Количество                                              Качество



     
 


Отношение (мера)

 


Место                                                        Время

     
 


Положение

 


Страдание                                                Действие

     
 


Обладание

 

 

 


в). Диалектика категорий Аристотеля.

 

Космология, психология, этика и прочие сочинения.

А. Физика.

а). Учение о движении.

б). Учение о пространстве («месте»).

в). Учение о времени.

Б. Психология. Трактат «О душе».

       Идея души как формы тела. Иерархия форм: растительная, животная, человеческая душа. Мышление как разумная душа. Проблема бессмертия души.

В. Этика.

       Учение о «золотой середине».

 

Значение философии Аристотеля.

Литература:

1. Аристотель. Метафизика. Кн.1, гл1,2. Кн.5. Кн.7. Кн.12. – Аристотель. Сочинения в 4 тт. Т.1. М., 1976.

2. Аристотель. Категории. - Аристотель. Сочинения в 4 тт. Т.2. М., 1976.

Дополнительная:

1. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М. Молодая гвардия, 1991.

2. Чанышев А.Н. Аристотель. – М., 1986.

Лекция 10. Философия Эпикура.

Краткая характеристика эллинистической философии. Ранний эллинизм.

Кризис полисной системы в Великой Греции, завоевания македоногреков привели к мощному росту культурных контактов во всей ойкумене греческого и окологреческого мира. Это приводит к возникновению общегреческого языка общения и, благодаря этому, широкому распространению греческой философии, литературы, искусства за пределы собственно Греции. На основе этого складывается некая новая культурная общность – эллинистическая культура. Завоевание Великой Греции и ее колоний Римом во второй половине III века до н.э. приводит к еще большей экспансии этой эллинистической культуры. Конечно, этот процесс нельзя понимать плоско: этот процесс происходит как столкновение греческой и этрусской культур при последующем поглощении и ассимиляции последней так, что складывается новая – эллинистическо-римская культура.

Эллинистическо-римская культура есть специфический, культурный феномен, просуществовавший почти 8 веков, вплоть до V века н.э. Она характеризуется следующими важнейшими чертами:

1. Мифологической гетерономией.

2. Единым, культурным, общегреческим языком.

3. Высокой рациональностью.

Что касается эллинистической философии, то ее нередко определяют как упадок после высоко рационализированной философии Аристотеля. В области «физики» происходит-де возврат к досократикам, в области этики к сократическим школам; неоплатонизм же вообще погружается в мифологию. Однако, это не только отрицание отрицания, отразившееся в культурно-историческом процессе. Эллинистическая философия есть совершенно новый этап в формировании философствования, который ни в коем случае нельзя рассматривать как “упадок”. Это новая специфическая философия, прошедшая рациональную школу высокой классики и включившая ее в свое “тело”.

 В истории почти восьмивековой истории эллинистической философии исследователи выделяют эпохи раннего эллинизма (III в. до н.э. – I в. н.э.) и позднего эллинизма (I в. н.э. – IV-V вв. н.э.). Эпоха раннего эллинизма вкючает возникновение и развитие трех великих школ философии:

Эпикуреизм.

Скептицизм.

Стоицизм.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!