Нельзя представлять как выглядят атрибуты Аллаха, однако наше дело уверовать в них, не отрицая и не искажая их смысл.



 

Говорит имам Аль Барбахари: «И все хадисы которые ты услышишь, из тех хадисов которые не доходят до твоего разума, (например) Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) сказал: “сердца людей между пальцами Милостивого». (передал хадис Муслим).

 

Ты не можешь представить какие пальцы у Всевышнего Аллаха.

У Всевышнего Аллаха есть пальцы, исходя из этого хадиса и из других хадисов.

Когда мы будем изучать книгу «Китабу Таухид», там будем разбирать, сколько пальцев у Всевышнего Аллаха, там есть разногласия, в одних риваятах приходит перечисление пяти пальцев, в других приходит перечисление шести пальцев Всевышнего Аллаха. И более правильно, что у Аллаха пять пальцев.

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Имам Мухаммад ибн Исма’ил Аль-Бухари и Муслим Ибн Аль-Хаджаж Аль-Кушайри, да будет доволен ими Аллах, привели в своих сборниках следующий хадис:
От АбдуЛлаха (ибн Мас’уда), о том, что иудей пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О, Мухаммад, поистине Аллах будет держать небеса на пальце (исба’) и земли на пальце, и горы на пальце, и деревья на пальце, и творения на пальце, а затем скажет: “Я Властелин”"

Посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, засмеялся так, что стали видны его коренные зубы, а затем прочитал: “Не ценили они Аллаха должным образом(, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи)” Сказал Йахья ибн Са’ид:“И добавил (в своей передачи) Фудайл ибн ‘Ияд от Мансура, от Ибрахима, от ‘Убейды, от ‘АбдуЛлаха: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, засмеялся удивляясь (словам иудея) и подтверждая его»”.

Рассматриваемый нами момент в этой статье, это слова, которые передаются в некоторых передачах этого хадиса, в которых говорится, что пророк, мир ему и благословение, засмеялся удивляясь словам иудея, подтверждая их правдивость.

 

Эти слова передаются в различных вариациях, как об этом упомянул Хафиз Ибн Хаджар:

«Добавил Шайбан ибн ‘АбдирРахман: “Подтверждая слова священника”, в риваяте Фудайля, упомянутом здесь: “Удивляясь (словам иудея) и подтверждая его”, у (Имама) Муслима: “Удивляясь тому, что сказал священник, подтверждая (его слова)”, в риваяте Джарира у него (Муслима):и подтверждая его (слова)с добавлением союза “и”, привел его Ибн Хузайма из риваята Исма’иля, от Мансура: “Так, что показались его коренные зубы, подтверждая его слова”». Источник: Фатху-ль-Бари, том 13.

Говорит Хафиз Ибн Хаджар сразу после слов Аль-Куртуби:

Ибн Хузайма очень жестко высказался по поводу тех, кто заявляет, что смех упомянутый (в хадисе) шел в смысле порицания. Он (ибн Хузайма) сказал после того как привел этот хадис в книге “Ат-Таухид”: “Всевышний Аллах сделал Своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выше того, чтоб в его присутствии описывали его Господа тем, что не является из Его качеств, а он вместо порицания и гнева на того, кто описывал, начал бы смеяться. Не станет описывать пророка, да благословит его Аллах и приветствует, таким качеством тот, кто верит в его пророчество”». Источник: Фатху-ль-Бари, том 13, хадис 6978.

Сказал Ан-Навави: «Внешний смысл хадиса указывает на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил священника в его словах: “Поистине Всевышний Аллах возьмет небеса, земли и творения пальцами”. Затем он, мир ему и благословение, прочитал аят, в котором присутствует указание примерно на то, что говорит иудей». Источник: Шарху сахихи Муслим, том 17, стр. 130.

Приводится от Анаса, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил: "О Переворачивающий сердца, укрепи мое сердце на Своей религии!" и я спросил его: "О посланник Аллаха, мы уверовали в тебя и в то с чем ты явился. Неужели ты боишься за нас?" на что он ответил: "Да! Поистине сердца находится между двумя пальцами из пальцев Аллаха,и Он переворачивает его как пожелает». (Достоверный хадис, ат-Тирмизи 2140, ибн Маджах 3834).

 

Передается, что 'АбдуЛлах ибн Амр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине сердца всех людей находятся между двумя пальцами Милосердного как одно единое сердце. Он перевертывает их как пожелает». Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Перевертывающий сердца! Утверди наши сердца в покорности Тебе». Передал Муслим.

[Конец примечания].

 

 

Говорит имам Аль Барбахари: «Или слова Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Поистине Всевышний Аллах, благословен он и возвышен, спускается на нижние небеса каждую ночь». (Передали Бухари и Муслим). Или хадис о том, что Всевышний Аллах спускается в день Арафата на ближнее небо».

 

То, что спускается в день Арафата не достоверно, что от пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам). Это пришло от некоторых сподвижников. А от пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) пришло достоверно, что слово «йядну» приближение, то есть мы утверждаем, что у Всевышнего Аллаха есть атрибут «приближения».

 

Говорит имам Аль Барбахари: «Или слова Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) Всевышний спускается в судный день».

 

Это тоже достоверно не установлено от пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам). Установлено от некоторых сподвижников. Всевышний Аллах использовал слова либо «маджи» придет, либо «итъян». А нузуль (спускание) в судный день нет такого. Установлено достоверно спускание (нузуль) Всевышнего Аллаха на ближнее небо, в последнюю треть ночи.

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”, и так до появления зари». [аль-Бухари, 1145; Муслим, 758].

 

Передаёт Рифа′а ибн ′Ураба аль-Джухани, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «По истечении половины (или трети) ночиАллах Всевышний нисходитк ближнему небу и говорит: «Я не буду спрашивать о Своих рабах никого, кроме Себя. Кто станет молить Меня о прощении, Я прощу его. Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, Я отвечу ему. Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), Я дарую ему это», пока не наступит утро». [Ахмад, 4/16; ибн Маджа, 1367].

 

Поистине, некоторые учёные рассказали о том, что Абу Ханифе был задан вопрос о нисхождении Аллаха и он ответил: «(Аллах) нисходит, но мы не задаем вопрос ”как?”». [Передал аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», 572].

 

А ученик Абу Ханифы – Мухаммад ибн уль-Хасан аш-Шейбани [соратник и ученик Абу Ханифы. Скончался в 189 г.х.] – сказал: «Хадисы о том, что Аллах нисходит на ближнее небо и тому подобные хадисы – передают их надежные передатчики. Поэтому и мы передаём их, веруем в них и не разъясняем (ложными разъяснениями [Речь идёт о ложных разъяснениях джахмитов])». [Передали аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 741 (3/433); ибн Кудама в «Исбату Сыфат аль-′Улю», № 82 (стр. 170); аз-Захаби в «аль-′Улю», стр. 113].

 

Передали нам от ′АбдуЛлаха [Скончался в 290 г.х.], сына Ахмада ибн Ханбаля, который сказал: «Как-то раз я проходил со своим отцом мимо мечети, и вдруг он услышал, как один из рассказчиков рассказывает хадисы о нисхождении, говоря: ”Когда наступает средняя ночь месяца Ша′бан, Аллах Всевышний нисходит к ближнему небу без исчезновения, без перемещения и без изменения положения”. Мой отец, да помилует его Аллах, вздрогнул, а его кожа пожелтела, и он крепко схватил мою руку, а я держал его руку до тех пор, пока он не успокоился. После чего он сказал: ”Пойдем со мной к этому чрезмерствующему в разговорах”. А когда мой отец оказался напротив него, то сказал: ”О, такой-то! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был более ревнивым к своему Господу, чем ты. Говори именно так, как говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует*”, после чего удалился».

*[Это – путь приверженцев Сунны в вопросах имён и атрибутов Аллаха Всевышнего. Мусульманин должен говорить только то, что говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…нисходит…», и не добавил каких-то дополнительных разъяснений].

 

Сказал Ханбаль [Абу ′Али, Ханбаль ибн Исхак ибн Ханбаль аш-Шейбани – двоюродный брат имама Ахмада и его ученик. Скончался в 273 г.х.]: «Однажды, я сказал Абу ′Абдуллаху (Ахмаду ибн Ханбалю): ”(Известно, что) нисходит Аллах на ближнее небо. Нисходит Его знание или что?!” Тогда он ответил мне: ”Не говори об этом! Что тебе до этого! Перенимай хадис так, как он был передан, без вопроса ”как?” и без придания границ так, как пришло в преданиях и в Писании”». [аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 777 (3/453)].

Сказал имам Исхак ибн Рахауейх [Абу Йа′куб, Исхак ибн Ибрахим ибн Рахауейх аль-Ханзали. Родился в 163-ем г.х., а скончался в 238-ом г.х.]: «Как-то раз правитель ′Абдуллах ибн Тахир [Абу-ль-′Аббас, ′Абдуллах ибн Тахир ибн уль-Хусейн – правитель Хорасана] сказал мне: ”О, Абу Йа′куб, ты передаешь, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:”Каждую ночь Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу”. Как Он нисходит?!” Я ответил ему: ”Да возвеличит Аллах нашего правителя! Относительно дел Господа Всевышнего не спрашивают ”как?”. Поистине, Он нисходит, однако мы не знаем образа этого*”». [аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 774 (3/452); аз-Захаби в «аль-′Улю», стр. 132].

 

*[У нисхождения Аллаха Всевышнего есть определенный образ, как и у любого другого Его атрибута, но мы не знаем этого образа. В данном случае мы отрицаем знание образа, но не его наличие].

 

Сказал великий имам хафиз ас-Сиджзи (ум. 444 г.х.) про "ан-нузуль":

"Люди истины убеждены, что нисхождение – Нисхождение Сущностью, без вопроса "Как?"

Источник: "Рисаля иля ахли Забид", 191

 

Имама ахли-Сунна, Яхьи Ибн Маина сказал:

"Если тебе скажет джахмит – как Аллах нисходит?

То скажи ему: "Так же, как и поднимается (возвысился)".

Источник: "Аль-Арбаин фи сыфати роббиль аль-амин", 1/71

Сказал имам Захаби:

"Сказал Исхак Ибн Рахавейхи: "Я оказался в одном маджлисе с этим нововведенцем Ибрахимом Ибн Аби Солихом, в присутствии Амира Абдуллаха Ибн Тохира. И спросил меня амир о сообщениях которые передаются касательно Нисхождения Господа на ближнее небо, и я зачитал их.

И сказал Ибн Аби Солих: "Я не верую в Господа, который спускается с одних небес на других"

А я ответил ему: "А я верую в Господа, который делает всё, что пожелает"

Передал это от него аль-Хаким, с достоверным иснадом".

Конец слов аз Захаби, источник: "Аль-Арбаин", 1/71.

[Конец примечания].

 

 

Говорит имам Аль Барбахари: «Люди будут закидываться в огонь, пока Всевышний Аллах не поставит на джаханнам свою стопу». (Этот хадис приходит у имама Муслима со слов Анаса ибн Малика).

 

То есть, Всевышний Аллах на джаханнам поставит свою стопу и туда больше никто не будет закинут. В этом хадисе утверждение такого атрибута как стопа. Стопа (кадам), один из атрибутов Всевышнего Аллаха субханаху ва тагаля.

Ты не можешь представить, как выглядит, то, что Всевышний Аллах поставит свою стопу…

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

передали аль-Бухари (№ 6661) и Муслим (№ 2848), от Анаса ибн Малика, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А Геенна всё будет говорить: „Нет ли добавки?“, до тех пор, пока не возложит Господь величия на нее Свою ступню, и не скажет она: „Достаточно, достаточно, клянусь Твоим величием!“ И (тогда) одна ее часть войдет в другую».

 

Сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «(Однажды) Рай и Ад стали препираться. Огонь сказал: „Меня захватили (наполнили) горделивые и надменные люди“, Рай же сказал: „Что касается меня, то ко мне входят слабые и самые бедные люди“. И тогда Всевышний и Всеблагой Аллах сказал Раю: „Ты – Моя милость, которую Я буду оказывать, кому пожелаю из рабов“, а Огню Он сказал: „Ты – Моё наказание, которым я стану наказывать, кого пожелаю из рабов“. У каждого из них (Ада и Рая) есть то, что наполнит его. Что касается Огня, то он не наполняться до тех пор, пока не возложит Он ногу Свою, и (Ад) не скажет: „Достаточно, достаточно“. Тогда он наполнится (так, что) одна его часть войдет в другую. И Всевышний Аллах не чинит несправедливости кому бы то ни было из творений. Что касается Рая, то для него Аллах создаст творение» (аль-Бухари № 4850, Муслим № 2847).

 

В версии Муслима: „Что касается Огня, то он не наполняться до тех пор, пока не поставит Он стопу Свою“.

 

Все эти хадисы подтверждают такой атрибут Всевышнего Аллаха, как Стопа или Нога.

 

Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Престол – место двух Стоп, а величие Трона не известно никому». Это предание упоминает Ибн Хузейма в «ат-Таухид» (Т. 1. С. 248), № 154, Ибн Аби Шейба в «аль-‘Арш» (С. 61), ад-Дарими в «ар-Радд ‘аля-ль-Марриси», ‘АбдуЛлах ибн имам Ахмад в «ас-Сунна», аль-Хаким в «аль-Мустадрак» (Т. 2. С. 282). Хадис, по мнению аль-Хакима, достоверный на условиях аль-Бухари и Муслима. С ним согласился аз-Захаби. Аль-Альбани в «Мухтасару-ль-‘улу» (С. 102) сказал, что хадис достоверный, и также Ахмад Шакир в «‘Умдату-т-тафсир» (Т. 2. С. 163).

 

Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Престол /аль-курси/ является местом двух Стоп. И от него (издается) скрип такой же, как скрип седла (под наездником)». Это предание передал ‘АбдуЛлах ибн имам Ахмад в «ас-Сунна», Ибн Аби Шейба в «аль-‘Арш» (С. 60), Ибн Джарир, аль-Бейхаки и другие. Ибн Хаджар в «Фатх» (Т. 8. С. 47) и аль-Альбани в «Мухтасар аль-‘улу» (С. 123-124) сказали, что цепочка передатчиков этого предания достоверна.

 

Эти два предания указывают на то, что у Всевышнего Аллаха две Стопы. Этого придерживались последователи Сунны.

 

Имам Абу ‘Убейд аль-Касым ибн Саллям, да помилует его Аллах, сказал: «Хадисы, в которых говорится о том, что наш Господь рассмеялся из-за отчаяния Своих рабов и близости перемен (в их жизни), что Ад не наполнится, пока наш Господь не поставит Стопу на него, что Престол есть место для двух Его стоп, — все они с точки зрения цепочки передатчиков, по нашему мнению, являются истинными. Эти предания дошли от передатчиков, заслуживающих доверия, по непрерывной цепочке передатчиков. Но если спросить нас о толковании этих преданий, то мы не станем этого делать. Мы не застали никого, кто бы разъяснял их». (аль-Бейхаки. Аль-Асма уа-с-сыфат. Т. 2. С. 198; Ибн ‘Абд-аль-Барр. Ат-Тамхид. Т. 7. С. 149).

[Конец примечания].

 

 

Говорит имам Аль Барбахари: «Или то, что всевышний Аллах говорит человеку, если ты пойдешь ко мне пешком, то я побегу к тебе бегом». (Этот хадис приходит от имама Муслима от абу Хурейры).

Всевышний Аллах говорит человеку, что если ты пойдешь ко мне пешком, то я побегу к тебе легким бегом. В этом хадисе утверждение Всевышнему Аллаху атрибута – легкий бег.

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Пишет шейх ибн Аль Усеймин:

В хадисе кудси говорится: «Если кто-нибудь приблизится ко Мне на пядь, то Я приближусь к нему на локоть. Если кто-нибудь приблизится ко Мне на локоть, то Я приближусь к нему на сажень. А если кто-нибудь направится ко Мне шагом, то Я побегу навстречу ему» (аль-Бухари 2675; Муслим 13/7405).

 

Этот достоверный хадис передал Муслим в разделе “Китаб аз-зикр ва ад-дуа - Книга поминаний и молитв” со слов Абу Зарра. Он же передал похожий хадис со слов Абу Хурейры. Аль-Бухари также передал похожий хадис со слов Абу Хурейры в пятнадцатой главе раздела “Китаб ат-таухид - Книга единобожия”.

 

Этот хадис, как и другие тексты, в которых упоминаются божественные деяния, свидетельствует о том, что Аллах делает то, что пожелает. И это неоднократно подтверждается в Коране и Сунне.

 

Всевышний сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (сура 2 «Корова», аят 186);

«Когда распростерта будет земля и твой Господь придет вместе с ангелами, выстроившимися рядами, в тот день приведут Ад» (сура 89 «Заря», аяты 21-23);

«Неужели они ждут, когда к ним явятся ангелы, или твой Господь, или некоторые из знамений твоего Господа?» (сура 6 «Скот», аят 158);

«Он – Милостивый, Который вознесся на Трон» (сура 20 «Та ха», аят 5).

 

А Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наш Господь спускается на ближайшее небо» (аль-Бухари 6321; Муслим 758; Абу Давуд 4/4733; Ибн Маджа 1/1366).

 

Он, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Аллах не принимает ничего, кроме благого. И если человек раздал пожертвование из благого удела, то Милостивый непременно примет его Своей Десницей» (аль-Бухари 11410; Муслим 1013; ат-Тирмизи 661-662; ан-Насаи 2525; Ибн Маджа 1842; Ахмад 2/268).

 

Существует много других аятов и хадисов о божественных деяниях, которые Аллах совершает по собственному желанию.

 

Одним из таких священных текстов является высказывание Всевышнего Аллаха: «А если кто-нибудь пойдет ко Мне шагом, то Я устремлюсь к нему бегом».

 

Ранние мусульманские богословы из числа приверженцев Сунны и сторонников единой мусульманской общины признавали очевидный смысл этих священных текстов в том подлинном виде, который полностью соответствует совершенству Великого и Могучего Аллаха. При этом они не придавали божественным качествам форму и не отождествляли их с качествами творений.

 

Шейх-уль-ислам Ибн Теймиййа, комментируя хадис о нисхождении Аллаха, писал: «Что же касается приближения Аллаха к некоторым из творений, то об этом сообщается наряду с божественными деяниями, которые Аллах совершает по собственной воле. К ним относится пришествие Аллаха в День воскресения, Его нисхождение и вознесение на Трон. Этих воззрений придерживались ранние мусульмане, известные мусульманские богословы и знатоки хадисов, что подтверждается многочисленными преданиями». (Маджму‘ аль-фатава 5/466).

 

Что же мешает нам верить в то, что Аллах приближается к Своему рабу так, как Ему угодно, находясь при этом над Троном? Что мешает нам верить в это, не воплощая божественные деяния в форму и не отождествляя их с деяниями творений? Разве способность Аллаха совершать то, что Ему угодно, самым совершенным образом не является свидетельством Его божественного совершенства?

 

Некоторые богословы считают, что под высказыванием Всевышнего: «А если кто-нибудь пойдет ко Мне шагом, то Я устремлюсь к нему бегом» имеется в виду то, что если раб Божий стремится приблизиться к Аллаху и устремляется к Нему душой и телом, то Всевышний Аллах устремляется к нему еще быстрее и одаряет его гораздо более прекрасным вознаграждением. Причиной такого толкования стала первая часть обсуждаемого нами предложения. Хорошо известно, что человек, который стремится приблизиться ко Всевышнему Аллаху, не делает этого только шагом. Иногда он действительно шагает в мечеть, шагает при совершении обрядов паломничества, шагает на пути Аллаха и т.п. Но вместе с тем он кланяется, падает ниц и совершает многое другое. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Раб оказывается ближе всего к своему Господу во время земного поклона» (Муслим 482).

 

Более того, человек может приближаться ко Всевышнему Аллаху, лежа на боку, потому что Всевышний сказал: «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи заключаются истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и лежа на боку». (сура 3 «Семейство `Имрана», аяты 190-191).

 

Обращаясь к Имрану ибн Хусайну, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Молись стоя, если же ты не можешь делать этого, то молись сидя. Если же ты не можешь делать этого, то молись лежа» (аль-Бухари 1117).

 

На основании этого некоторые богословы пришли к выводу, что в хадисе речь идет о вознаграждении, которым Всевышний Аллах одаряет Своих рабов. И даже если очень медлительный человек искренне устремляется к своему Господу, Он одаряет его более прекрасным и совершенным вознаграждением. Эти богословы считают, что этот смысл хадиса является очевидным и соответствует мусульманским представлениям.

 

Поскольку подобное толкование действительно соответствует шариатским представлениям и не искажает очевидного смысла хадиса, оно совершенно не похоже на искажение смысла священных текстов, которым пользуются еретики, и поэтому оно не может служить доводом против приверженцев Сунны. И хвала Аллаху за это.

 

Тем не менее, это толкование можно подвергнуть некоторой критике, и поэтому первое толкование этого хадиса является более очевидным, более правильным и более близким к воззрениям первых мусульман.

 

Второе толкование опирается на то, что человек приближается ко Всевышнему Аллаху не только шагом. Однако упомянутые в хадисе обстоятельства являются всего лишь примером и отнюдь не означают того, что приблизиться к Аллаху можно только шагом. Смысл этого примера состоит в том, что человек приближается к Аллаху, даже если он шагает в мечеть для совершения намаза, совершает обход вокруг Каабы или совершает пробежку между холмами ас-Сафа и аль-Марва. А Аллах знает лучше.

 

Источник книга шейха ибн Аль Усеймина: Идеальные правила, относящиеся к прекрасным Именам и качествам Аллаха.

[Конец примечания].

 

 

Говорит имам Аль Барбахари: «Или же со слов Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Поистине Аллах сотворил Адама по Его образу». Этот хадис приходит у Бухари и имама Муслима.

 

Ученые ахлю Сунна разошлись во мнении относительно этого хадиса. К кому возвращается местоимение «ха» по Его образу? Как понять по его образу? По образу всевышнего Аллаха или по образу Адама? То есть Всевышний Аллах создал Адама по образу Адама или по образу Всевышнего Аллаха. И какое бы мнение ты не выбрал, ты не выйдешь из круга ахлю сунна валь джамаа. И кажется, что будет правильно, что Всевышний Аллах создал Адама по образу Всевышнего Аллаха, то есть что местоимение «ха» возвращается к Всевышнему Аллаху.

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Тут Руслан не прав это разногласие не между ахли Сунна, а между ахли Сунна и заблудшими, и лишь некоторые ученые ахли Сунна ошиблись в этом вопросе за что их сильно порицали, и их ошибка не делает этот вопрос вопросом разногласия приемлемого.

И сам Руслан это подтвердил в своих уроках в опровержении матуридитов, под главой:

«12. Об Атрибуте Всевышнего Аллаха ас-Сура (Образ)».

https://vk.com/rodmaturiditam?w=page-63941378_53090751

[Конец примечания].

 

И нововведенцы вообще отвергают атрибут «образ» от Всевышнего Аллаха, а ахлю сунна утверждает атрибут «образ» (сура) Всевышнему Аллаху. У Всевышнего Аллаха есть образ, и он такой как подобает величию Всевышнего Аллаха, но какой он, мы не знаем.

 

Исходя из другого хадиса от абу Хурейры у Бухари и Муслима. В котором рассказывается про Судный день, что Всевышний Аллах придет в том образе, в котором его узнают верующие.

 

«Всевышний Аллах создал Адама по Его (Аллаха) образу». Это не значит, что Всевышний Аллах выглядит как человек, как Всевышний Аллах выглядит никто не знает. Более того, нет ничего подобного Ему. Мы наоборот можем твердо сказать, что всевышний Аллах не выглядит как человек.

 

Говорит имам Аль Барбахари: «Или слова пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) - Я видел своего Господа в наилучшем образе».

И этот хадис достоверный со слов некоторых сподвижников.

И мы говорили, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) видел Аллаха в наилучшем образе во сне.

 

[Примечание от редактора стенограммы]:

Передал Абу Хурайра, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах создал Адама по Его образу, и он был ростом 60 локтей. Когда Он создал его, то сказал: «Иди и поприветствуй группу ангелов, которые сидят и послушай, как они ответят тебе, потому что это будет твоим приветствием и приветствием твоих потомков» И он сказал: «Ассаламу алейкум» и они ответили: «Ассаламу алейка ва рахматуллахи», так они добавили слова «ва рахматуллахи». Каждый, кто войдет в Рай будет в образе Адама (так что его высота будет 60 локтей), но человечество будет становиться все короче (будут уменьшаться в росте)».

Бухари (6227) и Муслим (2841).

 

Сказал, шейх уль Ислам Ибн Теймия, рахимахуЛлах: «Не было среди саляфов в первые три века разногласий, что дамир (местоимение) возвращается на Всевышнего Аллаха, и этот хадис очень распространённо по многочисленным путям от сподвижников, и все контексты хадисов указывают на верность возвращения местоимения на Аллаха, и это также упоминается у людей двух Писаний – в Таурате, и других.

Однако когда распространились в третьем веке джахмиты, сделала некоторая группа местоимение возвращающимся не на Аллаха, и даже передано это от группы ученых известных знанием и Сунной во всех своих вещах, как Абу Саур, Ибн Хузейма и Абу аш Шейх аль-Асбахани и другие. И по этой причине порицали их великие имамы религии и другие уляма Сунны!»

Источник: «Баян тальбис аль-джахмия», 3/373-377.

 

Сказал имам Абу аль-Хасан аль Караджи аш Шафии: «Что же касается тауиля, за которым не последовали имамы, то он отвергаем, даже если его источником является известный имам. И это подобно тому, что приписывается Абу Бакру Мухаммаду ибн Хузейме – тауиль хадиса «Создал Аллах Адама по Его Образу», он истолковал этот хадис таким толкованием. И не последовали за этим толкованием те, кто были до него из ахлюль хадис, согласно тому, что мы передали от Ахмада, да смилуется над ним Аллах. И не последовали за ним кто после него. И я даже видел в книге «Аль-Фукаха» аль-Абади, как упоминает факихов, и упоминает от каждого вопрос, в котором он уединился. И он упомянул имама ибн Хузейму, и упомянул, что тот уединился в тауиле этого хадиса - «Создал Аллах Адама по Его Образу». И это наряду с тем, что я слышал от многих шейхов, что они передали, что этот тауиль – ложно приписан ибн Хузейме, и что это клевета, возведенная на него. И это, и подобное этому – относится к тауилю, который мы не принимает, и к которому не поворачиваются, однако мы соглашаемся и следуем за тем, на чём были единогласны остальные ученые». Источник: «Баян тальбис аль джахмия» 6/449-450.

 

Также приходит от хафиза Абу Мусы аль Мадини, в той книге, которой он собрал различные достоинства имама Суны Абу Касима Исмаиля ибн Мухаммада Ат-Тейми, который является автором книги «китабу Таргъиб уа Таргъиб», он сказал: «Ошибся Мухаммад ибн Хузейма касательно хадиса об Образе, и не порочат его за это, однако не берется это от него и достаточно». Источник: «Баян тальбис аль Джахмия», 6/411.

 

Сказал аз-Захаби: «Китаб ат-таухид» Ибн Хузеймы большой том. И он истолковал в нём хадис об Образе. Да будет же оправдан тот, кто истолковал (малую) часть Сыфатов, а что касается, салафов то они не пускались в подобный тауиль». Источник: «Ас-Сияр», 14/376.

 

Сказал, имам Абу Мухаммад ибн Кутейба поговорив долго об этом хадисе и приведя слова ахлюль калям: «И то, в чём я убежден – а Аллах знает лучше – что Образ не является чем то - более удивительным, чем две Руки, Пальцы, два Глаза. Однако первые легко принимаются людьми по причине того что они пришли в Коране, а в нашем случае случилась (у некоторых ахлюль калам) отчужденность по причине того что этого нет в Коране. Но мы же – веруем во всё, и ни в чем из этого не говорим о «кейфияте» (о том, как это обстоит), и не уподобляем».

Источник: «Тауиль мухталиф аль-хадис», 261.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 689; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!