Эпикур: жизнь, произведения, школа.



       Эпикур (ок. 342/341 –271/270 гг. до н.э.) родился на о.Самос. В восемнадцитилетнем возрасте он пребывает в Афины, однако, живет там недолго и в 322 г. до н.э. перебирается в Малую Азию. Эпикур учился у многих философов - платоников, атомистов, тем не менее считал себя самоучкой и не испытывал пиетета перед ученой философией. В 32 года основал собственную школу первоначально в г. Митилены, затем в г.Лампсаке, а в 306 г. в возрасте 35 лет возвращается в Афины, где основывает школу. Эта школа располагалась в доме с садом и потому получила название “Сад Эпикура”. Это название стало нарицательным. Над воротами, по свидетельствам очевидцев, была надпись: «Путник, тебе здесь будет хорошо: здесь удовольствие – высшее благо». Умер Эпикур на 70-м году жизни.

       Эпикур творит в эпоху разрушения мира Великой Греции и упадка высокой греческой культуры. Это отразилось в его философии. Если греческих философов раннего времени интересует, прежде всего, природа или человеческий мир, но рассматриваемый в качестве – объекта, то Эпикура интересует только субъект. Называя Эпикура последователем атомиста Демокрита, исследователи грешат против истины. Не природа, но человек, не причинное объяснение, но свободное волеизъявление интересуют философа. Такая ориентация философии Эпикура, да и всей философии раннего эллинизма, связана с социальным кризисом греческого мира.

       От Эпикура осталось мало аутентичных произведений. О его философии известно по сохранившимся произведениям его учеников и последователей. Тит Лукреций Кар пишет поэму «О природе вещей», в которой дает точное и полное изложение «физики» Эпикура. В конце XIX века при раскопках городов Геркуланума и Эноады были обнаружены большие списки произведений последователей Эпикура. 

       При всем том, что действительных произведений самого Эпикура и эпикурейцев сохранилось мало, влияние этой философии было чрезвычайно велико, так, что вся последующая философия «борется» с эпикурейским соблазном.

Каноника и физика Эпикура.

       В соответствии с традицией эллинистической философии выделявшей в философии физику, логику и этику, Эпикур также в своем учении выделяет физику, канонику (теорию познания) и этику.

А. Теория познания Эпикура.

а). Каноника – это учение о критериях истины и правилах (канонах) познания. Познание состоит в правильном назывании предмета, т.е. в обозначении предмета словом. Критерием совпадения имени и самого предмета являются восприятия (ощущения), предвосхищения и претерпевания.

б). Все наши знания – из ощущений, но восприятие всего лишь указывает на наличие предмета ощущений и само по себе неразумно. Однако, как происходит само восприятие вещей? Восприятия происходят путем проникновения в нас “образов вещей” (видиков), которые, отделяясь от поверхностей вещей, достигают органов чувств. Видики – материальны и воспроизводят форму вещей. Достигая соответствующих органов чувств, они порождают действительное восприятие, достигая других органов тела – фантастические.

Такое представление о возникновении восприятий восходит к Демокриту, однако Эпикур считает чувственные качества не субъективными, а объективными . (Справедливости ради, следует сказать, что и у Демокрита тоже была такая точка зрения) Объективность чувственных образов обуславливается их атомным строением и тем, что соответствующие частицы “приспособлены” к возбуждению соответствующего органа так, что ощущения нас никогда не обманывают. Обманывать нас могут только мысли, т.е. прибавления к ощущениям, иначе говоря – предвосхищения.

Поэтому ключевая роль в познании Эпикуром отводится предвосхищению (prolepsis).

в). Предвосхищения – это закрепившиеся в результате многократного повторения ощущений целостные образы предметов. В этом смысле предвосхищения предшествуют непосредственным ощущения и сразу дают образ предмета, скрепив его со словом. Предвосхищения – это не просто общие представления или понятия, но и не врожденные идеи, но – воспоминания того, что нам являлось раньше чаще всего.

Заблуждение возникает когда, слово употребляется без его епрвого значения, т.е. не восходя к соответствующим восприятиям. Отсюда метод познания Эпикура – это индукция.

г). Претерпевания – удовольствие и страдание – являются критериями поведения – предпочтения и избегания.

Б. Физика Эпикура.

а). Атомизм Эпикура. Эпикур придерживается атомистической точки зрения о том, что весь мир состоит из атомов и пустоты. Атомы отличаются формой, величиной и тяжестью. Форм атомов много, но не бесконечное количество. Атомы – малы по размерам и не может быть атомов размером во вселенную, как считал Демокрит. В это случае атомы были бы предметом чувственного восприятия.

       Эпикур решает проблему чувственного восприятия следующим образом. Он утверждает, что воспринимаются целостные вещи, а не их отдельные свойства. Качества вещей – объективны и являются выражением целостности вещи, т.е. не сводятся к свойствам атомов, из которых состоит вещь. Качества – форма, цвет, запах, вкус и т.п. – существуют объективно, но как свойства целостных вещей. Существуют объективно и потому воспринимаются. Они принадлежат не атомам самим по себе, но целым телам.

       Пустоту Эпикур также понимает по новому: пустота есть то, что имеет качества в зависимости от взаимоотношений материи (атомов). Поэтому Эпикур выделяет разные характеристики «пустоты» и «времени».

б). Главное отличие атомизма Эпикура от демокритова в том, что признается наличие веса у атомов. Ибо это не только выделение привилегированного направления движения атомов «сверху – вниз», но и ограничение демокритовского детерминизма. Случайное, спонтанное отклонение от прямолинейной траектории, признаваемое Эпикуром за доминирующее движение атомов, есть решение проблемы причинности всего сущего. Признание самодвижения сущего.

Вывод: Признание спонтанности наряду с необходимостью как двух закономерностей существования сущего является общефилософским основанием философии Эпикура, ибо ведет не только к «снятию» жесткой необходимости в объяснении природных явлений, но к признанию свободных явлений в социальной жизни.

Этика Эпикура.

А. Учение о счастье.

        Цель философии – достижение счастья. Смысл философии в том, что она дает знания, позволяющие избавиться от страха перед жизнью, смертью, загробной жизнью, судьбой. Счастье – это неомраченное ничем удовольствие. Однако, этика Эпикура не сводится к ничем не прикрытому гедонизму. Дело в том, что удовольствие может быть только от разумной жизни. «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно» (Гл.мысли, V).

       Однако, это довольно общее место во всей греческой этике (особенно – у киренаиков). Достаточно общим местом является и требование об ограничении желаний и потребностей. Удовольствие как конечная цель жизни предполагает свободу от телесных страданий и душевных тревог. Что же нового в этике Эпикура?

Б. Учение о Богах.

Новым в этике Эпикура является то, что он связывает атараксию (безмятежность) с отвержением вмешательства богов в человеческую жизнь. Если удовольствие это высшая цель жизни вообще, то это справедливо и для бессмертных. Но это значит, что и боги стремятся к удовольствию, понятому как безмятежная жизнь. Поэтому Боги не имеют страстей и стремлений, а, следовательно, не вмешиваются в жизнь людей. Действительные Боги – погруженные в самонаслаждение, высшее счастье и блаженство существа, состоящие из атомов тончайшей огненной материи. Они обитают в пространстве между мирами, совершенно безотносительно к этим мирам.

1). Боги существуют, о чем свидетельствует всеобщее согласие, но никак не могут влиять на жизнь людей.

2). Об этом свидетельствует и наличие зла в мире. Во-первых, признать Богов ответственными за зло, значит, во-первых, уподобить их людям, во-вторых, лишить их воли к удовольствию. Следовательно, зло от людей, именно потому, что боги не вмешиваются.

       Таким образом, эпикуреизм отвергает божественный промысел. Если человек и почитает Богов, то вовсе не с целью вымолить у них какие-либо дары или блага, но исключительно ради эстетического наслаждения. (Здесь нужно сравнить отношение к Богам у Эпикура и у Сократа в его речи на суде). Но если нельзя допускать мысли о божественном промысле, то это значит, что человек стоит перед проблемой свободы и ответственности за собственные поступки.

В. Учение о свободе человека.

а). В этике Эпикура находит завершение его учение о спонтанном движении атомов. Эпикур считает, что одни события происходят необходимо, другие случайно, а третьи – зависят от нас. «…Необходимость безответственна, случай непостоянен, но то, что зависит от нас, ничему не подвластно…» (К Менелаю, 133). Следовательно, Эпикур утверждает возможность для человека выбрать свой путь, руководствуясь своими принципами. Случай есть просто условие для свободного и разумного действия. Отметим, что в своей этике Эпикур и его последователи не просто отвергали Демокритовскую трактовку необходимости, но не видели и возможностей Демокритовского объяснения свободных поступков. (Отметим, что понимание жизни как ответственности возникает у Эпикура без влияния Сократовской философии, исключительно из логической аргументации, направленной против физики Демокрита).

       Мудрость и счастье состоят в достижении независимости от всего, что нарушает спокойствие духа – и от влияния мира, толпы, и от собственных страстей и пустых желаний. Счастье – невозмутимость духа (ataraxia), которая достигается длительным упражнением и обучением (askesis). Но «аскеза» Эпикура – это не умервщление плоти, но воспитание человека, прежде всего – в освобождении от собственных страхов.

б). Достижение атараксии связано с преодолением главного страха – страха смерти. Эпикур, как атомист, уверен, что душа смертна. Душа есть «тонкое тело», имеющее разные «модусы» и проявления – дыхание, теплоту, способность к ощущениям и т.п. Когда разлагается целое, т.е. человек (единство тела и души как конфигурации атомов), душа рассеивается. Но в таком случае, «смерть не имеет никакого отношения к нам: ибо то, что разложилось, не чувствует, а то, что не чувствует, не имеет к нам никакого отношения» (Гл.мысли, V). Разумное отношение к смерти есть победа над нею.

Выводы: Этика Эпикура не может быть понята как геденистическая этика. Счастье как конечная цель жизни и стремление к удовольствие у Эпикура заменяется, во-первых, пониманием собственной свободы от страстей, в том числе – от страха смерти, во-вторых, пониманием ответственности за свои поступки. Жизнь человека есть его дело, его поступок.

Влияние философии Эпикура.

Влияние философии Эпикура было огромно, особенно в Риме. Это было связано с разрушением и кризисом всей античной цивилизации. В условиях социального распада только учение о свободе человека давало основание для разумного существования. В делении явлений на не зависящие (необходимые и случайные) и зависящие от нас – ведущая идея эллинизма вообще.

Литература:

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., Мысль, 1976. С.397-442.

2. Лукреций. О природе вещей. М., 1984.

 

Дополнительная:

1. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991. С. 168 –177.

2. Гончарова Т.В. Эпикур. – М., Молодая гвардия, 1988.

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 544; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!