Зрительные и зрительно-слуховые средства обучения.



К ним относят три группы пособий: натуральные (предметы, дей­ствия), художественно-изобразительные (учебные картинки, репродукции произведений живописи, диафильмы и др.), гра­фические (таблицы, схемы, печатный текст).

Зрительные средства обучения исключительно полезны как при овладении языком, так и при организации тренировки в речевой деятельности.

- В первом случае наглядный образ слу­жит опорой при семантизации лексико-грамматического и фо­нетического материала и его автоматизации.

- Во втором он яв­ляется опорой для понимания речи (воссоздается ситуация об­щения) и стимулирует высказывание в желательном направлении.

Методика использования книжной иллюстрации

Книжная иллюстрация используется для развития устной и письменной речи параллельно с формированием эс­тетического вкуса учащихся и введением страноведческой ин­ формации.

Известны прекрасные иллюстрации к произведениям русской литературы, которые издаются в виде на­боров открыток, включаются в тексты произведений, в том числе и для иностранных учащихся.

При работе с книжной иллюстрацией учащимся могут быть предложены задания: составить подписи к рисункам, найти в тексте эпизод, соответствующий рисунку, и сравнить изображе­ние с текстом, ответить на вопросы к рисунку.

На занятиях также широко используются репродукции про­изведений живописи. Предпочтение отдается репродукциям, те­матически перекликающимся с содержанием читаемых на за­нятиях текстов, так как в этом случае иллюстрации помогают

созданию у учащихся зрительного образа обстановки и героев, о которых идет речь в тексте.

Система занятий с использованием репродукций включает следующие этапы:

а) вступительное слово преподавателя (лингвострановедческий комментарий, введение опорных слов и моделей);

б) беседа по картине;

в) рассказ учащихся по картине (при этом могут быть предложены план выступления, опорная лексика);

г) письменная работа (изложение или со­чинение). Подборки репродукций картин выдающихся худож­ников регулярно помещаются на страницах журнала «Русский язык за рубежом».

Методика работы с кинофильмами. Будучи син­тетическим аудиовизуальным средством, кинофильм в сравне­нии с другими средствами обучения имеет ряд преимуществ, являющихся следствием динамизма киноизображения (способ­ности передавать действительность в движении, развитии), большой информативности зрительно-слухового ряда, его яр­кости и достоверности. Экспериментально установлено, что по­каз кинофильмов ускоряет формирование речевых навыков и умений, активизирует познавательную деятельность учащихся, расширяет их кругозор.

На занятиях по русскому языку используются кинофильмы разных видов: художественные, научно-популярные, а также специальные учебные.

Основная цель работы с фильмом — комплексное развитие речевых навыков и умений. Методика проведения занятий оп­ределяется характером фильма (полнометражный, короткомет­ражный), уровнем языковой подготовки учащихся, поставлен­ной целью.

Обобщенная модель работы с короткометражным фильмом включает следующие этапы.

1. Подготовительный. Учащимся сообщается цель демон­страции, проводится лингвострановедческая работа, вводятся опорные слова и модели. В некоторых случаях обучающихся знакомят с текстом фонограммы фильма либо проводится про­слушивание фонограммы (что предпочтительнее). Цель эта­па — подготовить учащихся к восприятию содержания фильма.

2. Первый просмотр фильма. Организуется с установкой на общий охват содержания фильма. После просмотра проводится беседа по содержанию фильма, в ходе которой устанавливает­ся степень его понимания, а также организуется закрепление введенного материала (с помощью специальных упражнений).

3. Второй просмотр фильма. Установка второго просмот­ра — полное усвоение содержания фильма. На дом дается за­дание: прочитать текст к фильму, выполнить упражнения.

4. Озвучивание фильма. На следующем занятии после про­верки домашнего задания фильм показывается в третий раз, но без звукового сопровождения. Учащиеся по очереди озвучивают фильм. Эта форма работы является эффективным средством развития неподготовленной речи. При оценке работы по озвучи­ванию учитываются: а) соответствие содержания ответа изоб­ражению на экране, б) быстрота реакции, умение уложиться в отрезок, отведенный для демонстрации эпизодов, в) чистота речи.

5. Беседа по фильму. Во время заключительной беседы предлагаются задания творческого характера, побуждающие учащихся выразить личное отношение к содержанию фильма (типа: «Сформулируйте тему фильма», «Расскажите фабулу фильма», «Дайте оценку содержанию фильма», «Оцените игру актеров» и др.).

6. Письменная работа (изложение или сочинение по мате­риалам фильма) выполняется дома. Работа с полнометражным фильмом, как правило, включа­ет три этапа: подготовительный, просмотр фильма, беседа по его содержанию. Полнометражные фильмы рекомендуется по­казывать во внеаудиторное время.

На начальном этапе учащиеся испытывают большие труд­ности при просмотре полнометражных фильмов, вызванные как сложностью зрительно-слухового ряда, так и необходимостью воспринимать иноязычную речь в течение длительного проме­жутка времени. Создаются кинохрестоматии, включающие сюжетно законченные эпизоды фильма, объединяемые записанным на пленку комментарием, а иногда и задания. Кинохрестоматия имеет ряд преимуществ в сравнении с полнометражным филь­мом: ее объем меньше обычного фильма, что позволяет прово­дить работу с фильмом на аудиторных занятиях; демонстриру­ются наиболее интересные эпизоды фильма; возможна обрат­ная связь.

Технические средства обучения. Лабораторные задания и лабораторные работы. Методичес­кие задачи с использованием средств звукозаписи решаются в ходе выполнения специальных лабораторных заданий и лабо­раторных работ, которые принято определять как комплексные системы упражнений в звукозаписи с элементами программи­рования.Различие между лабораторными заданиями и лабораторны­ми работами состоит в следующем. Первые учащиеся выполня­ют самостоятельно, контролируя правильность выполнения за­дания по ключу. Вторые проводятся во время аудиторных занятий под руководством преподавателя. Оба вида работ свя­заны между собой, дополняют друг друга и эффективны лишь в том случае, если являются органической частью учебного цикла и проводятся систематически.

Считается, что длительность лабораторных заданий не должна превышать 25—30 минут, а для выполнения лаборатор­ных работ следует отводить 12—15 минут урока. В ходе выполнения лабораторных работ решаются следую­щие методические задачи: развитие фонетических навыков; отработка ритмики и интонационных моделей речевых образ­цов; развитие механизмов аудирования. Лабораторные работы направлены на развитие навыков грамматического оформления высказывания и навыков аудиро­вания, на формирование техники чтения.

В состав лабораторных заданий и лабораторных работ вхо­дят упражнения двух типов: первые — тренировочного харак­тера, поддающиеся программированию; правильность выполне­ния задания здесь может быть проверена самим обучающимся с помощью ключа. Вторые — творческие, поэтому здесь ответ учащегося полностью запрограммирован быть не может, и пра­вильность выполнения задания контролируется либо препода­вателем, либо другим учащимся (при работе в паре).

Лекция 10


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 514; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!