Лекция 13. Философия неоплатонизма. Закат античной философии.



От философского эклектизма к религиозно-философскому синкретизму. Филон Александрийский.

Поэтому античную философию эпохи заката можно характеризовать как религиозно-философский синкретизм. Эклектизм, характерный для античной философии последних веков, несомненное явление упадка. Он возникает как соединение разнородных теоретических систем в стремлении разрешить возникшие в них проблемы. Это попытка не только соединить и «примирить» философские школы эллинистической философии и обратиться к более ранним источникам – высокой классике, философии досократиков, но даже к древним мифологиям и другим культурным источникам вроде древних религий египтян, иудеев, персов, индийцев и т.п. Это порождает не только изменение в самой мировоззренческой проблематике философии (это наблюдалось уже в римско-эллинистической философии), но приводит к синкретизму философствования и частично к отказу от рациональных форм мышления. Другими словами – к переходу на позиции религии и мифологии.

Антиох, Цицерон, Псевдо-Архит, Симпликий, Апполоний, Полигистор, Птолемей Филометер и др.

Филон Иудей (ок.20 г. до н.э. – ок. 40 г. н.э.) богатый и образованный человек, живший в Александрии, пытался совместить Ветхий завет с идеями греческой философией – платонизмом и стоицизмом. Отсюда внутренее противоречие всей философии Филона: абсолютную внемировую сущность Бога он пытается истолковать с помощью логического, рационального понятийного аппарата греческой философии.

· Бог есть «Сущий». Он непознаваем и невыразим. Он может постигаться только в созерцании. Отсюда философствовать – значит созерцать.

· Но Бог открывается в откровении – через Слово. Откровение – есть то, что совершенно недопустимо для греческого рационального ума. Однако, Филон разрешает эту проблему через своеобразное истолкование слова «Слово» – «Логос». Логос у греков есть мировая связь и закон, смысл мира. В философии Филона он-то и оказывается Открытием, явленным смыслом, причем даже с личностным оттенком. Это придает филоновскому логосу характер личности сотворенной и творящей (Сам Сущий и его Сын, в христианстве). Но, прежде всего, Логос понимается у Филона в стоическом смысле как мировой закон, мировая необходимость.

· И опять неразрешимое противоречие между греческой мыслью и иудейской премудростью: мировой логос есть разумная природа вещей мира и трансцендентный Сущий. Филон полагает, что Бог трансцендентен. Намереваясь сотворить мир, Бог творит сначала прообраз мира – духовный мир (ангельский). Платоновские идеи и есть ангелы духовного мира.Творение земного мира Филон рассматривает уже вполне по-платоновски

· Но как быть с сотворением из ничего? Чем трансцендентальнее Бог, тем труднее представить и понять его устроителем телесного, приписать ему фунгкции платоновского демиурга. Выход здесь аллегорическое толкование.

· Филон открыватель экзегезы как метод философствования. Библия есть откровение, написанное буквальными письменами, из которых нужно извлечь духовный смысл. Буквальный смысл – символ смысла духовного. Филон пытается совместить библейские мифы с стоической аллегорезой и пифагорейским учением о числовой структуре мира. Это дает причудливую картину возникновения и существования мира.

 

Учение о Едином Плотина.

Плотин родился в 204 г. Учился у Аммония Саккаса, основателя неоплатонизма, впервые попытавшегося согласовать платонизм с аристотелизмом. В 244 г. переселился в Рим и основал свою школу. Написал множество трактатов, но не давал им названия; все названия работ Плотина даны его учеником и комментатором Порфирием. Порфирий разделили все произведения Плотина на шесть “девяток” , откуда и пошло название “Эннеады”. Плотин умер в 270 г.

Философия Плотина есть попытка соединить платоновское учение с аристотелевским.

А. Онтология Плотина.

Система Плотина крайне сложна, однако можно реконструировать из его текстов следующее. Структура бытия представляется Плотину как иерархическое устройство, включающее три субстанции (hypostaseis): Единое, Ум и Душу. Плотин уподобляет ипостаси богам греческого пантеона.

· Высшее место занимает Единое – непознаваемое, неопределимое, беспредельное, невыразимое начало. Говоря о нем, мы не выражаем его и скорее отрицаем то, чем оно не является, чем утверждаем то, что оно есть (начало апофатизма). Мы можем только приобщиться к нему в состоянии интеллектуального экстаза (опыт 4-х мистических переживаний самого Плотина). Единое переполнено собою, но оно одновременно ничто, ибо в нем все сущее «не есть, а только еще будет». Переполнение Единого производит нечто другое, и это другое, произведенное, обращается к Единому и созерцает его – это и есть Ум (эманация Единого).

· Ум в системе Плотина тождественен платоновскому миру идей. Идея есть часть Ума, и даже сам Ум. Но Ум в целом есть вся совокупность идей. Плотин впервые формулирует, ссылаясь на Парменида и Платона, принцип тождества мышления и бытия, относя его, правда, не к конечному, человеческому мышлению, но к божественному Уму. Ум в силу своего совершенства творит третью ипостась – Душу.

· Душа есть производящее начало всех земных существ. Нисходя в громадную массу материи, Душа просвещает, просветляет ее, как Солнце пронизывает своими лучами тучи. В Душе Плотин различает высшую или небесную душу, обращенную к Уму и им просвещаемую, и низшую, воплощенную в материи (в телах) в качестве инстинктов и механических сил. (Учение русского неоплатонизма о Софии).

Каково отношение между ипостасями? У Плотина существует логическая и «физическая» последовательность взаимосвязи субстанций.

1). Логическая последовательность. Ум, проистекающий из неструктурированного Единого, включает в себя число и идеи. Из идей самыми важными являются платоновские категории: сущее, движение, покой, тождество и различие. Это первые «роды», из которых следуют все остальные, которые Плотин понимает как энергии. Плотин критикует Аристотеля за то, что в учении о категориях последний не различал категорий умопостигаемого и чувственного. Поскольку чувственный мир, является отражением мира умопостигаемого, то у Плотина платоновским категориям соответствуют аристотелевские категории:

 

Платоновские категории Аристотелевские категории
Сущее Сущность (форма, материя, вещь)
Тождество Отношение
Различие Качество и количество
Покой Место и время
Движение Действие, страдание

 

       В отличие от Аристотеля у Плотина есть не формально-логическое единство категорий, а их диалектическое выведение. Пять умопостигаемых категорий описывают структуру Ума, пять чувственных категорий описывают структуру Души.

2). «Физическая» последовательность. Единое, «переполняясь», «отливается» в Ум и, затем в Душу. Это приводит к пониманию возникновения ипостасей как процесса истечения (эманации). Однако, несмотря на то, что процесс эманации нельзя понимать как материальное, вещественное, истечение, мысль эта необходимо присуща неоплатонизму. Ибо в нем «чистая мысль» всегда оказывается «сопряженной» с «материей» (см.: Платон. Филеб). Все кроме Единого, у Плотина связано со своей «материей»: идеи обладают особой, умопостигаемой материей, тогда как чувственные вещи обладают чувственной материей. «Зло», т.е. несовершенство мира, необходимо связано с материальностью чувственного мира. «А если это так, то можно с полным правом сказать, что зло никогда не может исчезнуть» (I, 8, 7) (путь к манихейству).

 

Б. Гносеология Плотина.

1). Общие положения. Гносеология Плотина целиком определяется его онтологией. Высшее начало в человеке – душа, и она всегда противоположна телу. Поэтому между душой и познаваемой вещью всегда есть посредник – одушевленный чувственный орган. Процесс познания происходит не как непосредственное воздействие вещи на душу, но как уподобление соотвествующего органа самой вещи: глаз не мог бы воспринимать света, если бы сам не был солнцеподобным.

2). Структура человеческой души по Плотину следующая: ум, воля, память, пять чувств. Воля есть то, что интенсифицирует память, которая есть выражение постоянства и неизменчивости души.

3). Интеллектуальное познание связано с тем, что человек причастен к Уму и Единому. Ум просвещает Душу, изливая в нее свои идеи, высшая часть души (разум) воспринимает их и передает в низшую часть души (рассудок), которая и реализуетих в материи. Следовательно, и человек имеет трехипостасную природу: чувственную, рациональную и умственную (предвосхищение антропологии Боэция).

4). Рациональное познание, таким образом, есть не познание вещей, но познание идей. Дискурсивное мышление как бы «вычитывает» в индивидуальных вещах их идеи (эйдосы), выявляя общее в частном.

· Подобно тому как Единое раскрывается сначала в идеях ума, а затем в понятиях или логосах Души, человеческое мышление развертывает идею в последовательный ряд индивидуальных понятий – логосов. Это есть восхождение от общего к индивидуальному конкретному, как выявление логоса эйдоса, структуры общего.

· Но это означает и обратную возможность восхождения от индивидуального и частного к конкретно-всеобщему.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 429; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!