МУЗЫКАНТ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ



Цели: обучение умению чувствовать партнера; диагностика межличностных взаимодействий.

Продолжительность: от 15 до 30 минут.

Музыка: разная по ритму, настроению.

Исполнение: в парах.

Процедура

Инструкция: «Выберите себе пару. Определитесь, кто будет музыкант, а кто музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты завязывают или закрывают глаза».

Инструкция для музыкальных инструментов: «Теперь вам остается ждать, когда к вам подойдет музыкант и начнет на вас играть. Старайтесь быть максимально расслабленными и следовать только за действиями музыканта».

Инструкция для музыкантов: «Представьте, что ваш партнер — это музыкальный инструмент, который будет играть ту музыку, которую вы сочините. Почувствуйте своего партнера, и когда зазвучит музыка, начните с ним взаимодействовать. Говорить нельзя. Только движения вашего тела».

Упражнение может иметь несколько модификаций.

После остановки музыки (обычно это одна композиция, длящаяся около 3-3,5 минут) участники в паре меняются ролями. И затем находят новую пару.

После остановки музыки меняются только музыканты, инструменты остаются с закрытыми глазами и не знают партнера, который будет с ними дальше работать. Обычно упражнение содержит 4—6 музыкальных композиций. Далее происходит полная смена ролей. Те, кто был музыкантами, становятся инструментами.

Примечание. Второй вариант более диагностичен. Здесь становятся очевидными манеры взаимодействия с партнером и нет субъективных личностных оценок, основанных на отношении к данному человеку.

203


ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Вопросы для обсуждения:

П Кем вам понравилось быть больше: музыкантом или инструментом?

□ Что вам понравилось и не понравилось, когда вы были музыкантом?

□ Что вам понравилось и не понравилось, когда вы были инструментом?

□ Какие части тела двигались легко, а какие сложно? Какие вообще не двигались?

□ Чувствовали ли вы насилие, когда были в роли инструмента?

П Какие эмоции и чувства вы испытывали в процессе упражнения?

РАЗГОВОР ПО ДУШАМ

Цель: развитие эмпатии.

Продолжительность: 15—20 минут.

Музыка: фоновая или отсутствие музыки.

Исполнение: в парах.

Процедура

Инструкция: «Выберите себе партнера. Определите, кто будет говорить, а кто слушать. Те, кто будет говорить, подумайте, о чем вы хотите рассказать. Когда будете готовы, начните двигаться и рассказывать, но не словами, а танцем. Второй партнер должен внимательно наблюдать и задавать вопросы, но тоже только с помощью движений. Вполне возможно, что у вас разовьется захватывающая беседа, а может, наоборот, вы не поймете друг друга. Начинайте разговор».

Примечание. Можно задать определенную музыку, если задать тему для разговора, например любовь, предательство, праздник, одиночество, вдохновение и т. д.

Вопросы для обсуждения:

П Обсудите в парах свой разговор по душам.

□ Смогли ли вы понять друг друга?

□ Если нет, то чего вам хотелось от партнера?

О Что вы чувствовали, когда танцевали свой рассказ?

□ Понял ли ваши чувства партнер?

□ Что вы чувствуете сейчас?

ТАНЕЦ С ПЛАТКОМ

Цель: диагностика межличностных взаимоотношений; развитие навыка взаимодействия с предметом в движении.

Продолжительность: 30—40 минут.

Музыка: разная.

Исполнение: групповое.

Процедура

Инструкция: «Найдите себе место в зале, сядьте удобно и положите перед собой платок. Сосредоточьтесь на дыхании, пусть вдох плавно перехо-

204


БАЗОВЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ

дит в выдох и наоборот... Посмотрите на свой платок, какой он? Нравится ли он вам? Начните исследовать его... Внимательно рассмотрите его... Вспомните, как он у вас появился... Как часто или редко вы пользуетесь им.... И постепенно пусть ваши движения переходят в танец... в танец с платком...»

Примечание. Нужно попросить участников принести платок, желательно большой, типа палантина. В запасе у ведущего должны быть платки на тот случай, если кто-то из участников забудет принести свой.

Вопросы для обсуждения:

П Опишите свой процесс.

□ Какие чувства и эмоции у вас были по мере взаимодействия с платком?

□ Когда вы закончили танцевать, где был платок?

□ Оставляли ли вы платок без присмотра?

□ Как ваши взаимодействия с платком соотносятся с взаимодействием в вашей жизни с партнером?

ТАНЕЦ ПО РИСУНКУ

Этот танец я (В. Козлов) освоил 1992 г. на суфийском тренинге. Аль-Га-зал и говорил, что тело нужно рассматривать как везущего, душу — как едущего на нем: «Душа должна заботиться о теле, как пилигрим на пути в Мекку заботится о своем верблюде; однако если пилигрим проводит все свое время в кормлении и украшении верблюда, караван оставит его позади, и он погибнет в пустыне». Хорошее здоровье и центрированность на потребностях тела поощряются до той степени, пока они не мешают внутренней работе.

Этот тренинг, основанный на суфийских техниках, показал мне «срединный путь» в работе с телом. И сам танец, который нам продемонстрировала Ма Дэва Прэм, я рассматриваю в двух аспектах:

1) увеличение внутренней свободы, жизненности и раскованности тела;

2) научение на уровне тела рефлексировать и эмпатировать другому человеку.

С тех пор я практикую этот танец, и его внутренняя идея легла в основу многих процессов с использованием связного дыхания: «Трава-вода», «Танец мастеров» и т. д., а также коммуникативных тренингов.

Цель: установление контакта с другими участниками в танце, сохраняя свой танец; увеличение внутренней свободы.

Продолжительность: 5 минут на каждого участника группы.

Музыка: танец проводится под ритмичную и громкую музыку, которая включается после инструкции. Для повышения общей энергии можно использовать бубны, барабаны.

Исполнение: групповое. До начала танца участники становятся в общий круг.

205


ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Процедура

Зал для проведения данного упражнения должен быть достаточно просторным. Участникам танцевального сета рекомендуется снять очки, часы, украшения. Одежда должна быть просторной и свободной.

Инструкция: «Сейчас мы будем танцевать. Почувствуйте свое тело и настройтесь на танец. Вдохните глубоко и на выдохе сделайте первое движение в вашем танце. Каждый танцует свой танец (5 минут).

А сейчас тот человек, который стоит слева от меня по кругу, выходит в центр. Не прекращайте танец в центре, сохраняйте рисунок своего танца. Выберите в этом круге того человека, которому хотите предложить рисунок своего танца. Подойдите к нему в танце. Предложите ему присоединиться к рисунку вашего танца. А вы (партнеру) попробуйте зеркально отразить каждое движение, быть зеркальным отражением танцевального рисунка вашего партнера. (Пара танцует в центре.) А сейчас, когда я хлопну в ладоши, тот, кто начинал этот танец, возвращается на место, а его партнер предлагает кому-то в круге свой рисунок танца...»

Группа танцует до тех пор, пока каждый в круге не покажет свой рисунок танца.

После упражнения проводится традиционный проговор.

ТЕХНИКИ КОНТАКТНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ

Контактная импровизация — это направление, возникшее в начале 1970-х гг. в США. Его основателем стал танцовщик постмодерна Стиво Пэкстон. В основу направления была положена идея, что для танца необходимы два человека. Здесь нет борьбы, секса, это не бальные танцы, хотя там и содержатся некоторые элементы всего этого. Эта работа — исследование способности сознания слиться с телом в настоящем моменте и оставаться в нем, оставаться в теле, когда условия изменились. Исследование развилось в новый технический подход, требующий работы как непосредственно с физическим телом, так и с определенным мысленным отношением. Необходима работа с кинетическими образами, которые соответствуют движению и являются для тела истинными.

Многие идеи уже существовали до этого. Стив Пэкстон преподавал, используя Release-technique («техники высвобождения»; имеется в виду высвобождение новых двигательных возможностей и освобождение от мышечных зажимов), айкидо и некоторые другие методы. Кроме того, автором были найдены упражнения для развития ощущений, связанных с полетом, поддержками и для формирования навыков уверенного владения этими экстремальными формами движений. Требуемая для этого физическая сила изыскивалась в результате «правильных», то есть наилегчайших, рефлекторных действий, связанных скорее с внутренними ощуще-

206


БАЗОВЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ

ниями, чем с внешней формой. В этих обстоятельствах ранее заученная техника движения скорее мешала, чем помогала достичь требуемого.

За 30 лет своего существования контактная импровизация как направление работы развилась в международную сеть со своими преподавателями, организацией воркшопов, фестивалей и подготовкой практиков; это одно из направлений танца, которое оказало большое влияние на язык современного танца и другие практики движения, и в том числе на танцевально-двигательную терапию.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!