В. Проблема «естественного» и «искусственного» у софистов.



а). Различение «природного» и «искусственного». Природное – то, что существует само по себе, вечное, неизменное, выражающее природу сущих вещей. Искусственное (thesis, techne) выражает то, что “по установлению”. Исходное искусственное – есть Язык. Искусственное, созданное людьми, противопоставляется божественному (легенда о Прометее). Однако, оценки этой антитезы у софистов разные.

1). Протагор: искусственное – это божественный дар, которым люди отличаются от животных. Следуй закону всегда, ибо в нем высказана сама “природа”

2). Антифонт: общественная жизнь – это искусство компромиссов. Следует соблюдать законы государства, живя среди людей. Однако же, поскольку они есть только искусственное, то, оставаясь без свидетелей, соблюдение этих законов не требуется. Обязательны только законы природы. (“Государство” Платона). Здесь нет двоемыслия, ибо “по природе” все люди одинаковы.

3). Относительность общественных установлений. Следование “природе” приводит к противоположным выводам: все несправедливо. Следование законам “по установлению” приводит к тем же выводам: все несправедливо. Справедливость – относительна. Изменчивость общественных институтов.

Вывод: Софистика – это субъективное, одностороннее развитие диалектики как логики. Софизм в применении к общественной жизни выступил в своей двусмысленной форме: с одной стороны, демократизации общества, с другой стороны, возрастания элементов охлакратии и хаоса. «Все дозволено» как принцип анархии общественной жизни.

Учение Сократа.

Сократ (469-399 г.г. до н.э.), сын каменотеса Софроникса и повивальной бабки Фенареты. Бедный афинянин. Боец. Свободный гражданин. Смерть Сократа: ее загадочность и смысл. Воспоминания Аристофана, Ксенофонта, Платона. Образец философа.

а). Принцип Сократа. В противовес софистам Сократ убежден в наличии абсолютного добра, истины, красоты. Основной тезис Сократа: добродетель и знание есть одно и то же. Тезис «Я знаю, что я ничего не знаю».

б). Метод Сократа. Метод Сократа – это его знаменитая «диалектика», состоящая, во-первых, из «иронии», т.е. индукции или искусства наведения (иногда практически неотличимого от софистики), и, во-вторых, из «майевтики», т.е. искусства определения. Гипотетико-дедуктивный метод Сократа.

Конечно, при этом Сократ остается в рамках тех же неглубоких определений сущности вещей, добываемых перебором мнений, и даже воздерживался от окончательных определений. Но сам метод был принципиально иным, направленным на «родовспоможение» или «рождения человека в истине». Экзистенциальный смысл метода Сократа.

в). Критерии истины. Истина – абсолютна и всеобща. Вещи относительны. Но из относительности вещей и субъективности их чувственных свойств Сократ делает отличный от софистов вывод.

1). Истина не есть относительное, но абсолютное, а значит – всеобщее. Отдельные знания – единичны, особенны, но истины носит всеобщий характер. Общее не сводимо к отдельным его проявления, к единичному.

2). Всеобщее может быть открыто только умом. Следовательно, истина содержаться не в вещах, как их признак, а в уме.

Позже это приведет Платона к идеалистическому противопоставлению идей вещам, точнее – постулированию царства идей как царства истины.

г). Этика Сократа. Этика Сократа исходит из его принципа: добродетель есть знание. Стремление людей к благу предполагает знание этого блага, нравственные поступки предполагают критерий нравственности. Пытаясь выйти из этого логического круга, Сократ связывает нравственность с разумом. Добродетель состоит в знании добра и действии в соответствии с этим добром. (Отличие от этики Протагора).

Отношение к законам « по установлению». Есть два пути для человека в общественной жизни.

· Первый путь есть точное соблюдение общественных законов и полное им подчинение.

· Второй путь есть подчинение «божественным» законам, точнее подчинение «божественному разуму», между которым и человеческим разумом нет противоречия. 

«Деймон» Сократа. Путь самого Сократа. Проблема «греха» или преступления в этике Сократа. Проблема решения своей жизни.

Вывод: Во-первых, Сократ – это диалектическое отрицание софистики. Включив софистику в свой метод «иронии», он исключает последнюю своим требованием искать однозначную, абсолютную и всеобщую истину. Во-вторых, жизнь Сократа есть образец воплощенной философии. Новый культурный образец. В-третьих, Сократ – «начало» высокой классики, ибо с него открывается проблематика не «фюзиса», а мышления бытия как человеческого бытия.

Сократические школы.

Сократические школы фактически синтезировали сократизм и софистику, т.е решали сократовские проблемы софистическими методами.

А. Киники. Основатель школы Антисфен (ок. 444 –368 г.г. до н.э.), ученик софиста Горгия, а затем Сократа. Другой известный философ кинийской школы – Диоген из Синопы.

а). Основная идея киников состоит в том, что философия есть жизненная мудрость, не нуждающаяся в отвлеченном знании. Логика бесполезна.

б). Примат чувственного над рациональным, текучесть сущего ведут к относительности истины и относительности общественных установлений. Отсюда – односторонний эмпиризм, т.е. ограничение познания простым описанием вещей.

в). В этике этот принцип ведет к тому, что утверждается собственность человека. Но собственность – это не вещи, а внутренняя свобода, которую никто не может отобрать у человека. Отсюда противопоставление общественным установлениям – природы как свободы человека. Отказ от следования общественным ценностям и бытие вопреки им. «Следуй только своей природе!»

Б. Киренаики. Основатель школы Аристипп (род. ок. 435 г. до н.э.).

а). Основной тезис киренаиков тот же, что и у киников: бесполезность и ненужность теоретического знания. 

б). В теории познания это утверждение того, что человек пассивен, он «осажден» чувственными ощущениями и собственными аффектами. Ощущения – не восприятия внешних вещей, а наших собственных восприятий. Отсюда познание невозможно.

в). Но возможно получение удовольствия. Поэтому киренаики провозгласили целью человеческой жизни – гедонизм (hedone – удовольствие, наслаждение), стремление к удовольствиям, а не калокогатию (стремление к добродетели). Человек стремится к удовольствиям и испытывает отвращение от страданий.

г). Однако, этика киренаиков не примитивна. Наибольшее удовольствие человек получает от разумного поведения. Мудрость заключается именно в разумном поведении. А разумность поведения заключается не в погоне за удовольствиями, а в их разумной мере и даже в воздержании от них. Отсюда требования полной свободы от внешних благ и требование спокойствия духа.

д). Таким образом, требование свободы от внешних благ оборачивается у киренаиков тем же, что и у киников: отвержением от общественных ценностей и презрением к миру ради внутренней свободы. Цинизм поведения.

В. Мегарики. Основатель школы друг Сократа Евклид. Школа просуществовала до III в. до н.э. и постепенно переродилась в скептицизм.

а). Существует единое, названное разными именами. Но это противоречие: ибо назвав одно разными именами, мы как будь-то считаем, что они означают нечто сходное. Поэтому сравнение как форма мысли невозможна.

б). Открытие мегариками большого ряда логических парадоксов. Мегарики использовали дословно все аргументы Зенона и придумали множество своих софизмов. Говоря о софизмах древних мыслителей, можно сказать, что они открыли следующие противоречия:

· Диалектические противоречияединства и множества, делимости и неделимости и т.п.

· Логические и семантические парадоксы, содержащие скрытое противоречие, подлежащее устранению.

· Собственно софизмы, т.е. ошибочные умозаключения, логически неправильные, но выдаваемые за правильные. 

в). Элидо-эритрейская школа была близка к мегарской по своим логическим исканиям. Были блестящими спорщиками.

 

Литература:

1. Платон. Апология Сократа. – Платон. Сочинения. Т.1. С. 70-97.

2. Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 348-350.

Дополнительная:

1. Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1976.

2. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991. С. 178-186..

3. Гуссейнов А.А., Иррлиц Г. Краткая история этики. М., 1987. С. 69-82.

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 446; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!