Диалектика, по Аристотелю, таким образом не дает знания, но только осуществляет критическое очищение знания и подготавливает ум к созерцанию истины.



2). Определение и доказательство. “Логика” Аристотеля.

а). Определение. Согласно основной гносеологической установке Аристотеля о том, что знание и его предмет представляют собой нечто целое, неделимые простые сущности, в которых должно выражаться определение вещи, имеют не только бытие в себе, но и бытие для нас. Поскольку они составляют предмет нашего - конечного, а не абсолютного – ума, то неделимые и простые сами по себе, они для нас всегда определяются в своем отличие от других таких же сущностей. Какой бы простой ни была мыслимая нами сущность, мы можем ее мыслить только при условии, что мыслим отношение ее к какой-нибудь другой сущности, т.е. мыслим ее как входящую в некий род, внутри которого она выделяется посредством определяющего ее видового отличия. Т.е. человеческое мышление, и соответственно – определение, осуществляется посредством отношений. В этом смысле сами категории – наивысшие и самые общие роды бытия – представляют собой простые природы и вмсете общие роды всякого мыслимого отношения.

Существует глубокое соответствие между онтологией Аристотеля, т.е. его учением о “форме” и “материи” вещи, и его гносеологией, т.е. его учением о родах бытия и внутри родовых видовых отличиях. В определении род соотвествует “материи” (hyle), или “возможности”(dynanis), т.к. род – это то, что может быть определено различными способами. Напротив, определяющее вид различие соотвествует “форме” (eidos), или “действительности”(energeia), т.к. различие указывает в отношении сущности, составляющей предмет определения, ее индивидуальную особенность. Согласно Аристотелю, полное определение предмета включает в себя единство “материи” и “формы”. Напротив, всякое определение, которое исходит только из определения “материи” предмета, или его “формы”, неверно.

б). Доказательство. Доказательство в теории познания Аристотеля опять же связано с его учением о “материи” и “форме” вещи, или его учении об определении – о родах и видах. 

       Исходные начала доказательства – сущности, природа которых недоступна доказательству. Тем не менее, доказательство способно получать из сущностей свойства, вытекающие из их природы посредством “деления”, т.е. выводя из общего (роды) частное (отличное). Доказательство есть умозаключение, в котором из сущности с необходимостью получаются истинные свойства. Научное умозаключение исходит из начальных и непосредственных, максимально очевидных истин.

Аристотель строит целую теорию умозаключений или силлогизмов, которые состоят из отношений знаний общего и частного порядка. В основе силлогизмов лежит учение о законах или правилах мышления: законе тождества, законе исключения противоречия, законе исключения третьего. Смысл силлогизма заключается в том, что в нем два крайних термина (понятия, высказывания, положения) соединяются посредстовм третьего среднего, общего обеим посылкам. Аристотель – признанный основатель логики.

3). Посылки истинного знания.  Всякое доказательство опирается на некоторые положения как на исходные начала. Есть предел в “восхождении” или “нисхождении” к началам знания. Аристотель различает три вида недоказуемых начал: 1). аксиомы, 2). предположения, 3). постулаты.

· Аксиомы – положения, обуславливающие возможность какого бы то ни было знания в любой науке. Это такое начало, которое необходимо знанть, для того чтобы был возможен процесс познания.

· Предположения – это положения, которые сами по себе доказуемы, но в пределах данного рассуждения принимаются без доказательств.

· Постулаты – положения, которые принимаются в пределах данного научного рассуждения, но принимаются или при полном отсутствии у учащегося мнения по их поводу, или же даже при наличии несогласия по поводу постулируемого положения.

Методом установления исходных принципов, согласно Аристотелю, является метод индукции (epagoge). “Индуктивные” умозаключения не составляют еще науки в собственном смысле слова, но образуют только приготовление к ней, вроде “диалектического” рассуждения. “диалектический” силлогизм есть энтимема (entimema), а индуктивный вывод есть пример (paradeigma). Однако, если энтимема только предполагает общий принцип, то «пример» указывает на его обоснование.

Индукция невозможна без чувственного восприятия. Поэтомупосредством такого умозаключения достигается не объяснение, а только удостоверяется или отрицается существование предмета . Иначе говоря, индукция не может вести дальше вопроса о факте или о существовании (ei esti). Только определение способно превратить простое свидетельство о факте в раскрытие сущности (ti esti). И только доказательство способно превратить утверждение или отрицание существования в причинное объяснение (ei esti –b dioti). Таким образом, индукция только направляет мысль к сущности.

 

Учение о категориях.

А. Понятие о категориях.

а). Высказывания о существующем (сущем). Сущее – это подлежащее, т.е. то, о чем сказывается. Всякое подлежащее определяется через род и видовые отличия. Здесь Аристотель вводит 10 категорий через, которые «раскрывается» сущее, а именно: сущность, количество, качество, отношение (мера), место, время, положение, обладание, действие, страдание. Аристотель утверждает, что каждая категория сама по себе ничего не утверждает и не отрицает: категории – это роды бытия.

б). Первая категория – сущность. Здесь Аристотель вводит некоторое отличие от того учения о сущности, которое изложено в его «Метафизике». Он выделяет сущность в первичном смысле, т.е. понятие, и вторичные сущности, под которыми он понимает отдельное сущее (oysia). “ Всякая сущность означает определенное нечто. … То, что она выражает, есть нечто единичное и одно по числу”. Основной вывод Аристотеля следующий: “Главная особенность сущности – это …то, что, будучи тождественной и одной по числу, она способна принимать противоположности, между тем об остальном, что не есть сущность, сказать такое нельзя, [т.е.] что, будучи одним по числу, оно способно принимать противоположности” (С.60). “…Сущности принимают противоположности, меняясь сами” (С.61). “…Особенность сущности – это то, что, будучи тождественной и одной по числу, она способна принимать противоположности в силу собственной перемены” (С.62).

в). Категория количества. Аристотель опять выделяет количества как понятие (тому, чему нечего противопоставить) и как род сущего.

г). Соотнесенное. Здесь Аристотель вводит свой принцип познания, растолковывая соотношение между предметом познания (сущим) и познанием предмета (понятием). Это философ делает для того, чтобы объяснить оставшиеся (кроме “сущности”) 9 родов сущего как выражения “модусов” существования сущего, выражаемых категориями.

д). Качество. Категория и “модус” бытия сущего.

е). Далее Аристотель вводит бегло 6 оставшихся категорий, 4 вида противолежания, где философ рассуждает о лишенности или обладании вещи свойствами, противоположностей и данных вместе.

Б. Общая схематика категорий Аристотеля.

а). В «Метафизике» Аристотеля понятие сущего рассматривалось как единство «материи» (неопределенного, лишенности и возможности бытия) и «формы» (сущности, эйдоса, действительности). Всякое сущее обладает сущностью. Теперь же сущность сама рассматривается как тождественное сущему.

б). Тогда общая схематика категорий следующая:

 

СУЩЕЕ

         
   


МАТЕРИЯ                                              ФОРМА

Сущность

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!