ЭЛЕКТРОШОКЕР (Версия Полы Джоза-Джонс)



Цели: развитие навыка осознавания частей и отдельных областей тела; развитие телесной чувствительности; развитие умения «слышать и чувствовать» партнера.

189


ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Музыка: без музыки. Продолжительность: 10-15 минут. Исполнение: в парах. Процедура

Упражнение проводится также в парах, принимающий партнер начинает лежа на полу. На этот раз активный партнер обозначает точку на теле партнера точечным и ощутимым прикосновением. Принимающий партнер реагирует мгновенно как на «удар током», но именно этой точкой, частью тела и остается в том положении, куда его приводит импульс, до получения нового сигнала.

Примечание: участники в принимающей роли должны быть внимательными, чтобы не опережать своих партнеров, а только перенимать от них импульсы движения. Так они смогут почувствовать вес собственного тела, его инерцию и импульсы. Большинство участников любят эти упражнения из-за физического контакта и возможности потолкать других людей вокруг (безопасное выражение агрессии).

МАРИОНЕТКИ

Пели: развитие навыка осознавания тела, умения фокусироваться на определенной части тела.

Музыка: без музыки.

Продолжительность: 15—20 минут.

Исполнение: индивидуальное.

Процедура

Участникам предлагается представить себе, что они — куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. «Представьте себе, что вас подвесили за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т. д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное — расслаблено, болтается». Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами. Ведущий следит за степенью расслабленности тела у участников.

АКТЕР/РЕЖИССЕР

Пели: развитие спонтанности и креативности.

Музыка: без музыки.

Продолжительность: 40-60 минут (по 10-15 минут на каждое действие и состояние).

Исполнение: в парах.

Процедура

Участники делятся на пары. В каждой паре один из партнеров — «актер», другой — «режиссер». Режиссер дает указания актеру, которые тот выполняет, не раздумывая и полностью погружаясь в выполнение задания. Время от времени режиссер дает другое задание.

190


БАЗОВЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ

Режиссер «играет» со временем между командами. Он может дать следующую команду сразу же или немного подождать. Позволяет партнеру в течение достаточно длительного времени проживать материал, который к нему приходит, и/или заставляет его изменяться быстро и неожиданно.

Режиссер в этом упражнении не должен чрезмерно заботиться об актере. Он не должен ограждать его от сложных ситуаций. Напротив, режиссер помогает увеличить «растяжку» актера, то есть способность переходить к очень разным действиям и состояниям.

Мы предлагаем три версии этого упражнения. «Природа» импульса в каждой версии — разная. Эти варианты могут выполняться последовательно или отдельно, в зависимости от целей занятия.

Вариант 1. Действие.

Музыка: быстрая, «заводная».

Режиссер называет простые физические действия: сесть, бежать, прыгать, вращаться, ползать и т. п. Актер моментально начинает делать это действие и продолжает до тех пор, пока режиссер не даст следующую команду. После участники меняются ролями и повторяют это упражнение.

Вариант 2, Образ.

Музыка: без музыки.

Надо найти нового партнера. Режиссер называет образ, актер стремится не представить образ, а прожить его телом, воспринимая его как импульс. Чтобы актеру было легче, образ должен быть а) не антропоморфным, а предметным; б) развернутым, то есть состоять не из одного слова, а из двух-трех; в) эмоционально заряженным. Например: скрипящая дверь, падающий мокрый лист, раненая ворона и т. д. Нужно дать актеру время для того, чтобы «войти» в образ и раскрыть его.

Далее участники меняются ролями и повторяют это упражнение.

Вариант 3. Сдвиг (Вариант Рут Запоры).

Музыка: без музыки.

Надо найти нового партнера. Режиссер может говорить только одно слово — «сдвиг». Когда актер услышит слово «сдвиг», он должен изменить свое состояние, то есть перестать делать то, что делал до этого, и мгновенно начать делать что-то совсем иное.

Если актер стоял на месте и медленно двигался, он может начать порывисто перемещаться или лечь на пол. Сдвиг происходит неожиданно для участников. Когда вы слышите слово «сдвиг», оставайтесь внутри и откликайтесь на то, что вы чувствуете в настоящий момент: на то чувство, которое у вас есть, на то, что вы видите и слышите, на то, к чему вы прикасаетесь, на свои фантазии или мысли.

Вы можете быть безумны, смешны, свободны в иррациональных изменениях. Будьте страстными, драматичными, обычными, экстраординарными.

Вопросы для обсуждения:

П Режиссер, скажите, что вы думаете о разнообразии чувств и состояний актера.

191


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!