это упражнение прекрасно демонстрирует новичкам идею точки контакта. Для людей продвинутого уровня можем порекомендовать сделать это упражнение в тройках и с двумя мячами.

Вы также можете практиковать сохранение точки контакта, двигаясь у стены. Поэкспериментируйте с различными способами движения и передачи веса на стену.

ПЕРЕКАТЫ НА ПОЛУ

Цель: работа на полу — важный этап в обретении заземления (контакт с весом собственного тела и «основой внутри»). Она расширяет диапазон

209


ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

движений; формирует чувство равновесия; позволяет делать необычные вещи и, соответственно, обеспечивает большую уверенность.

Продолжительность: зависит от размеров группы и помещения.

Музыка: упражнение может проводиться без музыки или под нейтральную медленную музыку.

Исполнение: индивидуальное.

Процедура

Один из удобных способов проведения этих техник — перекатывание друг за другом от одного конца зала до другого. Затем можно возвратиться к исходной точке и повторить все снова или же перейти к следующему варианту. Эти упражнения, за редким исключением, проходят с открытыми глазами.

Вариант 1. Перекаты за центром. Участники, лежа на полу, начинают движение из центра (то есть области низа живота и таза). Очень важен при этом контакт с полом (ощущение веса тела) и качества движения — мягкость, непрерывность и медленность.

Вариант 2. Диагональный переворот. Диагональный переворот более сложен, и поэтому лучше начать с обучения ему. Такое обучение после демонстрации может проходить в парах. Сам переворот основан на связи центра и периферии (конечностей) и использует диагональные (то есть в том числе и межполушарные) связи. Движение начинается от конечностей, от пальцев рук или ног, идет по диагонали, постепенно распространяясь до центра, и позволяет телу перевернуться и перекатиться. Возможны 8 вариантов движения: вперед и назад за каждой из четырех конечностей.

ПАДЕНИЯ

Цель: поскольку для контактной импровизации безопасность является самым важным моментом, часто мы начинаем с обучения падениям — возможности мягко «прийти» на пол с разной высоты. Одновременно падения — это этап работы со страхами. Также мы обучаем контакту с опорой и уделяем большое внимание метафорам открытости «жизненным падениям». Как пела Лори Андерсон: «Вы идете... падаете. С каждым шагом... Вы падаете. Вы начинаете падать и затем подхватываете себя. Много раз... Вы падаете ... и затем ловите себя. Вы производите падение и остановку падения тела. Как будто вы идете и падаете в одно и то же время».

Продолжительность: 20—30 минут.

Музыка: без музыки.

Исполнение: индивидуальное.

Процедура

Можно использовать различные техники падения — из боевых искусств, актерского тренинга (падение марионетки). Чаще всего мы используем последовательность обучению падениям, предложенную Полой Джоза-Джонс. Мы начинаем с обучения диагональному перевороту, потому что он позволяет освоить важные принципы движения, задейство-

210


 

БАЗОВЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ

ванные в технике падения, — взаимосвязь центра и конечностей, мягкое постепенное перетекание веса. Освоение правил падений проходит через несколько этапов, на каждом этапе — несколько повторов, вначале медленно, затем — быстрее; падения идут вбок и повторяются на правую и левую стороны.

1. Сидя на коленях («алмазная поза»). Падение начинается с центра, который словно соскальзывает вбок на пол, затем вся боковая поверхность тела постепенно приходит на пол. Рука при этом скользит, и очень важно, чтобы не было упора запястьем, обратите на это особое внимание, потому что при «бытовых» падениях чаще всего страдают именно запястья. Нога с противоположной стороны вытягивается, и важно, чтобы она не «подлетала» («взлетающая» нога — показатель неосознаваемого напряжения, связанного со страхом). Последней приходит голова, она ложится на руку.

2. Стоя на четвереньках. Движение начинается из центра, который ведет тело назад и вниз, возвращаясь в предыдущую позицию, дальше — так же как и в описании, рассмотренном на предыдущем этапе. Здесь важно уловить раскачивающееся движение, идущее из центра тяжести, именно оно определяет «грамотность» падения.

3. Стоя на одном колене. Падение идет в сторону опорного колена. Образ, помогающий почувствовать механизм падения — «таяние»; опорная половина тела «тает», центр идет вниз, к пятке, соскальзывает вбок, дальше все происходит как на предыдущих этапах.

4. Стоя, одна нога немного отставлена назад. Падение идет в сторону, соответствующую отставленной назад ноге. Эта нога переводится на подъем, вес переносится на другую ногу, и неопорная половина тела начинает «таять», центр идет вниз. Важно ни в коем случае не удариться коленом! Колено приходит на пол мягко при любой скорости падения. При этом мы уже не опираемся ягодицами на пятки, центр (таз) соскальзывает вбок, дальше, как на предыдущих этапах.

5. Прыжок с падением. Начинаем как в предыдущем упражнении (4), подпрыгиваем на опорной ноге, в воздухе слегка подгибая другую. Приходим на ту же опорную ногу, сразу же мягко идем вниз. Дальше двигаемся так, как описано в упражнении на предыдущем этапе.

Для закрепления навыков падения можно применить несколько описанных далее игр.

ПУТЬ ПАДЕНИЙ

Цель: закрепление навыков падений; расширение двигательного репертуара; работа со «страхом жизненных падений» через игру. Продолжительность: 10-15 минут. Музыка: активная, но не быстрая. Исполнение: индивидуальное.

211


ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Процедура

Группа собирается у одной из стен и по нескольку человек (в зависимости от размера помещения) начинает движение к противоположной стене, используя различные варианты падений.

Инструкция: «Этот путь — ваша жизнь, проходя которую вы все время падаете, поднимаетесь, снова падаете, снова поднимаетесь и продолжаете движение вперед, несмотря ни на что».

Примечание: следите за правильной дистанцией между малыми группами.

ПОДСТРЕЛИ ДРУГА

Цель: закрепление навыков падений; расширение двигательного репертуара; работа со «страхом жизненных падений» через игру.

Продолжительность: 5—10 минут.

Музыка: динамичная.

Исполнение: в группе.

Процедура

Участники распределяются по залу и, приближаясь друг к другу, дотрагиваются кончиком пальца, обозначая «выстрел». Ощутив прикосновение, участник начинает падать, как «подстреленный». Через несколько секунд он может «ожить» и вновь присоединиться к игре.

Инструкция: «Представьте, что вы — шпион и у вас есть маленький шпионский пистолетик, ваша задача — подстрелить всех. Если вас подстрелили, то через несколько секунд вы „оживаете".

Через несколько минут озвучивается дополнительная инструкция: вам выдали другое оружие, большего калибра, теперь вы можете стрелять друг в друга на расстоянии.

Еще через несколько минут звучит следующая инструкция: у вас — помповое ружье, которое „разрывает" подстреленного, заставляя его подлетать.

Грамотно проведенная работа с падениями повышает энергию группы, ведь страх — это всего лишь источник силы».

ОПОРА И ПОДДЕРЖКА

Работа с опорой — это использование естественной структуры тела для обретения больших возможностей. Она связана с умением отдавать и принимать вес, что.отражает наши возможности доверия и уверенности, возможности принимать нагрузку, не создавая излишнего напряжения. Умение давать адекватную поддержку другому человеку может позволить не изнурять себя, а получать удовольствие. В контактной импровизации присутствует идея, что для работы с весом мы стараемся использовать не силу мышц, а естественную опорную систему тела — кости; каждый раз, принимая нагрузку, мы выстраиваем тело таким образом, чтобы принимаемый нами вес «проходил» сквозь кости и центр по кратчайшему пути в землю.

212


БАЗОВЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ

Цель: использование естественной структуры тела для обретения больших возможностей.

Продолжительность: 20—40 минут.

Музыка: без музыки.

Исполнение: парное.

Процедура

Партнеры делятся на пары. Один из партнеров отдает вес, вначале через руки, на различные части тела другого партнера. Лучше начинать снизу, с колен, постепенно поднимаясь вверх и меняя точки приложения веса. Задача партнера-опоры — при каждом изменении находить положение, при котором вес, отдаваемый партнером, приходил бы на кости и уходил через них в землю, пол. Обращайте внимание как на «точное» выстраивание тела, так и на способность плавно и быстро перестроиться при смене точки приложения веса. Партнеры, отдающие вес, могут варьировать точки приложения веса, количество веса и части тела, через которые вы отдаете вес. Через 5—10 минут партнеры меняются ролями и повторяют упражнение в другую сторону. Затем они могут начать создавать контактный танец, используя перетекание точки контакта, веса и перестраивание структуры тела для нахождения непрерывного динамического равновесия.

В парах партнеры исследуют различные положения тела: лежа, сидя, на четвереньках, стоя на ногах со спиной, параллельной полу и т. д. Ваша задача — в любом из этих положений находить легкие способы отдавать и принимать вес, в том числе и весь вес партнера. Для нахождения этой позы устойчивости обращайте внимание на положение центров, отдавайте свой центр на центр партнера или так, чтобы вес вашего центра через кости передавался на центр партнера.

БАЛАНС И КОНТРБАЛАНС

Цель: баланс, равновесие — одна из метафор движения, имеющая прямые жизненные коннотации. Основные идеи, лежащие в основе этих техник, — баланс связан с нахождением внутреннего центра и расширенным восприятием, объединяющим центр и периферию; не существует статического равновесия, поэтому нет смысла «удерживать» равновесие, сохранение равновесия — это всегда «возвращение в новое место».

Продолжительность: 20—40 минут.

Музыка: без музыки.

Исполнение: парное.

Процедура

1. Встать в парах, опираясь спинами друг на друга. Партнеры начинают работать, сидя на полу, упираясь спиной в спину партнера, а ногами — в пол. Руки не используются. Это достаточно известное упражнение, наглядно демонстрирующее важность взаимного отдавания веса для нахождения общей «подъемной силы». «Неудачи» в этом упражнении связаны с неосо-

213


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!