Таким образом, Плотин открывает метод восхождения от общего к абстрактно-конкретному и от него – к конкретно-всеобщему как метод диалектического развертывания познания.



5).  Однако, это восхождение от индивидуального и единичного к всеобщему для Плотина не есть сохранение этого единичного, но его отбрасывание. Поэтому здесь у него мышление сменяется отказом от мышления, иррациональным экстазом, погружением в Единое, слиянием с ним. Когда «радиус души» возвращается в центральную точку и отождествится с ней, душа достигает абсолютной простоты и единства, слившись с Единым.

В. Порфирий.

       Порфирий (ок. 232 –304 г.г.) учение и редактор Плотина. Порфирий известен как автор логических произведений, в которых он поставил вопрос об онтологическом статусе «родов», в определенном смысле вернувшись к учению Аристотеля. Известна его классификация родов сущего (знаменитое «древо» Порфирия), которая послужила основанием средневековой логики (через учение Боэция). «Древо» Порфирия представляет собой графическое изображение подчинения и соподчинения понятий и процедуры их логического деления (дихотомии).

Сирийская и Афинская школы неоплатонизма. Ямвлих и Прокл.

А. Ямвлих и Сирийская школа.

       Ямвлих (ум.ок. 330 г.) - основатель Сирийской школы неоплатонизма. Исходит из учения Плотина о единстве трех ипостасей – Единого, Ума и души. Приняв, что между единством и производным должно быть посредствующее звено, строит иерархии опосредований.

· Так, между Единым и Умом Ямвлих помещает – «благое бытие». Соответственно и сам Ум им делиться на «вечно сущий «Ум и совокупность «родов сущего» (Второй Ум).

· Сам Ум превращается в триаду «вечно сущих», члены которой – отец, (само бытие), потенция (возможность бытия) и собственно ум (мышление возможности как действительность бытия).

· Ту же операцию Ямвлих проделывает со Вторым Умом и с Душою и ее частями.

· Всем ипостасям Ямвлих дает божественные имена. В итоге образуется пантеон мировых богов.

Религию Ямвлих возвышает над философией, утверждая, что теургия выше «теории» – богосозерцания. 

Вывод: В сирийском неоплатонизме заметно не только сильное влияние пифагореизма, но и христианства.

Б. Прокл и Афинская школа.

Основателем Афинской школы неоплатонизма был Прокл (410-485 г.г.). После него осталось колоссальное, но пока плохо изученное письменное наследие. Прокл сохранил общую схему неоплатоников: Единое – Ум –Душа.

· Однако, исходный пункт его философии диалектика единого и многого: единое самостоятельно, цельно, нерушимо, благо, произведенное – множественно, раздельно, существует благодаря единому.

· Прокл подробно изображает «механизм» происхождения многого из единого – эманацию (proodos) и обратное возвращение (epistrophe) многого к единому. Общая структура цикла «изменений» сущего такова: пребывание (mone – остановка, покой), эманация, возвращение.

· Тем не менее, это «изменение» никак нельзя трактовать как мировой физический процесс. Эманация есть процесс уподобления. Низшее причастно высшему через уподобление и, потому, через обретение смысла. Приоритет всеобщего и целого над единичным и частным, понятный и приемлимый в качестве логического отношения, превращен у Прокла в приоритет онтологический. Иначе говоря, абстрактное также обладает онтологическим статусом как и конкретное, и даже еще больше. Абстрактное не общий признак, присущий всем и каждой из конкретных вещей, но смысл и сущность, существующая наряду с ними.

· Это уподобление Прокл пытается изобразить как диалектику предела и беспредельного. Для чего помещает между Единым и Умом ряд «божественных чисел», т.е. чистых форм мысли. Ум, поэтому, оказывается уже не цельным, но определенным единством многообразного (синтезом): мыслимый, мыслимый и мыслящий одновременно, мыслящий. Преобладающее свойство мыслимого Ума – бытие, мыслимого и мыслящего одновременно Ума – мышление, мыслящего – жизнь. Соответствующим образом, Прокл делит и Душу.

· Методом «развертывания» (но не «развития»!!!) единого в многообразное и «свертывания» многообразия в единство является строгая триадичность процесса диалектического мышления. Триадический ритм всего мирового сущего и каждой его части.

Вывод: Для Афинской школы неоплатонизма характерен поворот к религиозно- «схоластической» проблематике.

Итоги неоплатонизма

Неоплатонизм завершает историю античной философии. И во многом не просто «снимает» ее в себе, но и подводит итог ее тысячелетнему развитию. Неоплатонизм – это факт социальной катастрофы, когда погибла мировая цивилизация. Поиск Единого и отвержение индивидуального есть отражение в абстрактных теоретических формулах факта существования человека в условиях разрушающейся Римской империи. Отсюда попытка найти «причастность» индивида к Богу через ряд промежуточных ступеней. Неоплатонизм как философия есть в целом рациональная реконструкция мифологического мировоззрения.

Литература:

1. Плотин. Избранные трактаты в 2-х томах. М., Издательство «РМ», 1994.

2. Прокл. Первоосновы теологии. – М., Прогресс, 1993.

3. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., Мысль, 1989.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!