Знание не есть правильное мнение:
При исследовании мнения нужен некоторый
онтологический критерий различения истинного и
ложного, т.е. не различение знания и незнания, а
различение бытия и небытия.
Знание не есть правильное мнение с
объяснением: смысл знания не может
содержаться ни в чувственных ощущениях,
ни в представлениях. Критерий знания
следует искать в совокупности признаков самого
предмета. Однако приписывать признаки предмету
возможно только в случае, если имеется сам
предмет, т.е. его точная фиксация в сознании. Иначе
говоря, имеется идея предмета. Согласно
Платону, критерием знания является эйдос,
Идея.
В этом диалоге содержится критика не только софистов, но сознательное противопоставление и критика Платоном древнегреческого материалистического атомизма.
В. Диалог «Федр». Диалектика Платона.
Итак, согласно Платону, критерием знания является идея или эйдос предмета. Тогда возникает вопрос: как возможно знание? Это есть вопрос о методе познания. Ответ на этот вопрос изложен в диалоге “Федр”.
Основное философско-теоретическое содержание этого диалога заключается в учении о единстве и взаимопроникновении идеи и материи, т.е. в истолковании идеи как порождающей (творящей) модели вещи.
Всякая вещь, имея идею, может воплощать
Ее с разной степенью совершенства.
|
|
Душа тоже имеет свой эйдос. Следовательно,
она тоже может воплощать свой эйдос в себе в
разной степени.
Диалектика души как самодвижения:
Душа есть причина самой себя и самое себя
движит. Как же движится душа?
Структура диалектического метода: диалектика
определяется у Платона как умение возводить все
единичное и частное к общей идее и низводить ее
планомерно к единичному до получения неделимых
и единичных элементов.
Рационализм метода познания Платона:
Четкость всех определений. (Отличие
метода Платона от майевтики Сократа).
Выводы: Мы не только теперь можем зафиксировать вещественно-созерцательный (“Федон”) или субстациально-созерцательный (“Пир”) онтологизм Платона, т.е. его объективный трансцендентальный идеализм, но его рациональную диалектику. Причем рациональная диалектика Платона имеет три функции:
А). Она носит гносеологический характер, являясь логическим методом получения чистого знания.
Б). Она носит онтологический характер, являясь одновременно, доказательством его объективного идеализма.
|
|
В). Она носит и экзистенциальный характер, являясь “сократическим” методом существования мыслящего существа (человека).
Таким образом, философия Платона есть объективный трансцендентальный диалектический идеализм.
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!