ВИБРАЦИЯ, ПЕРЕХОДЯЩАЯ В ТАНЕЦ



Цель: снятие мышечных зажимов, напряжения; разогрев.

Продолжительность: 10—15 минут.

Музыка: для первой части — с мелким, быстрым ритмом, удобным для тряски, во второй части — энергичная.

Исполнение: индивидуально.

Процедура

Участники начинают стоя, с закрытыми глазами. По музыку они начинают искать вибрацию, мелкую тряску, которая, начинаясь от ног и пола, проходит через все тело, постепенно включая плечи и голову. Через несколько минут участники начинают увеличивать амплитуду движения, сохраняя тот же паттерн. Постепенно вибрация становится волной, проходящей через все тело — от ступней до кончиков пальцев рук и макушки головы. Постепенно участники приоткрывают глаза, и движение распространяется в пространстве.

177


ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

ТРЯСКА-РАСТЯЖКА

Цель: снятие мышечных зажимов, напряжения; разогрев.

Продолжительность: 15 минут.

Музыка: для первой части цикла — с мелким, быстрым ритмом, удобным для тряски, во второй части — медленная, тягучая; цикл повторяется несколько раз.

Исполнение: индивидуально.

Процедура

Участники начинают с закрытыми глазами с вибрации-тряски как в предыдущем упражнении. Можно обратить внимание на высвобождение плечевых и бедренных суставов. Через несколько минут (5—6) тряска прекращается и участники переходят к растяжке — тянутся всеми пятью конечностями (включая голову). Важно, чтобы эта растяжка продолжалась в одном направлении достаточно длительное время. Эта растяжка идет не за счет увеличения мышечного напряжения, а за счет «расширения пространства» в суставах. Эта часть длится 3—4 минуты.

Этот цикл повторяется несколько раз.

НАЗЫВАНИЕ КАЧЕСТВ ДВИЖЕНИЯ, РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ ТЕЛА

Цели: развитие навыка осознавания тела в движении; диагностика рабочих и нерабочих зон в теле, трудностей исполнения различных качеств движения; выявление проекций движений в жизни.

Продолжительность: 10—15 минут.

Музыка: энергичная.

Исполнение: индивидуально.

Процедура

Участники начинают двигаться, ведущий называет различные качества движения (например, плавные кривые, прямые углы и т. д.) или части тела (центр, голова, ноги), которые становятся фокусом внимания во время движения.

Версия для продвинутой группы. Участники в любом порядке могут сами называть части тела, качества движения или просто «стоп-движение». Этот вариант позволяет больше включить механизмы группобразования.

РАБОТА С ЦЕНТРОМ

Во многих системах развития человека существует идея телесных центров, связанных с тем или иным аспектом личностной структуры. Голова как ментальный центр, грудь как сердечный, эмоциональный центр, низ живота при этом часто считают сексуальным или витальным центром. В некоторых восточных традициях эту область скорее определяют как энергетический центр (хара в Японии, нижний дянь-тянь в даосизме). Интересно, что рядом с этой областью находится пупок — место, из которого

178


УПРАЖНЕНИЯ-РАЗМИНКИ

появилось наше тело, откуда оно начало формироваться. Если же мы посмотрим с точки зрения физики, то эта область — центр тяжести нашего тела. Это «схождение смыслов» в одной части тела указывает на важность работы с ней. Эту часть тела мы называем просто «центр».

Здесь мы приводим одно упражнение, которое развивает чувствительность в этой области.

Цель: развитие чувствительности таза (области крестца).

Продолжительность: 10 минут в одну сторону.

Музыка: в начале оживленная, среднего темпа, затем — энергичная.

Исполнение: в парах.

Процедура

Участники делятся на пары. Один из партнеров кладет ладонь на область крестца (проекцию центра) другому. При этом важно качество прикосновения: ладонь как бы «прилипает». Второй партнер начинает ходить, а первый просто следует за ним, не отрывая ладони. Это прикосновение привлекает внимание (в том числе бессознательное) к области центра. Через одну-две минуты второй партнер добавляет разнообразие в движения, все время начиная, инициируя движения из центра. В этот период можно иногда менять ладони, стараясь тем не менее поддерживать непрерывность контакта. Через несколько минут первый партнер начинает вести второго, а второй поддается, позволяя себя вести за центр. Первый партнер старается предлагать второму те движения, которые тот не использовал (другие направления, ритмы, ярусы). На следующем этапе первый партнер отпускает второго, тот уже движется самостоятельно, используя весь репертуар движений, найденный и полученный во время предыдущих стадий.

Затем партнеры меняются ролями, и процесс повторяется в другую сторону.

РАБОТА С ПОЗВОНОЧНИКОМ

Цель: развитие чувствительности позвоночника.

Продолжительность: 10 минут в одну сторону.

Музыка: вначале оживленная, среднего темпа, затем — энергичная.

Исполнение: в парах.

Процедура

Позвоночник — это именно та ось, которая соединяет верх и низ тела, основа внутренней структуры, «мировое дерево» телесности. В этом упражнении мы используем тот же принцип, что и в предыдущем: один из партнеров кладет руки на две крайние точки позвоночника — копчик и основание черепа. Вначале партнер, к которому прикасаются, просто ходит, а затем начинает разнообразить движения, соединяя ими эти две точки. Первый партнер все время следует за вторым, стараясь по возможности не отрывать руки, может быть иногда меняя местами ладони. В конце первый партнер отпускает второго, и тот движется самостоятельно.

179


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!