Единое как абсолютное самотождественное
Единство есть благо: всякое сущее (бытие)
Стремится к единому, но отлично от него (первая
субстанция). Это есть принцип существования
всего сущего. (Субъективная диалектика разума
всего лишь открывает то, что существует само по
себе и благодаря которому она сама и возможна).
Ум есть онтологическая сила, творящая все
сущее (вторая субстанция). Ум здесь есть
развертывание диалектического принципа единого в
структуру идеи и материи. Идея как порождающая
модель - это и есть космический ум,
рассматриваемый как перводвигатель для всего существующего.
(Эту порождающую модель у Платона ни в коем
случае нельзя понимать в смысле физического
воздействия на мир и на человека. Порождение
здесь мыслится чисто диалектически – как
непрерывное становление с бесконечными
узловыми точками на линии этого становления).
Третья субстанция мира – это мировая душа.
Здесь опять-таки содержится мнение Платона о
том, что душа и есть источник движения тел.
Таким образом, в диалоге «Филеб» Платоном решается проблема совпадения объективной диалектики и субъективной диалектики человеческого сознания: в мышлении открывается онтологическая структура мира. Диалектика диалога «Федр» теперь онтологически укоренена.
|
|
Здесь, фактически, предвосхищается учение Аристотеля о двигателе мира – мышлении мышления.
В. Космология Платона.
Отсюда недалеко уже до мифологической космологии Платона, изложенной в диалоге «Тимей». Ключевым является то, что Платон в ясной форме вводит понятие первичной материи как необходимости:
а). Материя, по Платону, это восприемница и кормилица, так как через нее высшие идеи реализуются в мир чувственных феноменов и она же «вскармливает» все живое. Материя есть необходимое.
б). Материя как пространство. Материя – это «мать», «бесформенная», «незримая», «всеприемлющий вид», «принимающая любые оттиски», «незаконный род пространства», «вместилище», - все это первичная материя. Но не время, ибо время присуще только становящемуся миру, т.е. не материи и не идее самим по себе.
в). Материя как бескачественное и иррациональное (непознаваемое). Платоновская материя резко отличается от материи досократиков, которая тождествена природе, наделена качествами, лишена пустоты, устойчива. Платоновская материя абсолютно бескачественна, а потому, согласно, онтологизму Платона, непознаваема и иррациональна.
|
|
г). Материя как вечно движущееся. Платоновская материя вечно становится и меняется, ибо вечным самоудовлетворенным и самотождественным бытием у Платона обладает только космическая душа.
В этом диалоге у Платона отчетливо формируется следующая диалектическая триада: идея (эйдос), бесформенная, незримая и вполне иррациональная материя, или чистое становление, и, наконец, возникающая из соединения этих двух принципов материальная вещь со всеми ее обыкновенными чувственными качествами. Здесь у Платона уже намечается учение о двух материях – первичной (только потенциальной) и вторичной, чувственно-текучей, которое будет развито уже Аристотелем.
Г). Социальная утопия Платона. Диалог «Государство».
Завершение развитая философия Платона получает в учении об идеальном государстве (диалоги «Государство» и «Законы»). Там и формулируется уже не столько объективная диалектика и субъективная диалектика, сколько вытекающая из первой и применяющая вторую социальная программа Платона. Это учение о благе в общественнй жизни и позиции философа.
Критика К.Поппером учения Платона о совершенном государстве (См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992, Т.1. «Чары Платона».).
|
|
Жизненная драма Платона.
«Жизненная драма Платона» В.С.Соловьева.
Характеристика жизни Платона А.Ф.Лосевым.
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!