Лекция 11. Античный скептицизм.



Понятие античного скептицизма.

А. Понятие скептицизма.

       Скептицизм – направление в философии, отвергающее возможность объективного знания о явлениях природной и социальной действительности. Скептицизм происходит от двух греческих слов skeptikos или zetetikos – ищущий, исследующий, рассматривающий. Классический скептицизм предполагает требование «воздержания от суждений» (epoche) в теории и невозмутимости и безмятежности (ataraxia) в практической деятельности. При этом скептицизм противопоставляется «догматической» философии (dogma – “учение”) как некритической и «наивной». Само происхождение слова “скептицизм” указывает на его происхождение и связь с познанием, а именно - на затруднения, возникающие в процессе познания. Всякая философия, исследующая и ищущая, подразумевает момент критики и сомнения, а тем самым и скептицизма. Однако, это только момент в познании, и «скептицизм» как свойство философствования нужно отличать от скептицизма как целостной философии. Скептицизм имел в истории философии различные проявления от чисто агностисцистских точек зрения до умеренно-скептических.

Б. Особенности античного скептицизма.

а). В качестве источников скептицизма можно назвать софистику с ее принципами “субъективности” познания и релятивизма в отношении истины (Протагор, Горгий), и сократические школы с их “диалектикой” познания (в особенности – мегарская школа и киренаики), которые утверждали “темноту” чувственного познания и бесполезность рационального мышления. Открытая ими реальная диалектика понятий, объективная в своей основе, сведенная к субъективизму, ведет к недостоверности высказываний и утверждению о невозможности “точного”, т.е. истинного знания.

б). Скептицизм как течение античной философии формируется в конце IV века до н.э. Пиррон из Элиды создает школу, слушателей которой называли «…апоретиками, скептиками, эфектиками и зететиками. Зететиками, то есть искателями – потому, что они всегда ищут истину; скептиками, то есть высматривателями – потому что всегда высматривают и никогда не находят; эфектиками, то есть сомневающимися, - по их настроению в поиске, то есть по воздержанию от суждения; апоретиками, то есть затрудняющимися – потому что в затруднении находятся даже догматические философы» (Диоген Лаэртский, IX, 69-70). Однако, после смерти Пиррона школа захирела и лишь через два века скептическое философствование было восстановлено в платоновской Академии. Главными представителями академического скептицизма являлись Аркесилай и Карнеад, а в I в. до н.э. – Энесидем и Агриппа. Представителями позднего пирронизма были – Секст Эмпирик, Сатурнин и Менедем.

 

Пирронизм» и «академический» скепсис.

А. Пиррон из Элиды.

       О творчестве Пиррона из Элиды (360 –270 г.г. до н.э.) мы знаем из социнений его ученика Тимона из Флиунта. Основные идеи Пиррона, по сведению Тимона, следующие:

1). Для достижения знания нужно знать троякое: во-первых, происхождение вещей, во-вторых, как следует к ним относиться, в-третьих, что мы получим от такого к ним отношения.

2). Вещи невыразимы, неразличимы, неустойчивы, и вызывают разногласия. Поэтому, нельзя отличить ложное от истинного.

3). Следовательно, следует воздерживаться от всяких мнений и быть невозмутимым.

       Следует отметить, что у Пиррона воздержание от высказывания (epoche) – это не только гносеологический прием, но и этическая установка, ибо оно ведет к атараксии. Правда, требование безмятежности у Пиррона, по некоторым воспоминаниям, приводила к крайностям бесчеловеческого поведения, что и породило негативное отношение к пирронизму в течение последующих 2-х веков.

Б. «Академический пирронизм».

а). Аркесилай (ок. 315 –240 г.г. до н.э.) сочетал платонизм с мегарской диалектикой и скептицизмом. Критиковал стоиков. Он провозглашал, что целью является не атараксия, а само воздержание от суждений. Если между истиной и ложью нет разницы, если 2согласие» не гарантирует истины, то мудрый должен воздерживаться от суждений и быть «благоразумным» (eylogon). Тот, кто в своих поступках основывается на благоразумии, тот преуспевает в них. А благоразумный поступок, т.е. надлежащий и морально оправданный, это тот, который проявляется в его успешности.

б). Карнеад из Кирены (214 – 129 г.г. до н.э.) – представитель Третьей Академии. Резко критиковал стоиков. Воздержание от суждения он обосновывает не только недостоверностью чувств, но и недостоверностью разума. Однако, его скептицизм более умерен, чем скептицизм пирронистов и Аркесилая. Нужно воздерживаться не от всякого суждения, но от суждения о «безусловной и абсолютной» истине. Но высказываться о вещах и явлениях – благоразумно (eylogon). Благоразумие это предусматривает различную степень вероятности: одни суждения – вероятны, другие –нет. Главное отличие Карнеада от пирронистов и аркесилая в том, что они требуют в жизни следовать сложившимся традициям, а он – вероятностному знанию. Таким образом, скепсис Карнеада распространяется на сущность вещей, исключая ее постижение.

 

Позднейший пирронизм.

А. Учение Энесидема.

По свидетельству Диогена Лаэртского в I в.до н.э. существовала обширная скептицеская щкола с центром в г.Александрии. Секст Эмпирик в «Пирроновых речах» так излагает следующим образом основные положения (10 тропов) философии Энесидема:

· Разнообразие живых существ,

· Разница между людьми,

· Различное устройство органов чувств,

· Разные условия познания (обстоятельства),

· Положения, промежутки и местности,

· Наличие примесей,

· Различное соотношение величин и устройств предметов,

· Различие относительно сущностей вещей,

· Различие в постоянстве или редкости,

· Различие способов суждений, обычаев, законов, верований и догматических положений.

Секст Эмпирик проводит следующую классификацию этих тропов, подведя их под три категории: (1-4) – “от судящего”, (7, 10) – от “подлежащего суждению”, (5,6, 8, 10) – “от того и другого”. Иначе говоря, аргументы против возможности познания опять относятся к относительности (релятивности) всякого познания.

Б). Агриппа.

       Агриппа-скептик вводит еще 5 тропов:

· От разногласия, который заключается в неустранении разногласий между философами.

· От продолжения в бесконечность, который заключается в признании бесконечности, а следовательно, невозможности обоснования и доказательства, ибо они тоже требуют обоснования и доказательства, и т.д. до бесконечности.

· От связи, который основан на мысли, что всякая вещь постигается в связи с другими, а потому сама по себе непознаваема.

· От предположения, который состоит в том, что стремление избежать “регресса в бесконечность”, приводит к принятию произвольных предположений.

· От взаимности. Когда процесс познания в органах чувств обосновывают истечениями от предметов, а представления об истечениях от предметов обосновывают наличием органов чувств.

Аргументы Агриппы, хотя частично пересекаются с аргументами Энесидема, но отличаються логической природов и направленнотью на логическую форму высказывания.

 

Заключение.

Скептицизм – одна из великих школ поздней античной философии, одна из трех великих систем, возникших в эллинистическо-римской философии. “Не знаю, и уклоняюсь от суждений. Живу согласно благоразумию, жизненному опыту, здравому смыслу и обычаю”.

 

 

Литература:

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., Мысль, 1976. С. 191-197, 202-203, 378-393.

2.  Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., высшая школа, 1991, С. 143-150, 170-176.

 

Дополнительная:

1. Богуславский В.М. Скептицизм в философии. – М., Наука, 1990. С. 7-25.

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 514; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!