Лекция 8. Учение Платона об идеях.
Жизнь Платона. Жизненная драма Платона.
А. Общие сведения о жизни.
Платон родился в 427 г. и умер в 347 г. до н.э. Настоящее имя – Аристокл, сын Аристона и Периктионы. Прозвище «Платон» получил от Сократа за широкую грудь и плечи (platos). Писал стихи до встречи с Сократом. Встреча с Сократом (407 г. до н.э.) оказалась важнейшим событием в жизни Платона, после которой он забросил поэзию и целиком обратился к занятиям философией.
Жизнь Платона условно можно разделить на 4 периода:
1). До встречи с Сократом (детство и юность), учение. Встреча с Сократом.
2). От смерти Сократа (399 г. до н.э.) до путешествия на Сицилию ко двору сиракузского тирана Дионисия (389-387 г. до н.э.). Дружба с Дионом. Продажа в рабство.
3). Освобождение от рабства и основание Академии.
4). Новое путешествие на Сицилию (367 г. до н.э.). Политические игры с Дионисием младшим. Смерть философа в 347 до н.э..
Б. Произведения философа.
Произведения философа хорошо сохранились – и не только философские, но и некоторые поэтические. Все философские произведения Платона исследователи делят на 4 группы, соответствующие 4 –м периодам в творчестве философа:
1). Ранний период (от встречи с Сократом до 1-й поездки на Сицилию): произведения посвященные философии Сократа.
2). Переходный период (80-е годы): формирование «наивной» теории идей.
3). Зрелый период (70-60-е годы): классическая форма учения об идеях («Федон», «Пир», «Федр», «Тимей», «Теэтет», «Софист», «Филеб»).
|
|
4). Поздний период: диалог «Законы».
В. Источники философии Платона.
Исследователи выделяют следующие источники, повлиявшие на формирование собственной и оригинальной философии Платона:
а). Учение Гераклита об изменчивости вещей.
б). Учение элеатов о неизменности и неподвижности всеобщего бытия.
в). Этика Сократа.
г). Учение пифагорейцев о числах как прообразах вещей.
Теория идей: аргументы о бессмертии души. Формулировка объективного идеализма Платона.
А. Теория эйдоса жизни.
Учение Платона вырастает из философии Сократа, а именно из учения о порождающих структурах человеческой жизни в целом. Жизнь не есть нечто само по себе данное и очевидное, жизнь есть то, что зависит от нашей заботы о ней, т.е. от «образа самой жизни».
Б. Диалог «Федон»: понятие эйдоса.
1). Философия как «искусство умирать». «Противоположность» аргументации в «Апологии Сократа».
2). Соотношение души и тела.
Познание истины требует «чистого» мышления
Подлинный предмет дается только разумом
Аргументы о бессмертии души
1-й аргумент: взаимопереход противоположностей.
|
|
Идея становления: если не допускать жизни, то нельзя
понять и смерти; жизнь остановилась бы, если не
принимать кругооброта.
(Критика: бездоказательное утверждение о том, что
действительность остановилась бы на
одной противоположности).
2-й аргумент: теория анемнезиса (воспоминания).
Соотношение единичного и общего, вещи и идеи:
Идея равенства и тождества «вспоминаемых» предметов;
Этого не могло бы быть, если бы мы “вспоминали”
единичные чувственные свойства вещей, а не их понятия
(идеи, эйдосы), ибо чувственные вещи текучи и не способны
сами по себе создавать чистое понятие о своей сущности.
(Критика: отрыв общего от единичного. Путь к идеализму:
гипостазирование общих понятий. Платон выствив аргумент
о примате общего над единичным, начинает понимать его не
только логически, но и онтологически. Но, следует
отметить, что у Платона мышление вещей не только
предполагает, но и указывает на существование идей).
3-й аргумент: самотождество идеи (эйдоса) души.
Идея бытия души: Чувственные вещи различны и «становятся»;
|
|
“парадокс” становления. То, что изменяется воспринимается с
помощью чувств, то, что постоянно – умом. Тело
изменчиво, душа –постоянна.
(Критика: недоказанные тезисы о том, что 1). Жизнь нечто
принципиально отличное от нежизни, 2). Что сущностью
жизни является душа. Жизнь выше всех ее конкретных
проявлений и сводится к факту ее существования).
4-й аргумент: теория души как эйдоса жизни
Душа как принцип жизни: Причину следует понимать
как понятие,или смысл, благодаря которому и
определяется “истина сущего”. Вещи смешиваются и
переходят друг в друга, но не их понятия. Если душа –
жизнь тела, то она несовместима со смертью.
(Критика:чтобы душа была бессмертна, она сама должн
а обладать эйдосом. Но если есть эйдос души, то
должно с уществовать и эйдетическое тело, т.е.
сама душа. Душа сама для себя является телом.
Диалектика души и тела.
Комментарий А.Ф.Лосева о смерти. (Т.2. С. 427).
Таким образом, в диалоге «Федон» Платон только подходит к пониманию жизни с помощью понятия идеи. Для того, чтобы познать вещь, нужно знать ее идею, следовательно, для того, чтобы познать душу, надо знать ее идею. В этом диалоге Платон только сформулировал понятие идеи в применении к человеческой душе, но еще не развернул всех аргументов. Но здесь Платон сформулировал свое понимание отношения вещи и идеи.
|
|
Выводы: Платон открывает, что всякое единичное связано с общим, всякая вещь имеет свой эйдос (идею). Но он «отрывает» единичное и частное от общего и осмысляет их через общее. При этом у него происходит не только логическое «гипостазирование» общего, но и онтологическое полагание наличия общего самого по себе.
В. Диалог «Пир»: объективный идеализм.
В диалоге «Пир» Платон в продолжение тезиса о душе как сущности жизни выдвигает тезис об идее души как пределе ее становления.
1). Что такое эрос? После всех мифологических, эстетических, по сути натурфилософских неаналитических аргументов собеседников в разговор вступает Сократ.
2). Характеристика А.Ф. Лосева речи Сократа: созерцательный вещественный онтологизм. Речь Сократа разворачивается методом трнасцендентальной диалектики.
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 497; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!