Лекция 3. Учение элеатов о бытии (2 часа).



А. Феномен Ксенофана из Колофона.

а). Ксенофан из Колофона (род.в 50-ю Олимпиаду 9580-577 г.г. до н.э.). Сохранилось множество отрывков в стихах. Разработал новые формы поэзии.

б). Критика предшествующей мудрости Гомера и Гесиода: все учатся у них, но у кого учились они? У богов. Отсюда рождается богоборческая тенденция у Ксенофана, точнее – критическая в отношении антропоморфизма ранней мифологии.

в). Натуралистический пантеизм Ксенофана: природа, сущее – и есть божество. Природа состоит из двух начал (архе) – земли и воды. Каким образом совместить «дуализм» Ксенофана. Скептические тенденции в мышлении Ксенофана.

г). Учение о «бытии» как начале едином, но и ограниченном, ни безграничном, ни движущимся и ни покоящимся, но шароробразном. Это всеединое бытие, по словам Ксенофана, и есть Бог. По недостоверным сведениям Псевдо-Аристотеля в трактате «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии», аргументация Ксенофана следующая:

· единый и великий, однородный и шарообразный бог-космос ни беспределен, ни ограничен. Ибо беспредельным может быть только не существующее. Следовательно, бог-космос ограничен.

· Ограничено то, что имеет вне себя нечто, его ограничивающее. Значит, бытие должно иметь нечто вне себя, т.е. бытие не едино, но множественно. Тогда – либо бытие неограниченно, т.е. оно есть небытие, либо ограничено, тогда не является единым бытие.

Вывод: Противоречия учении Ксенофана о едином и шарообразном космосе-бытии есть предельное выражение противоречий ранних греческих философов о природе как первоначале: фюзис как основание (сущее).

Б. Учение Парменида о бытии.

а). Парменид из Элеи (акме – 500 г. до н.э.). По преданию – был учеником Ксенофана, но испытывал сильное влияние пифагорейца Аминия. Занимался политической деятельностью и написал законы для г.Элея, но затем отошел от активной политической жизни и занялся философией.Написал множество произведений. Большой отрывок поэмы Парменида «О природе» сохранен Секстом Эмпириком.

б). Проблема познания: соотношение мнения (доксы) и истины. Открытие Парменидом противоположености чувственного и рационального познания. Гносеологический смысл противопоставления двух путей к истине:

1). критика изменчивости и недостоверности чувственного познания (против Гераклита).

2). открытие умозрения – мышления. Мышление как особая способность («путь»). Необходимость и принудительная сила мышления.

Комментарий к введению (проэмию) поэмы «О природе».

Методологический смысл противопоставления двух путей к истине..  Методологическая «эпохе» Парменида как средство разрешения противоречий учения Ксенофана.

в). Учение Парменида о бытии.

Парменид вводит специальный термин – бытие-сущее, и формулирует три тезиса о сущности бытия. Аргументация следующая:

· То, что есть, то есть.

· То, чего нет, не существует.

· Следовательно, возникновение (появление того, чего не было) и уничтожение (исчезновение того, что было) не существует.

· Пространство (пустота) и время (смена прошлого настоящим) не существует.

· То, что есть (сущее), заполнено.

· Сущее не имеет частей; оно единое целое.

· Сущее едино (одно), ибо кроме него ничего нет; поэтому сущее завершено, т.е. конечно и совершенно.

· Движения не существует, т.к. сущему некуда сдвинутся.

Комментарий к 1-й части поэмы «О природе».

г). Смысл тезисов Парменида о бытии.

Смысл «есть» как всеобщей закономерной связи всего существующего. Открытие реальности мышления: его «принудительности» и всеобщности. Законы мышления сущего. Логос Гераклита и мышление Парменида: тождество и различие.

д). «Шарообразность» бытия. Противоположность беспредельного и предела (законченность и совершенство) как особенности древнегреческого мировоззрения.

е). Учение Парменида о видимости.

Парменид сохраняет прежнее учение о фюзисе, в котором можно найти элементы учений Анаксимандра (о двух кольцах), Анаксимена (антитеза "«азряженное–плотное", пифагорейцев (множественность и пустота). Мир мнения, по определению, противоречив. «Путь мнения» – это необходимый способ объяснения чувственного мира, навязываемый людям их чувствами.

В. Апории Зенона Элейского.

а). Зенен из Элеи (480 г. до н.э. – 430 г. до н.э.). Образ Зенона в диалоге Платона «Парменид». Сведения о жизни и гибели Зенона: по одной версии, он, участвуя в заговоре против тирана Неарха, оговорил всех его сторонников, а затем, обманув тирана, укусил его за ухо(нос) и был заколот, по другой версии, откусил себе язык, чтобы не выдать сторонников демократии, и умер от боли.

б). Апории Зенона.

Апория – безвыходное положение. Аристотель называет Зенона первым диалектиком, понимая при этом под «диалектикой» учение о мышлении в противоречиях. Структура апории. Смысл апории: не опровержение и отрицание сущего, но проблема его мыслимости.

· Апории о пространстве или «месте». Открытие «дурной бесконечности».

Пространство как отделенное от вещества немыслимо.

· Апории о множестве. Вопросы о том: 1). Как необходимо мыслить элемент множества? 2). Как необходимо мыслить общее количество элементов множества – конечным или бесконечным? Допущение бесконечной делимости ведет к противоречиям: бесконечная делимость ведет к исчезновению сущего.. Допущение неделимости также ведет к противоречиям: сумма элементов должна одновременно мыслится и как конечная и как бесконечная.

· Апории о движении. 5 апорий:

1). «Движущееся не движится ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет».

2). «Дихотомия».

3). «Летящая стрела».

4). «Ахиллес и черепаха».

5). «Стадий».

Апории «Дихотомия», «Летящая стрела», «Ахиллес и черепаха» построены на допущении о делимости пространства и времени до бесконечности, а апория «Стадий» на допущении их дискретности. Эти допущения предполагались пифагорейцами и ранними физиолагами.

в). Смысл апорий Зенона.

Г. Учение Мелисса.

а). Мелисс с острова Самос. Флотоводец. Дошедшие сведения говорят о неоригинальности учения Мелисса. В трактате «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии» аргументация Мелисса приведена подробно, но не отличается от основных идей Парменида.

б). Симпликий отмечает только два значительных отличия в учении Мелисса:

· В учении о шарообразности бытия Мелисс, в отличие от Парменида,

настаивает на бесконечности радиуса бытия. Если мир является вечным, невозникающим и непогибающим, то только при условии, что он является бесконечным (беспредельным). Слова Аристотеля о предпочтимости аргументации Парменида, а не Мелисса.

· Положение Мелисса о том, что, если бытие едино, то оно не должно иметь

тела. «Если бы у него была толщина, то оно имело бы части и уже не было бы единым».

Вывод: Учение элеатов о бытии есть завершение ранних учений о природе (фюзисе) как первоначале, ибо связано с осознанием противоречий и сложностей натуралистической (чувственно-данной) трактовки целостности и всеобщей взаимосвязи всего существующего.

Задание на семинар:

Учение Эмпедокла о стихиях.

Литература: Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч.1. С. 340-380. 2. Учение Анаксагора о гомеомериях. Решение противоречия о природе.

Литература: Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч.1. С. 535-539.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 372; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!