ГЛАВА 111. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ



Инструкция для третьей части: «А теперь начните двигаться медленнее, пластичнее, нежнее. Пусть нежность, которая живет у вас в душе распространится на все пространство вокруг вас. Станцуйте танец своей нежности».

Вопросы для обсуждения:

П Опишите свой процесс. Что было самым сложным?

□ Что было легче танцевать: страсть или нежность?

□ Возникли ли у вас образы и если да, то какие?

ГРАНИЦЫ

Цель: работа с ограничениями.

Продолжительность: 30—45 минут.

Музыка: разная.

Исполнение: групповое.

Процедура

Инструкция: «Начните двигаться под музыку, танцуйте так, как вам хочется, не ограничивая себя. Глаза должны быть закрыты на протяжении всего процесса. Продолжайте двигаться в любом случае, что бы ни происходило...»

Комментарий: группа начинает двигаться, а ведущий постепенно перетягивает зал веревкой в разных направлениях; можно разбрасывать на пол шары, мячи, другие безопасные предметы; накидывать на руки, шею платки или другую одежду.

Вопросы для обсуждения:

О Что вы чувствовали и какие эмоции испытывали, когда сталкивались с предметами?

□ Как вы воспринимали предметы: как ограничения, как препятствия, как игру, может, как-то по-другому?

□ Что хотелось сделать?

□ Что вы чувствовали, когда сталкивались с людьми?

□ Натыкались ли вы на стены?

□ Что вы делали, когда обнаруживали препятствия?

□ Как в жизни вы реагируете, когда сталкиваетесь с препятствиями?

□ Можно ли как-то действовать по-другому?

РАБОТА СО ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ

ЗЕРКАЛО

Цели: расширение репертуара движений; развитие внимательности к телесным сигналам; установление эмпатических отношений. Продолжительность: 5—10 минут. Музыка: нейтральная, среднего темпа.

200


БАЗОВЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ

Исполнение: в парах. Процедура

Танцоры делятся на пары, встают друг напротив друга. Один из них — ведущий, другой — ведомый. Когда ведущий движется, ведомый отражает каждое движение настолько точно, насколько это возможно. Цель — достигнуть такой согласованности движения, чтобы свидетель не мог различить, кто ведет, а кто следует. Ведущий должен сосредоточить свое внимание на том, чтобы двигаться четко, чтобы ведомый сохранял с ним связь, а задача ведомого — чувствовать связь его движений с движениями ведущего. Через несколько минут танцоры меняются ролями и повторяют упражнение.

Вариант. Лидерство перемежается между двумя танцорами. Смена может происходить в быстрой последовательности, так, что даже сами танцоры не смогут определить, когда эта смена происходит. Один из танцоров также может оставаться на время лидером. Ни один из танцоров не должен специально выбирать, сохранять ему лидерство или избегать этого.

Примечание. Чтобы сделать зеркальное отражение максимально точным, ведущие должны двигаться достаточно медленно и избегать внезапных движений. Они должны смотреть на своих партнеров, а партнеры, будучи зеркальным отражением ведущих, смотрят на них. Танцоры не обязаны оставаться на одном месте. Они могут перемещаться вдоль зеркала, приближаться или отдаляться от него. Они не должны, однако, двигаться сквозь зеркало. Они должны точно знать, где проходит зеркальная плоскость.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ТЕНЬ

Цели: расширение репертуара движений; углубление группового взаимодействия.

Продолжительность: 5—10 минут.

Музыка: нейтральная, среднего темпа.

Исполнение: в парах.

Процедура

Танцоры делятся на пары, встают друг за другом. Тот, кто стоит сзади, — «тень», ведомый, другой — «хозяин тени», ведущий. Вначале происходит настройка, «тень» внимательно наблюдает за «хозяином», отмечая особенности его позы (постановку головы, положение рук и ног), «примеривает» его образ к себе. Когда ведущий движется, ведомый отражает каждое движение настолько точно, насколько это возможно. Через некоторое время танцующие разворачиваются на 180 градусов, и «тень» показывает «хозяину» характерные особенности его (ее) движения. Потом они обсуждают этот опыт в парах.

Затем партнеры меняются ролями и повторяют упражнение.

201


ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

ВСТРЕЧИ И РАССТАВАНИЯ

Этот процесс основан на конкретном жизненном опыте каждого человека — опыте взаимоотношений. Отношения с другими в нашей жизни имеют разное значение, но одну структуру: они начинаются, развиваются и заканчиваются. В основе многих проблем во взаимоотношениях лежит неумение принимать их процессуальный характер, а также опыт первичных отношений, исследуемый в теории объектных отношений.

Цели: осознание чувств и стратегий поведения на разных стадиях взаимоотношений; иногда — выбор новых стратегий.

Продолжительность: 10—15 минут.

Музыка: эмоциональная, разнообразная, задающая настроение для каждого из этапов.

Исполнение: в парах.

Процедура

Участники делятся на пары. Структура процесса: встреча — знакомство — взаимодействие — противодействие — расставание — собственный танец. Основными действующими «лицами» в этом процессе являются руки. Вначале проводится демонстрация и объяснения. Важно создать настрой на честное эмоциональное вовлечение в процесс. Каждая пара проходит процесс в своем темпе, тем не менее ориентируясь на смену музыки.

Партнеры начинают на расстоянии в 2-3 метрах друг от друга. Первые несколько секунд рекомендуется постоять с закрытыми глазами, дышать немного глубже и замечать свои чувства перед встречей с другим человеком, обратить внимание на имеющиеся страхи, надежды, ожидания. После этого участникам предлагается открыть глаза и встретиться с партнером сначала взглядом, оставаться в контакте глазами в течение всего процесса. Первый этап — знакомство, это танец на кончиках пальцев, постепенно ладони находят более полный контакт, переходя к стадии взаимодействия — совместного танца. Постепенно в этом взаимодействии появляются элементы противодействия. Помните, что это тоже танец. В какой-то момент наступит пора расставания. И это тоже танец. Когда вы остались одни, приходит время для вашего собственного танца.

По окончании процесса следуют вопросы для осознания:

П Кто из вас сделает первый шаг?

□ Хватило ли вам времени для знакомства или оно было очень коротким?

□ Насколько глубоким и разнообразным было взаимодействие?

□ Чем для вас было противодействие — борьбой, игрой, просто повышением плотности и энергичности взаимодействия или чем-то еще?

О Как вы расставались? О И что такое для вас ваш собственный танец? Вернитесь к своему партнеру и поблагодарите его. По окончанию процесса проводится проговор.

202


БАЗОВЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ

Примечания:

а) выбор партнера (пол, возраст, симпатия-антипатия) задает важный личный контекст процесса, поэтому вы можете в зависимости от состава группы предложить участникам разные варианты выбора;

б) отказ, пропускание или сопротивление некоторым фазам процесса может дать богатый диагностический материал и понимание направлений дальнейшей работы. Традиционно, «сложными» стадиями являются противодействие и расставание;

в) при проговоре очень важно проакцентировать разнообразие сценариев и «историй» взаимоотношений;

г) в контексте работы с ранними отношениями (сепарация-индивидуа-ция М. Малер) можно включить стадию возвращения: совместного танца с контактом глазами, но без телесного контакта.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!