Аудиовизуальные и технические средства обучения                



Аудиовизуальные (АВСО) и технические (ТСО) средства обучения являются органической частью современного комплек­са учебных пособий по русскому языку.

Благодаря таким средствам удается значительно интенсифицировать учебный процесс, внести в занятия элементы разнообразия и заниматель­ности.

Работа с АВСО и ТСО позволяет:

— восполнить отсутствие естественной языковой среды на всех этапах обучения (что особенно важно в условиях препода­вания языка за рубежом);

— полнее реализовать дидактический принцип наглядности в ходе обучения;

— осуществлять обучение с учетом индивидуальных особен­ностей учащихся;

— обеспечить массовый охват обучающихся (например, при работе в кабинете технических средств и особенно при просмот­ре кинофильмов и телепередач);

— максимально использовать аналитические и имитативные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ре­зервы;

— создать условия для контроля за формированием речевых навыков и умений, а также обеспечить самоконтроль.

Следует иметь в виду, что применение АВСО и ТСО на за­нятиях по языку способствует повышению эффективности обу­чения лишь в том случае, если: а) носит систематический, а не случайный характер; б) рекомендуемые для работы средства образуют систему, отвечающую целям и задачам обучения; в) эта система является органической частью комплекса посо­бий по языку.

Необходимость использования того или иного средства опре­деляется следующими факторами: а) цель обучения не может быть достигнута без соответствующего средства (так, в услови­ях работы вне языковой среды вряд ли возможна успешная пос­тановка произношения при отсутствии образцов речи в записи на магнитную ленту); б) цель обучения достигается при мень­шей затрате усилий со стороны учащихся и преподавателя (это касается, например, работы с учебными фильмами при знаком- стве со страной изучаемого языка или использования магнито­фона в качестве средства контроля за уровнем сформированнос-ти речевых навыков).

Аудиовизуальные средства обучения

Аудиовизуальные средства обучения — это посо­бия, рассчитанные на зрительное, слуховое либо зрительно-слу­ховое восприятие. Они могут быть:

- учебными, т. е. содержать методически обработанный материал, специально предназначенный для использования на занятиях по русскому языку (учебные диафильмы, кинофильмы и т. д.), и

- неучеб­ными, т. е. специально для занятий по языку не предназначен­ными (художественные кинофильмы, иллюстрации из книг и журналов, телефильмы и др.).

Подобное разграничение АВСО на учебные и неучебные методически целесообразно, так как речь идет о средствах, имеющих различное целевое назначение. Учебные АВСО в первую очередь служат цели обучения языку, т. е. являются средством обучения, в то время как не­учебные АВСО прежде всего являются средством познания.

С учетом канала поступления информации АВСО бывают:

- слуховые (фонограм­мы) — информация поступает по аудитивному каналу, зри­тельные (видеограммы)—информация поступает по визуаль­ному каналу, зрительно-слуховые (видеофонограммы) — информация поступает по аудитивному и визуальному каналам одновременно.

Слуховые средства обучения. Фонограмма предоставляет в распоряжение преподавателя и учащихся образцовый фономатериал, который может быть применен для формирования звуко-произносительных навыков, автоматизации грамматических мо­делей и речевых образцов, восприятия на слух иноязычной речи (аудирования).

Вот некоторые преимущества, которые дает работа с фоно­граммой:

1) создается искусственная языковая среда;

2) учащийся имеет возможность слушать образцовую речь и выполнять фоноупражнения за пределами обязательных ауди­торных занятий;

3) осуществляется индивидуализация обучения, так как учащемуся предлагаются специальные упражнения, учитываю­щие индивидуальный характер его ошибок и особенностей фор­мирования речевых навыков и умений;

4) учебный процесс интенсифицируется в результате увели­чения объема воспринимаемой на слух речи и времени говоре­ния каждым учащимся в отдельности;

5) возможность фиксации речи обучающегося делает ее объектом анализа и наблюдения со стороны как преподавателя, так и учащихся (возможность коррекции допущенных ошибок при работе с ключом).

Фонограмма: занятия по фонетике. Основной целью использования фонограммы на занятиях по фонетике яв­ляется формирование у учащихся правильных произноситель­ных и интонационных навыков.

Основным видом упражнений при этом являются упражне­ния имитативные: записаны инструкция, об­разец и пауза для повторения образца. В некоторых случаях такие упражнения записываются по четырехшаговой схеме (об­разец— пауза — образец — пауза для самокоррекции).

Фонограмма: обучение аудированию. Фонограм­ма является эффективным средством обучения смысловому восприятию речи. Главными механизмами аудирования, на формирование и развитие которых и направлена в первую очередь система уп­ражнений в звукозаписи, являются следующие: кратковремен­ная (оперативная) память, вероятностное прогнозирование, долговременная память, механизм эквивалентных замен. Уп­ражнения на формирование механизмов аудирования даются в большинстве пособий для работы с фономатериалами.

Образцы упражнений на преодоление трудностей восприятия аудиотекста разного объема и сложности.

1. Прослушайте текст и составьте его план.

2. Прослушайте текст. Согласитесь или не согласи­тесь с предложенными утверждениями.

3. Прослушайте текст. Ответьте на вопросы к тексту и запишите ответы на пленку.

4. Составьте план прослушанного текста, выбрав под­ходящие фразы из числа предложенных.

5. Прослушайте два варианта текста и найдите рас­хождения между ними.

6. Определите основную мысль сообщения, используя для этого предложенные формулировки.

7. Определите основную мысль сообщения.

8. Перескажите содержание прослушанного текста (кратко; подробно).

9. Дайте перечень изложенных в тексте фактов.

10. Составьте вариант продолжения текста.

11. Дайте оценку фактам, содержащимся в прослу­шанном тексте.

Следующие упражнения выполняются с опорой на зритель­ную наглядность в виде рисунка.

1. Прослушайте текст и покажите на рисунке предме­ты, о которых идет речь в сообщении.

2. Прослушайте текст. Выберите из нескольких ри­сунков те, которые соответствуют содержанию текста.

3. Прослушайте текст. Отметьте расхождения между текстом и рисунком.

На занятиях по аудированию не рекомендуется пользовать­ся печатным текстом как вербальной опорой в силу следую­щих обстоятельств. Известно, что пропускная способность акус­тического канала значительно меньше канала зрительного, и, следовательно, при одновременном восприятии зрительной и слуховой информации учащиеся будут не столько слушать, сколько читать текст. В то же время использование печатного материала в качестве частичной опоры (список опорных слов, план аудиотекста, вопросы к тексту) может быть полезно.

С учетом трудностей аудитивных источников для восприя­тия можно рекомендовать использовать их на занятиях в та­кой последовательности: речь преподавателя, запись речи преподавателя, запись незнакомого голоса, радиопередача.

Фонограмма: обучение говорению. Упражнения в звукозаписи, не обучая речи непосредственно, чрезвычайно полезны при формировании речевых навыков, т. е. в подготов­ке учащихся к говорению как виду речевой деятельности. На занятиях по русскому языку наибольшее распространение по­лучили следующие виды упражнений в звукозаписи.

Имитативные упражнения используются на начальном эта­пе обучения и предназначаются для запоминания фонетичес­ких, лексических, грамматических единиц и их автоматизации в речи. При выполнении таких упражнений учащиеся повторяют фразу или ее часть вслед за диктором (команда «Слушай­те и повторяйте»). Качество выполнения упражнения проверя­ется по ключу. Считается, что имитативные упражнения явля­ются недостаточно эффективными, так как базируются на механическом повторении образца, и внимание сосредоточива­ется не столько на содержании высказывания, сколько на его форме. В этой связи чрезвычайно важно, чтобы имитация про­текала в условиях решения творческой задачи.

Подстановочные упражнения. В таких упражнениях предла­гается произвести замену слова или группы слов по образцу. Упражнения выполняются по схеме: задание — пауза для отве­та — ключ (правильный ответ) — пауза для коррекции.

Трансформационные упражнения: изменение конструкции целого предложения по образцу.

Вопросо-ответные — наиболее распространенный вид упраж­нений с использованием фонограммы, готовящий к активному говорению. При их выполнении отрабатывается быстрота реак­ции на предъявляемый стимул и формируется автоматизм в употреблении модели.

Упражнения на перевод способствуют выработке автоматиз­мов владения грамматической формой при различном лекси­ческом наполнении фразы, а также помогают преодолению ин­терференции родного языка.

Репродуктивные упражнения связаны с воспроизведением воспринимаемого на слух фрагмента речи. Наиболее распрост­раненным видом таких упражнений является пересказ.

Творческие упражнения. К их числу относят следующие: вы­ступление на заданную тему, описание объекта (например, по картине), составление характеристики, выражение отношения к прослушанному.

В заключение сформулируем ряд требований, которые в сов­ременной методике предъявляются к упражнениям в звукоза­писи.

1. Упражнения должны быть ситуативными, т. е. стро­иться на материале, отражающем условия реального общения, и, следовательно, представляющими практическую ценность для обучающихся.

2. В них следует обеспечивать мотивированность ре­акции обучающихся на предъявляемые стимулы, что возможно лишь при направленности заданий на решение речевых задач.

3. Упражнения должны представлять интерес для слуша­телей как по содержанию включенного в них материала (он должен соответствовать возрасту обучающихся, профилю обу­чения), так и форме заданий (они стимулируют речевые дей­ствия) .

4. Упражнения должны быть доступными для понима­ния, что достигается при соблюдении следующих условий: а) тема аудиотекста известна учащимся (это особенно важно в группе, слабо владеющей языком); б) количество незнако­мых слов во фразе не превышает 4—5%; в) с самого начала обучения темп предъявления аудиотекста соответствует сред­нему темпу носителей языка; для лучшего понимания аудио-текста в учебных целях рекомендуется не замедлять темп речи, а увеличивать интервал между частями текста; г) следует стремиться к чистоте звучания аудиотекста, преодолению воз­можных помех.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 1559; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!