В. Учение Анаксагора о гомеомериях. Решение противоречия о природе.



а). Анаксагор из Клазомен (500 г. до н.э. – 428г. до н.э.), первый философ преподававший в Афинах (Великая Греция). Много занимался математикой и астрономией (предсказал падение метеорита), стихов не писал. Перикл был его учеником. Позднее был обвинен в непочтении к богам и подвергнут остракизму. Исторически это один из первых эпизодов преследования за политические взгляды. Умер в Лампсаке. Анаксагор - первый философ сознательно отдававший предпочтение созерцательному взгляду перед практическим знанием.

б). Учение об элементах.

1). Исходное положение Анаксагора тоже, что и у Эмпедокла: истинное бытие, согласно элейцам, не может ни возникнуть, ни погибнуть. Гибель и возникновение – это только человеческая иллюзия. Возникновение и гибель – есть только соединение и разделение невозникающих и непогибающих частиц вещества. Но Анаксагор пытается объяснить качественное изменение, а не количественное, как это было у Эмпедокла, объяснить «…каким образом из не-волоса может возникнуть волос, и мясо из не-мяса».

2). Гомеомерии» как объяснительный принцип. В отличие от Эмпедокла, Анаксагор утверждает не конечное, а бесконечное множество первоначал, первоначальных частиц вещества. Эти частицы, как Аристотель переводит, «подобочастные» (homoiomereis). В высшей степени непонятно, как нечто может родиться из небытия или уничтожится в небытие. Но небытия (пустоты) нет. Все рождается из семян или гомеомерий.

3). Принцип «все заключается во всем». Не только существует бесконечное количество частиц-семян, но и каждая отдельная частица подобна целому и заключает в себе все существующее, все его качества. В каждой вещи есть элементы всех других вещей. Но и каждая частица делима до бесконечности. Гомеомерии нельзя понимать как атомы Левкиппа-Демокрита.

 Догадка о диалектике качественно-количественных изменений.

в). Учение об «уме».

Нус (nous) – как объяснительный принцип. «Ум» Анаксагора это идея движущей силы, которая и заставляет соединяться семена вещей. Точнее сила ума распространяется и все больше упорядочивает хаотическую массу вещества. Не существует предела для делимости гомеомерий и не существует никакого предела для возрастания в той части вселенной, внутри котрой распространяется действие ума. «Ум» Анаксагора – не духовная, а материальная сила. В некоторых фрагментах можно понять его как целесообразную, сознательную силу, стоящую над материальными семенами, в других как исключительно механическую силу. Но скорее прав Аристотель, заметивший, что Анаксагор пользуется «умом» только там, где ему не хватает других оснований. Таким образом «ум» – это объяснительный принцип.

г). Теория познания Анаксагора.

В отличие от теории познания Эмпедокла, где подобное познается подобным, у Анаксагора противоположное познается противоположным.

1). Для каждого ощущения есть его специфические условия воспринимаемости.

2). Ощущения исключительно пассивны и страдательны, ибо все порождается не подобным, а противоположным.

3). Роль ума у Анаксагора. Чувства именно страдательны, поэтому ум в своих суждениях идет глубже и дальше чувств.

Выводы: Плюрализм фисиологов 5 века до н.э. это попытка свести накопленные знания об окружающей действительности в единую и цельную систему, вывести их из одного принципа мышления. Однако анализ этих философских систем обнаруживает их коренное внутреннее противоречие - противоречие между чувствами и мышлением, обыденным опытом и умозрительной теорией, явлением и сущностью.

 

 

Лекция 5. Учение пифагорейцев о числе.

А. История пифагорейского союза.

Историки философии не имеют достаточных документов, чтобы развернуто описать историю пифагореизма. Источники фрагментарны и недостоверны. Даже классификация источников здесь затруднена.Основные исторники - произведения неоплатонического философа сирийской школы Ямвлиха из Халкиды «О пифагорейской жизни» и «Жизнь Пифагора».

Известно, что в Южной Италии в VI в. до н.э. возникает пифагорейский союз как политический союз граждан ряда городов под руководством Пифагора (Кротон, Сибарис, Леонтины, Метапонт). Однако очень скоро этот политический союз теряет свою чисто политическую окраску и превращается в религиозно-философскую организацию. Происходит это благодаря высокому авторитету самого Пифагора. Однако в скором времени Пифагора жители Сибариса изгоняют, и Пифагорейский союз окончательно превращается в философско-религиозный орден (секту) с сильной внутренней дисциплиной. Таковым он и остается, по историческим свидетельствам, вплоть до середины IV в. до н.э., когда происходит его «слияние» с платонизмом (в платоновской Академии).

Пифагор – по происхождению самосец, много путешествовал в Вавилонии и Египте. Жизнь его окутана легендами, которые описывают его «божественное» происхождение, его многочисленные реинкарнации и т.п. Достоверно о нем мало, что известно.

В истории пифагорейского движения исследователи выделяют три этапа: ранний пифагореизм (VI – V в.в. до н.э.) (Гиппас), средний пифагореизм (V в. до н.э.) (Филолай, Архит), поздний пифагореизм (IV в. до н.э.).


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 377; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!