ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ



Цель: достижение ресурсных состояний и ИСС через танец.

Продолжительность: 30 минут на каждую из стихий.

Музыка: специально подобранная.

Исполнение: индивидуальное.

Процедура

«Танец четырех стихий» — это пять процессов, каждый из которых состоит из последовательности четырех техник (пятый процесс проходит по особой схеме, оговариваемой отдельно). Каждый из четырех процессов посвящается одной из стихий и является «путешествием» в мир этой стихии; пятый процесс — интегрирующий — собственно «Танец Четырех Стихий» в их единстве и взаимопереходе. Последовательность техник внутри четырех первых процессов: Телесный ключ доступа — Образное пространство Проживание качеств — Получение дара и имени.

Процесс начинается с принятия удобного положения. Участники закрывают глаза и берут связное дыхание. Предлагается сосредоточиться на одном из телесных ключей доступа (1) — телесном качестве, символически репрезентирующем одну из стихий.

Для стихии земли таким ключом доступа является ощущение всего тела, тела как такового с его весом, плотностью, формой. Для стихии воздуха ключ доступа — дыхание, поток воздуха, проходящий сквозь тело. Для стихии воды — течение крови и других жидкостей внутри тела (чувствуемых или представляемых), а также текучесть тонких ощущений тела. Для стихии огня ключом доступа являются внутренние ритмы — ритм сердца, пульсация крови. Каждый из этих ключей доступа становится одновременно отправной точкой и гидом в этих внутренних путешествиях.

Следующий шаг — визуализация образного пространства (2) одной из стихий и проживание его в движении и танце, отождествление с различными элементами этих стихий в танце.

Например: «Начните это путешествие в многообразный мир стихии земли. Земля, почва под ногами, какой разной она может быть... Неподвижный камень и сыпучий песок, плодородные почвы и могучие горы. Мир Земли... Почувствуйте себя разными проявлениями земли. Земля постоянно рождает новые и новые формы. Из земли растет трава. Цветы и травы, кусты и деревья — все растет из земли. Почувствуйте жизнь этих проявлений земли, протанцуйте их танец всем тел ом, всем своим существом. Земля дает жизнь всему живому. Все, что растет и движется, является частью стихии земли. Жуки и гусеницы, муравьи и змеи, ящерицы... Бесконечные проявления земли... Почувствуйте их, проживите их танец, дайте им свое чело! Все животные — это воплощения земли. У каждого свой танец, свои движения. Проживите их. Эти разные танцы. Побудьте разными животными: оленем и черепахой, волком и буйволом, обезьяной и медведем ... многими, многими животными... На земле всем есть место, есть место для всех танцев. Земля рождает и питает все формы. Танцуйте танцы Земли!»

246


КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

Визуализации остальных стихий строятся подобным образом (см. таблицу). Уровень детализации визуализаций зависит от образовательных, национальных и других особенностей группы и стиля ведущего. Важно, чтобы образное пространство было достаточно «широким» и тем самым позволило бы включиться в процесс всем участникам. Уже внутри первой стадии закладывается переход к следующей — переход к архетипическим качествам стихии.

Архетипические качества в равной степени представлены в мире природы, мире социума и мире личности. Это те «подводные течения», что позволяют воспринимать мир единым, живым и одухотворенным. Участникам предлагается прожить эти качества в танце (3) как качества движения, полностью прочувствовать их через танец. Важно предложить достаточно большой и неоднозначный (амбивалентный) набор качеств.

Следующий шаг в этом путешествии — поиск дара, дара этой стихии. Участникам предлагается почувствовать «зов» стихии и найти этот дар, выраженный образом или качеством. После получения дара участникам предлагается найти, почувствовать и принять имя, которое дает им эта стихия. Получение даров и имен (4) от различных сил достаточно распространено в магических и духовных традициях. Это ритуал, закрепляющий связь человека с конкретной силой (стихией) и утверждающий изменение этих отношений.

При большом количестве участников можно ограничится только поисками дара, однако наличие двух пересекающихся, но неконгруэнтных процессов, по моему опыту, позволяет приблизиться к более адекватному, го-лографичному восприятию стихии. Одновременное принятие дара и имени кажется нелогичным, но именно за пределы логики и нужно выйти для подлинного приближения к глубинным слоям сознания.

Процесс заканчивается ритуальным называнием даров и имен в круге. Например, «Мой дар земли — Надежность, мое имя земли — цветок»; или «Мой дар воды — текучесть, мое имя воды — Анабис».

В этом ритуале называния даров и имен очень часто видно, что люди действительно прикасаются к каким-то глубоким слоям психики: особые «другие» голоса, особая атмосфера глубины и сосредоточенности, каждое произнесенное слово значимо и неожиданно. Эти процессы проходят при минимальной освещенности, с закрытыми глазами или в повязках, под музыку, соответствующую характеру стихии.

Важен постепенный и мягкий выход из процесса. Далее рекомендуется 5—10 минут провести в молчании, наедине с самим собой. Самоотчет лучше проводить в письменной форме.

Последний, завершающий процесс — повторение и объединение всех качеств всех четырех стихий, проход на более глубокий уровень — в точку, откуда рождаются все стихии. В этом процессе ключами доступа являются «дары» и «имена», полученные в предыдущих танцах, атакже зоны пространства кинесферы. На уровне визуализации образы — это краткое «вспомина-

247


ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

ние» (recollection) предыдущих путешествий и протанцовывание их и образов перехода между стихиями. Например, воздух/вода — дождь; земля/вода — туман, пар; земля/огонь — вулкан. В тексте визуализации важно сделать акцент на взаимопроникновении, взаимоперетекании всех стихий.

Завершение опыта — собирание опыта и качеств в тело, в различные зоны пространства тела и нахождение точки объединения всех стихий. Если пользоваться традиционной картографией, то зона Земли находится внизу (ноги, таз, живот), зона воздуха— вверху (голова, руки), вода и огонь — соответственно левая и правая половины тела. Точка их соединения — область солнечного сплетения.

Завершающий танец рождается из импульсов, идущих из этой точки. По контексту — это танец Воли, рождающей мир, мир стихий, мир во всех его многообразных проявлениях.

В Приложении 2 вы найдете таблицу с описанием основных параметров и метафор «Танца Четырех Стихий».

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПАТТЕРНЫ ДВИЖЕНИЯ

Эти психотехнологии основаны на принципах и идеях Body-Mind Centering. Более или менее точный перевод смысла этого направления — «обретение центра в целостной системе тело—сознание».

Направление разработано Бонни Бэйнбридж Коэн (США) в 1970-е гг. Это достаточно законченная целостная система с трехлетним циклом обучения. Здесь мы приводим лишь несколько упражнений, иллюстрирующих этот подход.

Следующие положения являются теоретической основой подхода ВМС в телесной и двигательной работе: 1) нарушения в настоящем являются следствием нарушений на ранних стадиях развития; 2) общая формулировка теоремы Геккеля («Онтогенез повторяет филогенез»). Эти положения выступают теоретической базой подхода в телесной и двигательной работе.

«Развитие не является линейным процессом, но скорее происходит волнами, перекрывающими друг друга; каждая стадия содержит элементы всех остальных стадий. Поскольку каждая предшествующая стадия поддерживает последующую, любой пропуск, искажение или незавершенность любой стадии развития может привести к проблемам с равновесием и движением, неравновесию развития систем тела, проблемам в восприятии, моторной памяти и творческом проявлении.

Движенческий материал развития включает первичные рефлексы, правильные реакции, рефлексы, связанные с поддержанием равновесия, и Базовые Неврологические Паттерны. Все это автоматические двигательные реакции, лежащие в основе наших произвольных движений. Рефлексы, правильные реакции и рефлексы, связанные с поддержанием равновесия, являются базовыми элементами или алфавитом нашего движения» (Б. Б. Коэн).

248


КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

Общая цель: увеличение телесной чувствительности, изменение образа тела, расширение двигательного репертуара.

Паттерны развития движения можно разделить на две группы: допозво-ночные (превертебралъные) и позвоночные (вертебралъные). Превертебраль-ные паттерны развития движения таковы:

1) клеточное дыхание (cellular breathing);

2) центральная симметрия (navel radiation);

3) оральный паттерн (mouthing);

4) допозвоночные движения (prespinal movement).

КЛЕТОЧНОЕ ДЫХАНИЕ

Первым из четырех превертебральных паттернов является клеточное дыхание (cellular breathing) — процесс сжатия/расширения в дыхании и движении в каждой клетке тела. Аналогии этого паттерна можно увидеть в некоторых подходах танца модерн, в частности contraction/release Марты Грэм и подъем/падение Дорис Хамфри, которые, как и Айседора Дункан, называли основой танца дыхание. Этот паттерн коррелирует с движением одноклеточных (помните инфузорию-туфельку). На структурном уровне — это возникновение единого гомогенного пространства. Клеточное дыхание лежит в основе всех других паттернов движения и характере поз.

Продолжительность: 10—15 минут.

Музыка: нейтральная или без музыки.

Исполнение: индивидуальное.

Процедура

Лягте на пол в открытую позицию, закройте глаза. Начните наблюдать за естественным ритмом дыхания, движением дыхания в теле. Усильте дыхание и начните присоединять тело к ритму дыхания. На вдохе слегка сжимайтесь, на выдохе — расширяйтесь. Следите затем, чтобы в процесс было вовлечено все тело, каждая клеточка. Важно, чтобы напряжения нарастало постепенно и не сильно. Отметьте, если какие-то части не сразу вовлекаются в этот ритм сжатия и расширения. Отпустите тело, наблюдайте какое-то время этот ритм сжатия и расширения внутри, на уровне ощущений.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ

Центральная симметрия (navel radiation) — адекватно перевести этот процесс не всегда получается, описательно это выглядит так: «движения и соотношения между частями тела, проходящие через пупок как центр». На эволюционном уровне это моллюски во главе с морской звездой. На структурном — появление центра в пространстве и радиальная симметрия тела. Руки, ноги и голова в данном случае воспринимаются как равноценные конечности, своего рода пять лучей, соединенных центром — пупком, ха-рой, нижним дянь-тянем или центром тяжести.

249


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!