Лекция 2. Ионийская философия. Учение о фюзисе.



А. Ионийская натурфилософия. Поиск архе.

а). Основные черты мифологии. Теогонии как протофилософия. Архе как первоначало.

б). Учение Фалеса о первоначале. Мнения доксографов о Фалесе (легенды о колодце, о солнечном затмении, история с треножником, естественно-научные и математические «открытия» Фалеса). Высказывание Плутарха (DK, 107).

в). Вода как первоначало: 1). Материальная стихия, 2). чувственно-воспринимаемая и, потому, вполне объяснимое основание (отсылка к чувственному опыту). 3). нечувственено-воспринимаемое. Вода как первооснова и первостихия. 

г). Учение о душе. Вода как всеобщий принцип существования.

д). Первоначало Фалеса – выявление сущности (принципа). Комментарии Аристотеля и Симпликия.

Б. Учение Анаксимандра об апейроне. Апейрон как принцип мышления и бытия. «Начало» диалектики.

а). Мнения доксографов об Анаксимандре ( ум. 64 лет, в 58 Олимпиаду (547-546 г.г. до н.э.). Естественно-научные открытия Анаксимандра (гномон (солнечные часы), географическая карта, астрономические открытия).

б). Проблема первоначала. Апейрон (a-peras) - безграничное и беспредельное первоначало: 1). бескачественная, 2). бесконечная, 3). безобразная стихия. Проблема мышления: отрицание чувственно-воспринимаемого в опыте. Апейрон как материальная стихия (не тело). Природа как среднее. Комментарии Аристотеля и Симпликия.

в). Апейрон как понятие. Отрицательное понятие. Природа как среднее.

г). Первоначала диалектики. Необходимость «внесения» в материальную стихию источника изменений. Постоянство изменений, любовь и вражда, динамика космоса. «Выделение» из единого. Единство и противостояние противоположностей.

д). Апейрон как принцип мышления существующего. Апейрон как бытийственное начало (природа) и апейрон как принцип мышления бытия. Интеллектуальное колесо.

Е). Учение Анаксимена о воздухе. Воздух как «образ» стихии: если стихия то, она должна быть чувственно-воспринимаемой. Попытка снять противоречение между «водой» Фалеса и «апейроном» Анаксимандра.

В. Гераклит: учение о логосе.

а). Мнение доксографов о Гераклите Темном (происхождение, акме в 69 Олимпиаду 504-501 гг. до н.э., занятия, прозвище «темный»).

б). Новый образ мудрости. Критика Гераклитом мифологов (Гомера и Гесиода), прочих философов (Пифагора, Ксенофана). Критическое мышление Гераклита. Мудрец как наилучший. Образ наилучшего человека.

в). «Природа любит прятаться». Идея огня. Стихия огня как символ всеобщей изменчивости природных вещей и постоянства изменений. Огонь как первоначало : 1). Выделение природы как носительницы всех изменений, 2). Выделение первоначала природы, 3). Выделение Логоса как предмета мысли. г). Идея Логоса. Логос как принцип существования: то, что всем управляет.

д). Идея Логоса как принцип мышления: логос души. Идея субъективного и объективного логосов. Мнение и мышление. Открытие человеческого духа.

е). Логос как первопринцип существования и мышления. Логос не природа, но начало природы: мысль как всеобщее. Логос как разрешение проблемы первоначала. Интеллектуальная ось колеса мышления.

Г. Гераклит: учение о диалектике.

а). Констатация всеобщей изменчивости в образе огня. Огонь – это образ. Диалектика изменений в символах (воды, всякий раз новое, день и ночь).

б). Диалектика изменений и идея Единого. (DK, 199). Изменения это выявление единой «природы» существующих вещей. Противоречивость есть выражение природы единого. Проблема слова (логоса).

в). Идея «борьбы» противоположностей. Борьба противоположностей как конструктивный принцип развития. Мышление в противоположностях (мир и война, лук и лира, путь чесала, жизнь и смерть, человеческий дух) как способ объяснения «природы» существующего.

Вывод: Учения ранних греческих философов принципиально отличались от существующих до этого образцов поэзии. Из стихии мифологического мышления рождалось мышление как упорядоченная организация человеческого сознания. В учениях о природе как фюзисе выражалось, во-первых, природа всего существующего как всеобщее, во-вторых, мышление в собственном смысле слова, в-третьих, это мышление о всеобщем изначально связывалось с четким осознанием изменчивости существующего

Но в этом случае встает следующая проблема: как выразить всеобщую изменчивость единого? Различаются природа как чувственное и сущность природы как мыслимое. Не природа, а сущность природы (единое) становится предметом мышления.

Задание на семинар:

Учение о бытии Парменида.

Литература: Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч.1. С. 156-176, 274-298.

Апории Зенона Элейского.

Литература: Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч.1. С. 298-315, 315-330.

Дополнительная литература:

Мотрошилова Н.В. Возникновение и развитие философских идей. М., 1991. С. 129-145.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.

Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского. Л., 1988.

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 902; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!