ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ



Музыка: специально подобранная для трех ярусов.

Исполнение: индивидуально, с закрытыми глазами.

На каждый ярус — своя музыка. Начинаем со среднего, переходим на нижний, затем возвращаемся в средний ярус и идем наверх. На каждый ярус — 3—5 минут, переходы плавные.

По окончании — вопросы для осознавания и проговор.

ЗЕМЛЯ - НЕБО - ЧЕЛОВЕК

Это контекстуальная психотехнология, но мы приводим ее здесь, а не в соответствующем разделе, поскольку она прямо развивает идеи предшествующего формата.

Цели: интеграция кинесферы на телесном, эмоциональном и образном уровнях; глубинный трансформационный опыт.

Продолжительность: 15—20 минут.

Музыка: специально подобранная для 3 ярусов.

Исполнение: индивидуально, с закрытыми глазами

Это упражнение лучше проводить как одно из завершающих. Его прохождение обеспечивается предыдущей работой в упражнениях с близкими темами — укоренение, исследование качеств движения, центрированность, аутентичность. Можно сказать, что оно расширяет состояние аутентичности в космологическом направлении, в область древних, глубинных и живых метафор. Контекст задается словами ведущего, через последовательное обращение в танце к Земле и Небу как архетипическим (универсальным) партнерам в танце жизни. Акцент делается на том, что в танце все партнеры равны и только танец человека соединяет Землю и Небо.

Важен период тишины и неподвижности после процесса.

ПОЛЯРНОСТИ

Работа с противоположными качествами (движенческими, поведенческими, личностными) достаточно наглядна и основывается на коренной бинарности человеческого мышления.

Направление работы — переход от одномерных полярностей к принятию противоположностей в их динамике и взаимодополнительности.

Работа с полярностями может идти как в рамках лабановского подхода к анализу движения, так и юнгианского подхода. В последнем случае концепция полярностей связана с опытом М. С. Уайтхауз в юнгианском анализе «теневого» материала.

Она отмечала, что наши жизни не настолько «сухи и обрезаны», как мы об этом думаем. Поэтому, «хотя мы можем стремиться выбирать только один путь в жизни, или только один способ выражения вместо другого, тот способ, что мы отвергли, не перестает существовать, он осуществляется бессознательно» (Levy, 1998). В движении, когда одна мышца сокращается,

196


БАЗОВЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ

другая, полярная ей, — растягивается. Поскольку одно немыслимо без другого, она считает, что танец является значимым способом узнавания и выражения противоположных устремлений.

Именно в танце очень наглядно, в опыте видно, что противопололож-ности — всего лишь разные точки, полюса одного спектра, одной шкалы, и у нас есть возможность выбирать любую позицию на этой шкале и менять ее в любой момент времени. Эта идея позволяет переходить от жесткого одномерного восприятия мира к многомерным гибким контекстам восприятия.

Существует достаточно большой список полярностей, с которыми можно работать:

• Медленное — быстрое.

• Большое — маленькое.

• Легкое — тяжелое.

• Мягкое — жесткое.

• Хаос — порядок.

• Верх — низ.

• Открытое — закрытое.

• Вовне — внутрь.

• Тянуть — толкать.

• Кривые — прямые.

• Напряжение — расслабление.

• И т. д.

Мы можем использовать любые из них как по отдельности, так и в комплексе в зависимости от целей работы, характера движений участников и динамики группового процесса.

ТАНЕЦ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Цели: расширение репертуара движений; осознание связи между качествами движения и различными состояниями; обучение переходу между состояниями.

Продолжительность: 15—20 минут.

Музыка: эмоционально нейтральная, оживленная.

Исполнение: индивидуально и в парах.

Процедура.

1. Индивидуальное исследование. Предлагается исследовать в танце эти полярности и переходы между ними, переходя постепенно, «по шкале» от одной противоположности к другой, создавая свой танец на основе исследования этих качеств.

В конце — интеграция разных качеств, в собственном танце и взаимодействии с другими участниками.

2. В парах (взаимодополнительность). В каждой паре один из партеров воплощает один из полюсов. В танце они исследуют как собственное со-

197


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!