Эрот есть стремление к красоте.



 


                              

Но всякое стремление имеет свой предмет.

 


Стремление, по сути, означает, что стремящееся

Отчасти имеет свой предмет, отчасти не имеет.

 


Миф о Поросе и Пении

 


Все живое стремится порождать нечто вечное,

Именно потому, что оно смертное. Любовь

Стремится порождать, следовательно

Существует вечность.

 


Иерерхия красоты: физические тела «предполагают»

Начало движения, которое нетелесно. Такое

Самодвижущееся начало есть душа.

 


Душа движется и движет все другое. Но должно

Быть нечто вечное как предел движения души.

 


Есть царство красоты.

 


                               Речь Алкивиада: идея вещи как предел становления

Вещи.

Таким образом, у Платона созерцательный вещественный онтологизм уступает место созерцательно-субстанциальному онтологизму. Логически выдержанный вывод о переходе от прекрасных тел к прекрасному телу как таковому и от него к понятию прекрасной души уступает гипостазированию «царства идей». Примечательно, что это связано с гносеологической проблемой формулирования условий мыслимости предметов.

Выводы: Таким образом, в диалоге «Пир» у Платона не только сформулирован его учение об идеях, но его идеализм получает законченную форму – как объективный идеализм. У Платона получается так: чтобы мыслить тело, нужно уже иметь понятие тела, чтобы мыслить понятие тела, уже надо иметь понятие души; чтобы мыслить душу, уже надо иметь идею души, и, чтобы мыслить идею души, необходимо мыслить идею саму по себе. Это и есть диалектический трансцендентализм.

Трансцендентализм в том, что условия мыслимости есть предельное (граничное) условие, предполагающее «выход» за пределы данного в опыте.  У Платона мышление вещей не только предполагает, но и указывает на существование идей: существует некая априорная идеальная природа, делающая впервые возможной и априорную чувственную природу.

Теория идей: критика чувственного познания. Теэтет». «Федр».

А. Критика чувственного познания.

       В диалоге «Теэтет»Платоном дана развернутаякритика узко-эмпирической, сенсуалистической трактовки чувственного познания, которая сформировалась у софистов. Аргументы Платона таковы:

а). Если есть текучесть, то должно быть и нетекучее, т.к. иначе сама текучесть была бы непознаваемой.

б). Если есть относительное, то должно быть и абсолютное.

Здесь опять присутствует не только превращение логической возможности в реальную, но прямая онтологизация абсолютного и общего. Если мы хотим всерьез мыслить текучее, то и его противоположность мы должны мыслить не как мыслимое нетекучее, а как реально существующее.

Б. Структура диалога «Теэтет».

 

                                           Существует знание частное и общее:

                                           всякое частное знание уже предполагает

знание общее.

 

 


                                           Знание не есть чувственное восприятие:

1. Сплошная текучесть чувственности,

2. В этих условиях невозможно сравнение чувственных предметов,

3. То, что воспринимается как устойчивое (белый цвет, например) есть результат «столкновения» физических объектов с органами чувств; т.е. в основе чувственного опыта - непознаваемое “становление” (см.: п.1 и 2).

4. Субъективизм знания: мы можем иметь чувственное восприятие, но не понимание.

 

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!