ГЛАВА II. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)



тренеров — это желание вместить в тренинг как можно больше упражнений. Прекрасно, если вы знаете много форматов, можете разрабатывать их сами, но для тренинга как для любого произведения искусства (а хороший тренинг — это действительно произведение искусства) важна редактура, отбрасывание лишнего. Это «лишнее» все равно присутствует в «теле» тренинга и задает его «невидимое измерение». Также тщательно нужно рассмотреть последовательность, связи между упражнениями, почему они следуют одно за другим. Здесь можно учитывать несколько принципов развития тем:

1. Принцип маятника. Маятники, синусоида, волна — один из самых естественных принципов; активность сменяется пассивностью, высокая интенсивность — медитативностью. Иногда резкая смена темы (контраст) способствует ее более глубокому усвоению за счет обновления восприятия, но может также и усилить сопротивление.

2. Принцип интериоризации. При освоении новых движений или принципов построения движений важно использовать путь интериоризации: вначале работа идет в группах или парах, а затем — индивидуально.

3. Принцип экстериоризации. Уже освоенное новое качество или способ действия имеет смысл закрепить во взаимодействии с партнерами.

4. Принцип смены модальностей. Для интеграции в структуру сознания новых смыслов и навыков имеет смысл менять «языки переживаний», проводить межмодальные трансляции: например, иногда подключать к танцу голос или рисование, предложить описывать восприятие движения через образы и т. д.

ВЕРБАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИТДТ

В принципе, именно наличие и особая роль вербальной компоненты отличают танцевальную терапию от просто танцевальных занятий. Поэтому для танцевального терапевта важны все навыки, которые важны для любого психолога, работающего в вербальных техниках. Но механизмы интеграции в ИТДТ, естественно, шире, она может происходить и при отсутствии осознания первичной травмы.

В вопросе о вербальной интерпретации опыта движения нам близка позиция британской DMT — в ИТДТ терапевт не интерпретирует опыт клиента, не приводит его опыт к заранее заданной карте психики. Здесь мы исходим из принципа многомерности истины. Для нас важно помочь клиенту сформировать навыки саморефлексии, помочь ему в осознавании связей между ощущением, действием, чувством и смыслом.

Вместе с тем для практиков ИТДТ важны и специфические навыки — совмещение движения и ведения голосом, трансляция качества и состояния через интонацию, тембр и стилистику речи; умение соотносить силу голоса с громкостью музыки и т. д. Голос тренера ИТДТ также «танцует».

164


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИТДТ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ

Хотя на тренингах мы часто используем упражнения и процессы без музыки (например, Аутентичное Движение), для практиков ИТДТ критически важно хорошее знание различных музыкальных направлений, тонкое чувствование ритма, атмосферы, композиции музыкальных произведений и профессиональные навыки обращения с музыкальной аппаратурой.

Хотя мы не используем на тренингах очень громкую музыку, качество записи и аппаратуры очень значимо. Оптимальным на сегодняшний день следует считать наличие hi-fi аппаратуры и работа со специально подобранными CD (например, набор, который распространяется на профессиональной программе А. Гиршона). Музыкальные центры и кассеты принципиально не могут дать необходимого качества и снижают эффективность процесса. Также важно, чтобы ведущий умел сменить диск, поставить новую композицию, изменить громкость, продолжая давать инструкции, не отвлекаясь от наблюдения за процессом, не теряя контакта с группой. Нужно знать продолжительность каждой используемой композиции и динамику ее развития.

Выбор музыкальных композиций для проведения занятий должен быть максимально осознанным и определяться целями как конкретного упражнения, так и тренинга в целом. Музыка — составная часть терапевтического процесса в ИТДТ и может служить связующей нитью («якорем» в терминологии НЛП) между различными состояниями. Поэтому не следует на каждое упражнение ставить разные музыкальные композиции, но, если вы повторяете композицию, вы отчетливо понимаете, почему вы ее повторили, связь каких тем и состояний вы подчеркнули этим повтором.

В то же время набор музыкальных композиций для тренинга может быть достаточно разнообразным, чтобы помочь в активизации и интеграции различных чувств и состояний.

Мы не рекомендуем использовать популярные распространенные музыкальные композиции, особенно российскую «попсу», кроме тех случаев, когда мы работаем с утрированием социальных клише и стереотипов. В данном случае использование такой «музыки» действует как прививка, потому что в больших количествах популярная музыка является ядом для психики. Не следует использовать музыку с понятными большей части группы словами, кроме тех случаев, когда это продиктовано конкретным контекстом процесса. Музыка с ярко выраженной стилистикой (например, классическая или хип-хоп) будет задавать стиль танца; если вы не планируете специально работать внутри этого стиля, не используйте такую музыку.

Для проведения тренинга ИТДТ можно использовать следующие группы музыкальных произведений:

Энергизирующая, активная музыка, с использованием барабанов, возможно, этническая. Прекрасным образцом такой музыки является творчество «городской шаманки» Gabrielle Roth и ее группы The Mirrors.

165


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!