Разница между терминами «Аль иман аль мутлак» (полноценная вера) и «Мутлакуль иман» (минимальная вера).
Есть два понятие:
1 Аль иман аль мутлак - полноценная вера . Это понятие встречается часто в вопросах идеологии, часто встречается в книгах обладателей знания, таких как шейхуль ислам ибн Таймия и другие.
2 Мутлакуль иман - минимальная вера.
Минимальная вера если она есть у человека, то он становится мусульманином и заходит в ислам, а если у него даже этой минимальной веры нет, то он кафир, не заходит в религию ислам.
И между этими двумя понятиями не надо путать, потому, что если ты вдруг встретишь слова шейхуль ислама ибн Таймии, ты будешь читать и путать эти две вещи. Он будет говорить минимальная вера, ты будешь понимать, полноценная вера и у тебя все запутается.
[Примечание от редактора стенограммы]:
Говорит Шейх Саад бин Насир бин Абдул Азиз аш-Шасри:
Слово вера и его производные встречаются в Благородном Коране более 800 раз, и в дополнение к этому встречается в сунне. Правило толкования терминов в текстах Корана и сунны сводится к приведению их к Шариатскому смыслу, но не рассмотрение его в узком языковом значении, и понимание на основе Шариатского смысла. Термины, встречающиеся в Коране и хадисах, если мы поймём их толкование и то, что подразумевал под ними пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не нуждаются в дополнительном разъяснении знатоков языка или кого-либо ещё. Понятие веры – величайшее из понятий, встречающихся в Шариате ввиду величия тех положений, с которым оно связано в этом мире и мире следующем, и несомненно нужда в его разъяснении куда большая чем в разъяснении иных понятий. Поэтому пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил то, что подразумевается под этим термином, разъяснением, которое не нуждается в дополнении пояснением словоизменения этого термина, либо же примерами из речи арабов, либо рассуждениями людей. Поэтому и следует обращать понимание этого термина к тому, что пришло от Аллаха и Его посланника, ибо разъяснение это исчерпывающее. Понятие веры встречается в Коране чаще чем прочие термины, ибо вера – основа религии, выводящая их мрака к свету, различение счастья и несчастья, теми, кому покровительствуют и теми, с кем враждуют, вся религия изводится в след за верой, и все мусульмане должны стремится к её пониманию. И разве могло бы быть такое, чтобы посланник Аллаха не разъяснил смысл этого термина и его величественные положения?
|
|
После того как мы определились с этим, и рассмотрение понятие веры будет произведено в соответствии с Шариатскими текстами, то отметим что Шариатские тексты, в которых рассматривается понятие веры, существуют трёх видов:
|
|
Первый вид текстов: в них понятие веры соотносится со внешними деяниями, и если говорящий присовокупляет к кому-либо понятие верующего сообразно этого вида текстов, то входит в эти слова верующий, исполняющий обязательные деяния и оставляющий запретные, и входит в это понятие верующего и нечестивец, и лицемер, что не выявил внешне своё лицемерие. В число текстов, где понятие веры используется в этом контексте, входят слова Всевышнего: «Если вы узнаете, что они являются верующими, то не возвращайте их неверующим» (сура «Испытуемая», 60:10), и слова Всевышнего: «освободить верующего раба» (сура «Женщины», 4:92), где имеется в виду их внешнее состояние.
Этот смысл касается положений, присущих этой жизни в отношении прав верующего и пределов, установленных Шариатом, а именно неприкосновенность крови и имущества, наследование, и прочие положения.
Второй вид текстов: тут используется слова «вера», «верующий» и «те, которые уверовали» в отношении понятия «мутляк уль-иман», и в которые входит верующий, который совершает обязательные дела религии, оставляет запретное и нечестие. Туда относятся слова Всевышнего: «О те, которые уверовали!» (сура «Корова», 2:172), и слова Всевышнего: «если только вы являетесь верующими» (сура «Корова», 2:278), и это основа в отношении слов, подобных как: «они не являются верующими» (сура «Трапеза», 5:43), и слов: «Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали» (сура «Покаяние», 9:66), и об этом же слова Всевышнего, Преславен Он: «Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере, если вы вообще говорите правду» (сура «Комнаты», 49:17). Утверждается тут «мутляк уль-иман», и это разновидность веры в том случае, если отрицается «иман мутляк», как в словах Всевышнего: «Вы не уверовали» (сура «Комнаты», 49:14), который и есть третий вид, как это и утверждается в словах всех людей знания.
|
|
Третий вид текстов: в них слово «вера» используется в отношении понятия «иман мутляк», и в это понятие не входит никто кроме верующего, совершающего обязательное и оставляющего запретное, и относится к нему похвала и награда будущей жизни. Сказал Всевышний: «…обрадовать уверовавших вестью о том, что они получат от их Господа воздаяние за свои благодеяния» (сура «Юнус», 10:2), и сказал Всевышний: «Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. Но довольство Аллаха будет превыше этого. Это и есть великое преуспеяние» (сура «Покаяние», 9:72), и сказал Всевышний: «Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, являются наилучшими из творений. - Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это уготовано для тех, кто боится своего Господа» (сура «Ясное знамение», 98:7-8). Также упоминается и милость в этой жизни, как в словах Всевышнего: «Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели» (сура «Прощающий», 40:51), и сказал Всевышний: «Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью» (сура «Марьям», 19:96), и сказал Всевышний: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни» (сура «Ибрахим», 14:27), и сказал Всевышний: «Воистину, Аллах оберегает тех, кто уверовал» (сура «Хадж», 22:38), и сказал Всевышний: «Воистину, Аллах наставляет верующих на прямой путь» (сура «Хадж», 22:54), и слова Всевышнего: «Нашим долгом было помогать верующим» (сура «Римляне», 30:47) и подобные этим слова Всевышнего.
|
|
Об этом же понимании веры пришли слова Всевышнего: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха» (сура «Трофеи», 8:2), и слова Всевышнего: «Воистину, преуспели верующие, - которые смиренны во время своих молитв» (сура «Верующие», 23:1-2), и слова Всевышнего: «Воистину, веруют в Наши знамения только те, которые, когда им напоминают о них, падают ниц, прославляют хвалой своего Господа и не проявляют высокомерия. - Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура «Земной поклон», 32:15-16).
А также слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не прелюбодействует прелюбодей, будучи верующим» [Бухари №2475, Муслим №45 в передаче от Абу Хурайры].
И слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не уверует ни один из вас, покуда не полюбит брата своего как самого себя» [Бухари №13, Муслим №45 в хадисах от Анаса].
Относительно этого понятия веры указывают и доводы, утверждающие состояние Ислама, и отвергающие состояние веры, т.е. отвергающие состояние «иман мутляк» при наличии при этом состояния «мутляк уль-иман».
На это указывают нижеследующие Шариатские тексты, в которых понятия Ислама и веры объединяются в одном, будучи истолкованы в смысле отличным один от другого, как в хадисе Джабраиля, в котором пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил что Ислам заключается во внешних деяниях, сказав: «Ислам – это поклонение Аллаху, не приобщая к нему никого, совершение молитвы и выплата обязательного закята, и пост Рамадана», и затем описал веру в пяти основах: «Вера – это вера в Аллаха и его ангелов, во встречу с Создателем и воскресение». [Бухари №50, Муслим №9 в хадисе от Абу Хурайры. Муслим №8, в хадисе от ибн Умара с добавкой о вере в предопределение].
В других же случаях вера включается в Ислам, как в хадисе Абд уль-Кайса, сказавшего: «Знаете ли вы, что вера – это вера в Аллаха Единого, свидетельство что нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха, совершение молитвы и выплата закята, пост Рамадана и отдание пятой части от трофеев». [Бухари №53, Муслим №17 в хадисах от ибн Аббаса].
Словесные доводы на упоминание веры в этих трёх смыслах подобны тому как упоминается молитва и хадж, определяя их как внешнее деяние, которое может совершать и лицемер и тот, кто занят показухой перед людьми, как сказал Всевышний: «Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного» (сура «Женщины», 4:142).
В данном случае слово «молитва» относится и к молитве, совершённой только так, чтобы она только была принята, и к молитве полноценной, совершённой с исполнением всех её столпов, обязательного и одобряемого в ней. Равно как хадж и омовение именуются так будучи совершенными в совершенстве, и совершёнными лишь так, чтобы они были приняты, и совершёнными нечестивцем, о нечестии которого неизвестно. Равно как и дерево именуется деревом, если даже и обрезаны некоторые из его ветвей.
Понятие веры, пришедшее в текстах Корана и сунны много раз, указывает на то, что относится оно к тому, что в сердце, изрекается языком и проистекает из очевидных деяний. Существуют тексты, указывающее отнесение веры к деяниям сердца. Сказал Всевышний: «Вера еще не вошла в ваши сердца» (сура «Комнаты», 49:14), и сказал Всевышний: «Аллах начертал в их сердцах веру» (сура «Препирающаяся», 58:22), и сказал Всевышний: «их сердца не уверовали» (сура «Трапеза», 5:41).
Также понятие веры пришло в текстах Корана относимым к изрекаемому языком. Сказал Всевышний: «обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (в Коран). Все это — от нашего Господа» (сура «Семейство Имран», 3:7), и сказал Всевышний: «Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!». Именно они являются преуспевшими» (сура «Свет», 24:51).
Также пришло в текстах Корана и сунны отнесение понятия веры к очевидным деяниям. Сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» (сура «Корова», 2:278), и сказал Всевышний: «Побойтесь же Аллаха и урегулируйте разногласия между собой. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы являетесь верующими» (сура «Трофеи», 8:1).
Пришло в хадисе от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Вера состоит из семидесяти ответвлений. Высшая среди них – слова «Нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» (изрекаемое языком), а низшая – убрать колючку с дороги (очевидное деяние), и стыдливость – из ответвлений веры (деяние сердца)».
[Бухари №9, Муслим №35 в передаче от Абу Хурейры].
Источник: лекция шейх Шасри прочитанная в Университете им. Имама Турки бин АбдаЛлаха в Эр-Рияде 05.06.1422г.х. в присутствии муфтия АбдулАзиза бин АбдаЛлаха али-Шейх, да укрепит его Аллах, и умножит его знания и богобоязненность.
[Конец примечания].
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!