Общий вывод: Философия Платона есть объективный трансцендентальный диалектический идеализм как учение о диалектическом порождении мира.



Литература:

1. Платон. Федон. – Платон. Сочинения. Т.2. С. 7-80.

2. Платон. Пир. – Платон. Сочинения. Т.2. С.81-135.

3. Платон. Теэтет. – Платон. Сочинения. Т.2. С. 192-275.

4. Платон. Федр. – Платон. Сочинения. Т.2. С. 135-192.

5. Платон. Парменид. – Платон. Сочинения. Т.2. С. 346-413.

6. Платон. Филеб. – Платон. Сочинения. Т.3. С.7-78.

7. Платон. Тимей. – Платон. Сочинения. Т.3. С. 421-500.

 

Дополнительная литература:

1. Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. – М., Молодая гвардия, 1991.

2. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона. – В.С.Соловьев. Сочинения в 2-хт. М., 1989, Т.2. С. 582-625.

3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. - М., Наука, 1980.

4. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. СПб., 2000.

 

Лекция 9. Философия Аристотеля.

Жизнь и сочинения.

А. Жизнь Аристотеля.

Аристотель – крупнейший философ эпохи высокой классики. Родился в 384г. до н.э. в г. Стагире на северо-западе Греции. Аристотель происходил из рода врачей Асклепиадов. Его отец был придворным врачем македонского царя. В возрасте 17 лет Аристотель прибыл в Афины и стал учеником Платона в платоновской Академии. Затем, после смерти Платона, перебрался в Малую Азию, а потом уже по приглашению своего ученика Теофраста в г.Милитену на о.Лесбос. После битвы при Херонее, когда греки потеряли независимость и вошли в македонское царство, Аристотель стал воспитетелем сына македонского царя Филиппа II – Александра, будущего великовго полководца и завоевателя. В это время Аристотель перебирается в Афины и основывает свое учебное заведение – Ликей, по имени храма Апполона Ликейского, расположенного неподалеку. При школе был сад, в котором проходили занятия во время прогулок по крытым галереям; в соотвествии с этим школа порлучила название “перипатетической”, а ученики – “перипатетиками”, т.е. прогуливающимися. Этот второй афинский период в жизни Аристотеля был временем окончательного формирования его собственной оригинальной философии.

       После антимакедонского восстания греков, состоявшегося после смерти Александра Великого в 323 г. до н.э., Аристотель был обвинен в “безбожии” и бежал в Халкиду на о. Эвбею, где и умер в 322 г. до н.э.

Б. Сочинения философа.

       Сочинения Аристетоля относительно неплохо сохранились. Весь Corpus Aristotelicum деля на сочинения раннего периода, сохраняющие черты платонического учения (некоторые фрагменты “О душе”, “Евдем” и крупное произведение “Протрептик”(“Увещевание”)) и произведения зрелого периода. Последние делят на следующие группы:

1. Первая философия (“Метафизика” в 14 книгах). (I т. отечественного издания).

2. Логические произведения (“Органон”, “Категории”, “Топика”, “Аналитики” первая и вторая, “О софистических опровержениях”). (II т. отечественного издания).

3. Психологические (“О душе”). (I т. отечественного издания).

4. Этические произведения (“Никомахова этика”, “Евдемова этика”, “Большая этика” в 2-х книгах). (IV т. отечественного издания).

5. Космологические и биологические произведения (“Физика”, “О небе”, “О возникновении и уничтожении”, “Метеорологика”, “О частях животных”, “О происхожднении животных” и др.). (III т. отечественного издания).

6. Политика и экономика (“”Политика”, “Экономика”).

7. Риторика и поэтика.

Критика учения Платона об идеях.

Аристотель – ученик Платона, но вместе с тем – это самостоятельный

оригинальный философ. Поэтому в учении Аристотеля содержится критика учения Платона об идеях. Эта критика направлена, во-первых, против субстанциализации идей и превращения их в некие самостоятельные сущности, во-вторых, против отрыва идей от вещей.

       Ранее мы уже видели, что в учении Платона содержится понимание названных проблем и попытка их решения, предпринятая в диалогах «Софист», «Парменид», «Филеб». Критика Аристотеля, поэтому, во многом повторяет критические замечания самого Платона. Эта критика содержится в 4-й и 5-й главах 13 книги «Метафизики» Аристотеля.

А. Основной тезис Аристотеля.

Принципиальное возражение Аристотеля вызывает платоновское противопоставление понятий (эйдосов, идей) и чувственных вещей. Сущность вещи (бытие) не может существовать в отрыве от самой вещи. Аристотель четко фиксирует источник возникновения теории идей: противопоставление текучести вещей и их постоянно-пребывающей сущности (См.: аргументы Платона в диалоге «Теэтет»).

Б. Аргументы Аристотеля.

1). Гносеологический аргумент. Если идеи независимы от чувственных вещей, то они совершенно бесполезны для их познания. Если идеи только общее, содержащееся в вещах, то в них нет никакого нового содержания.

2). Онтологический аргумент. Если идеи независимы от чувственных вещей, то они совершенно бесполезны не только для их познания, но и для их существования. Термин Платона об «участии» идей в вещах, о «причастности» вещей идеям, есть только метафора. Вещь и ее сущность должны быть связаны по бытию (этот аргумент есть у самого Платона – см.: «Парменид»).

3). Логический аргумент. Этот аргумент Аристотеля о мыслимости отношений между идеей и вещью и между идеями «общими» и идеями «частными» называется аргумент «третий человек» (tritos anthropos). И повторяет опять же аргументы самого Платона (от него Платона переходит к становлению как способу «соединения» и «связи» идеи и вещи).

4). Каузальный аргумент. Этот аргумент Аристотеля сводится к тому, что теория идей не может объяснить движение и становление (возникновение) как важнейшие свойства чувственного мира. Мы ранее видели, что у Платона есть только подходы к объяснению этого процессов.

Вывод Аристотеля: Действительно сущими являются только материальные, чувственные вещи. Вещи обладают сущностью (oysia) и эта сущность есть понятие вещей, выражающее их бытие. Теория идей как самостоятельных сущностей ложна.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!