Б. Ранний пифагореизм: общество посвященных.



а). По видимости, первоначально пифагорейское учение представляет собой религиозно-этическое учение. Учение эзотерическое: пифагорейская община представляла собой союз посвященных. Основной задачей союза было преуготовление человека к лучшей жизни, т.е. религиозно-нравственные задачи. Следует отметить, что в философии это первое учение имеющее этическую проблематику.

б). Созерцательная жизнь. Речь идет о специальном пифагорейском образе жизни, который включал в себя специальные упражнения духовного и физического характера, способы общения с людьми разного общественного положения, созерцательную «теоретическую» жизнь и т.п. Пифагорейцы первые определили такую жизнь как «философскую». При всем том, участие в жизни пифагорейской общины предусматривало жесткую дисциплину и подчинение наставникам.

в). «Акусматика» (akoysma – услышенное) и «математика» (mathema – знание). В учении ранних пифагорейцев выделяют два вида знания. «Услышенное» – знание, передаваемое от учителя ученику в виде вопросов-ответов, знание, содержащее не только сведения обыденного опыта, но фрагменты «теоретического» знания, нравственно-этических предписаний и магических действий. «Матема» включала в себя «закрытое» знание, знание, доступное только посвященным и включало в себя учение о числах, математическое знание и учение о переселении душ.

Основополагающей идеей было понятий числа как основы знания сущности вещей. Число есть мера, выражающая закон существования видимых вещей.

Вывод: ранний пифагореизм в большей мере был религиозно-этическим учением.

В. Средний пифагореизм: философия числа.

а). Предел и беспредельное. По свидетельству Платона («Филеб») и Аристотеля («Метафизика»), основополагающим в учение о сущем среднего пифагореизма были понятия - предел (нечет) и беспредельное (чет). Основная проблема – это проблема мышления движения сущего.

1).Число есть единство противоположностей чета и нечета, т.е. определенного беспредельного, т.е. число есть первое сущее, ставшая определенность.

2). Число принимается за само начало вещей, за материю вещей, т.е. не просто выражает закон существования сущего, но и само является «атомом» всех вещей.

3). Но что такое – нечет и чет? Нечет – это предел, определение, действие ограничения, «дыхание» мира. Чет, т.е. беспредельное, это пустота, которая ограничивает вещи (числа).

4). Из этого процесса соединения пустоты с пределом возникают сами вещи. Это космологическое и космогоническое учение соединено у пифагорейцев с учением милетцев о стихиях и, кроме того, имеет нравственное содержание. Поэтому у них первоначалом становится определенность – число. 

5). В отличие от элейцев пифагорейцы провозглашают наличие множества в мире, точнее мир есть соединение единого и многого, и это их единство есть движущийся мир.

Б). Филолай.

1). Идея гармонии. Первоначальное сущее – это не числа, а вещи. Вещи возникают, как и числа, из противоположностей предела и беспредельного. Но эта противоположность теперь понимается как гармония (исономия – равновесие).

2). Пропорция. Если у Гераклита прекрасная гармония складывается из противоположностей, то у Филолая из пропорции, т.е. из соотношения противоположных, гармоничного, а не хаотичного соединения.

3). Все есть число. Числа – суть особые протяженные вещи, они начало и элемент сущего в смысле ионийской философии. Отсюда представления о «треугольных», «квадратных», «прямоугольных» числах и т.п. Числа маленькие элементы вещества определенной формы. Движение числа.

4). Числа как закон существования. Математика. Критика элеатов пифагорейского учения о числах привела к более «мягкой» формулировке: не «вещи суть числа», но «вещи подобны числам». Частички стихий имеют правильную геометрическую форму: частички огня – пирамиды, земли – кубы и т.п.

Вывод: Учение пифагорейцев о числе – это «переходная» форма от учения о стихиях к выражению мышления сущего как сущего. Числовая закономерность существования сущего - протяженный мир тел, предстает как выражение предельной абстракции гармонии и числа. Это переходная форма не только от учения о «фюзисе» как «элементах», но и переходная форма от учения от мифологического учения о душе к этическому учению.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!