ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ И НТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ



стояние, так и характер отношений между ними. Постепенно они также переходят от одного полюса к другому, сохраняя взаимодействие.

В заключительной части партнеры произвольно меняют качества, присоединяясь, противопоставляя или дополняя танец партнера.

ЛЮБОВЬ И ЯРОСТЬ

Цель: осознание телесных ощущений и качества движений в связи с испытываемыми сильными чувствами; обучение контролю над эмоциями.

Продолжительность: 10—15 минут на работу с каждым чувством.

Музыка: фоновая или без музыки.

Исполнение: в парах.

Процедура

Инструкция для всех (до начала процесса): «Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга и выберите, кто из вас будет делать это упражнение первым, второй человек становится наблюдателем».

Инструкция для танцующего: «Закройте глаза и вспомните человека из вашего прошлого или настоящего, которого вы очень любите. Полностью сконцентрируйтесь на чувстве любви, пусть оно усиливается. Найдите в своем теле место, где живет это чувство. Какое оно? Может быть, у него есть цвет... какой? Может быть, оно имеет какую-то форму, температуру... А может быть, у вашего чувства любви есть образ? Полностью сконцентрируйтесь на чувстве любви, которое усиливается все больше и больше. Начните двигаться, танцевать из этого чувства, пусть ваш танец и ваши чувства станут единым целом, пусть захватят вас целиком. Будьте искренни в проявлении своих эмоций, возникающих у вас в связи с чувством любви».

Инструкция для наблюдателя: «Внимательно наблюдайте за своим партнером, отмечайте качества движений, выражение лица. Особое внимание обратите на двигательные стереотипы, рабочие и нерабочие части тела. Осознавайте свои чувства, которые появляются у вас, когда вы смотрите на танцующего».

Инструкция (после окончания процесса): «Танцующие, откройте глаза и послушайте рассказ наблюдателя о том, что он видел и чувствовал. Расскажите о своих переживаниях».

Обсуждение: 5-7 минут.

Инструкция для танцующего: «А теперь снова закройте глаза и представьте себе человека, который выводит вас из себя. Вспомните обстановку, слова, жесты того человека. Сконцентрируйтесь на чувстве злости, которое у вас возникает. Пусть эта ярость растет. Определите в своем теле место, где живет ваша ярость. Какая она? Есть ли у нее цвет... форма... образ... Начните двигаться по мере ее развития, пусть ваша ярость начнет танцевать, проявляться, жить... Будьте искренни в проявлении своих эмоций, возникающих у вас в связи с чувством ярости».

198


БАЗОВЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ

Инструкция для наблюдателя: «Внимательно наблюдайте за своим партнером, отмечайте качества движений, выражение лица. Особое внимание обратите на двигательные стереотипы, рабочие и нерабочие части тела. Осознавайте свои чувства, которые появляются у вас, когда вы смотрите на танцующего».

Инструкция (после окончания процесса): «Танцующие, откройте глаза и послушайте рассказ наблюдателя о том, что он видел и чувствовал. Расскажите о своих переживаниях».

Обсуждение: 5-7 минут.

Затем происходит смена ролей в парах, инструкции повторяются.

Вопросы для анализа упражнения в группе:

□ Какое чувство ощущалось сильнее — любовь или злость?

□ Какое чувство было танцевать легче, а какое труднее?

□ Какое чувство было сложнее остановить по окончании упражнения?

□ Есть ли кто-то, кого ты то любишь, то ненавидишь?

□ Какие движения характерны для чувства любви и чувства ярости?

□ Что нужно делать, чтобы прекратить чувство злости?

СТРАСТЬ И НЕЖНОСТЬ

Цели: снятие телесного напряжения; развитие двигательного репертуара; осознание связи между качествами движения и различными состояниями; обучение переходу между состояниями; диагностика преобладающих эмоций.

Продолжительность: от 40 минут до 1,5 часа.

Музыка: первая часть — барабаны или трансовая музыка (20 минут); вторая часть — музыка, отражающая страсть, лучше всего — «b-traib» или испанская (30 минут); третья часть — нежная, лучше всего саксофон, например, Kenny G (30 минут).

Исполнение: групповое.

Процедура

Инструкция для первой части: «Выберите себе место в пространстве. Желательно, чтобы на расстояние вытянутой руки рядом никого не было (учитываются размеры зала). Поставьте ноги на ширину плеч, очень важно, чтобы вам было удобно стоять. Чуть согните ноги в коленях, отведите попу назад. Подвигайтесь вверх-вниз, как будто вы сидите на надувном шаре. Очень важно, чтобы ноги стояли твердо и вы не ходили по залу. Можете представить себя мячиком, по которому стучат. Теперь максимально расслабьте тело, отпустите шею, особо обратите внимание налицо, челюсти, плечи, руки. Потрясите ими. Когда зазвучит музыка, прислушайтесь к своему и телу и почувствуйте движение потока воздуха в легкие и обратно. Постепенно всем телом входите в этот ритм, увеличивая или уменьшая его согласно вашим импульсам. Продолжайте двигаться (как бы трястись) до окончания музыки».

Инструкция для второй части: «Пусть музыка захватит вас, вспомните, как вы страстно чего-то хотели или желали, пусть страсть захватит вас целиком, тотально, отдайтесь ей».

199


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!