Постановка произношения слова



Работа над словом связана в первую очередь с усвоением природы русского ударения. В русском языке ударение:

- разноместное, т. е. оно может быть на любом слоге слова (ср.: комната, дорога, голова):

- подвижное, т. е. в разных формах одного и того же слова оно может переходить с одного слога на другой (например, дом, дома, дому, дома, домов);

- силовое, т. е. ударный слог выделяется большей напряжен­ностью артикуляции, в особенности гласного, и потому наиболь­шей четкостью артикуляции гласного.

Слоги в безударном положении редуцируются. Под редук­цией понимается ослабление, нечеткость артикуляции и выте­кающие отсюда количественные (по длительности и напряжен­ности) и качественные изменения безударных гласных по срав­нению с ударными.

Каждая из характеристик ударения представляет для уча­щихся специфические трудности. Чтобы научиться правильному русскому ударению, учащиеся должны усвоить соотношение:

а) между ударным и безударными слогами;

б) безударных сло­гов между собой.

Учащиеся знакомятся с ударением через усвоение основных ритмических моделей русского слова. Под ритмической мо­делью понимается количество слогов в слове и определенное место ударения, которое задает соотношение между слогами. Например, двусложные слова распределяются по двум ритми­ческим моделям: ТАта (дома, мама, папа); таТА (она, сама, ок­но). Трехсложные слова имеют соответственно три модели: ТАтата (комната, девушка, улица); таТАта (дорога, красивый, немного); татаТА (голова, магазин, хорошо).

Постановку произношения слова производят на однослож­ных, двусложных и трехсложных словах. Начинают обычно с односложных слов, таких, как ты, он, нас, кот. На односложном слове необходимо отработать напряженность артикуляции сло­га, степень длительности гласного, характерную для русского языка. Напряженность и длительность относятся к ощутимым моментам артикуляции. В случае необходимости используется прием утрирования артикуляции: слово произносится более от­четливо, чем обычно. При этом нужно обратить внимание уча­щихся на плавное примыкание согласного звука к гласному в слове. На слух такое произношение создает впечатление «плав­ности» русской речи. Произношение односложных слов закреп­ляется в словосочетаниях и коротких предложениях типа Мой сын, Вот он и др.

Теперь можно переходить к двусложным словам. Так как са­мый яркий контраст составляет ударный слог и заударный (стоящий после ударного), сначала следует отработать ритми­ческую модель ТАта, а потом таТА. В работе над ритмическими моделями важный момент — усвоение самой модели. До того как ученики произносят конкретные слова, они осознают модель. Преподаватель может изобразить ее на доске при помощи чередования крупного и мелкого шрифта (таТАта) или графически: тире будет соответ­ствовать безударному слогу, а вертикальная черта — ударному, например, вода (—|). Усвоению помогают такие приемы, как простукивание и прохлопывание ритма (преподаватель рукой, карандашом ударяет по столу то сильнее, то тише); в другом случае ритм задается хлопками в ладоши.

Отработке контраста ударного и безударного слогов помогает опора на ощутимые моменты артикуляции: длительность и напряженность ударного слога по сравнению с безударным. Длительность можно пронаблюдать, произнося слоги за разное время. Например, произнося ударный слог, считают до двух, безударный — до одного. Однако заметим: нельзя слишком дол­го тянуть ударный слог, так как может произойти его искаже­ние. Для выработки нужной напряженности ударного слога по­лезно указать учащимся на то, что ударный слог очень энергич­ный, активный, а безударный — вялый, он произносится, как будто у человека пища во рту или как будто он засыпает. Час­то рекомендуется следующий прием: ударный слог произносить громко, безударный — тихо, чуть слышно.

Следующий этап — работа над трехсложным словом. Ритми­ческие модели изучаются в такой последовательности: ТАтата, таТАта, татаТА. При работе над трехсложным словом используются приемы, которые мы уже назвали.

Трехсложное слово является достаточным материалом для изучения произношения безударных гласных русского языка. Преподаватель строит работу над усвоением редукции безудар­ных гласных на основе объяснения учащимся правил произнесе­ния безударных гласных после твердых и мягких согласных. В качестве учебного материала целесообразно выделить следу­ющие случаи (приведенные ниже обозначения безударных глас­ных используются во многих учебниках по русскому языку, в частности в «Русском языке для всех»):

а) безударные [о], [а] после твердых согласных в первом предударном слоге произносятся как [л], в остальных безударных как [ъ]: сады [слды] садовод [съдлвОт];

б) безударные [е], [а], [о] после мягких согласных в первом предударном слоге произносятся как [и], в остальных безударных — как [ь]: земля [з'имл'а], серебро [с'ьр'ибро];

в) гласный [е] после [ж], [ш], [ц] в безударном положении произносится как [ъ]: жена [жъна].

Работая над редукцией, можно опираться на такой ощути­мый момент артикуляции, как степень раствора рта. При произ­несении ударного [а] раствор рта самый большой (примерно 3 см между верхними и нижними зубами), при произнесении [л] раствор рта значительно меньше (1,5 см), при произнесении [ъ] — самый маленький (0,5 см). Чтобы проконтролировать сте­пень раствора рта, нужно использовать зеркало. Причем конт­ролю помогает прием фиксирования артикуляции: произнеся слог, оканчивающийся на гласный, следует замереть в «приня­том положении и только после этого проверить расстояние меж­ду верхними и нижними зубами.

Поставив произношение слова на простейших моделях, мы создадим необходимые предпосылки для обучения интонации русского языка.

Обучение интонации

Работа над интонацией является необходимым звеном в по­становке русского произношения. Интонация — это измене­ние основного тона, длительности и интенсивности звучащего предложения. Без интонации нет предложения и, следователь­но, нет речи. В настоящее время обучение русской интонации проводится на основании семи типов интонационных конструк­ций, разработанных Е. А. Брызгуновой. На начальном этапе изучаются основные типы — ИК-1, ИК.-2, ИК.-3, ИК.-4.

Каждая интонационная конструкция (ИК) имеет свои ярко выраженные характеристики, связанные с изменением основно­го тона (т. е. повышением или понижением голоса), кроме того, она помогает различать значение предложений с одинаковой синтаксической конструкцией и лексическим составом.

Все ИК рассматриваются на основе принципа членения на три части. Поэтому прежде всего надо научить учащихся нахо­дить центр, предцентровую и постцентровую части ИК.

Центр ИК — это ударный слог главного по смыслу слова предложения. Именно здесь тон значительно изменяется. Все, что находится перед центром, предшествует ему, называется предцентровой частью. Предцентровая часть произно­сится на среднем, обычном для говорящего тоне. В том случае, когда предцентровая часть достаточно длинная, возможны не­значительные повышения и понижения тона при ее произнесе­нии. Эти колебания выражают эмоциональное состояние гово­рящего. Они второстепенны для выражения различий в смысле предложений. В методических целях на начальном этапе на них можно не обращать внимания. Все, что расположено после центра, следует за ним, называется постцентровой частью.

Для усвоения правильного произнесения ИК рекомендуются следующие приемы:

1) чтение на три голоса (один учащийся произносит пред­центровую часть, другой — центр, третий — постцентровую часть);

2) произнесение с разной громкостью (предцентровая часть произносится нормальным голосом, центр — громко, постцент­ровая часть — очень тихо);

3) использование движений руки (преподаватель рукой по­казывает изменение тона, учащиеся повторяют за ним это дви­жение и произносят предложение);

4) психологический прием (предцентровая часть произносит­ся тонким, высоким голосом, центр — переход от высокого голо­са к низкому, постцентровая часть произносится низким голо­сом, басом);

5) полезно также пропевать предложение или проигрывать на музыкальном инструменте изменения тона.

Каждый тип ИК можно представить в наглядном виде — на­рисовать схему движения тона, обозначить цифрами в тексте и т. д. Но преподаватель должен иметь в виду: в схеме черточ­ки, передающие движение тона, ставятся над гласными буква­ми; цифра, обозначающая тип ИК, всегда ставится на центре.

Рассмотрим основные для русской интонации типы ИК.

ИК 1. Исходным моментом в работе над интонацией явля­ется знакомство учащихся с ИК-1, выражающей завершенность мысли в повествовательном предложении (ИК-1 называют интонацией точки). Для ее демонстрации и объяснения нужно взять предложение, в котором имеются три части конструкции, например:

Он работает на заводе.

Предцентровая часть произносится на среднем тоне говоря­щего; на центре тон заметно понижается (по сравнению с предцентровой частью); тон постцентровой части ниже уровня тона предцентровой части.

Отработку ИК-1 лучше начинать с предложений, в которых нет постцентровой части, например: Это дом. Это мой дом. Я иду в магазин.

Преподавателю нужно обратить внимание на то, что пред­центровая часть должна произноситься слитно, без существен­ных пауз. Если учащиеся затрудняются в слитном произноше­нии, надо предложить им выполнить несколько упражнений на увеличение длины предложений:   Друг. Мой друг. Это мой друг. Это мой большой друг.

Подбирая материал для упражнений, нужно стремиться к тому, чтобы на первых порах не возникали трудные для уча­щихся сочетания согласных на стыках слов (конец одного сло­ва и начало другого), таких, как матч сезона, наш сын.

Если учащимся не удается правильно произнести предложе­ния с предцентровой частью и центром, можно предложить им произнести предложения на два голоса: один учащийся произ­носит только предцентровую часть, другой — только центр. Ра­бота проводится по кругу или в парах.

Следующий этап — отработка произнесения постцентровой части. Теперь отбираются предложения, которые не содержат предцентровой части, например: Может быть. Дорого. Дешево.

Здесь также полезно давать упражнения на увеличение длины предложения: Я. Я живу. Я живу в доме. Я живу в доме шесть. Я живу в доме номер шесть. Широко используется прием про­изнесения предложения на два голоса.

Затем можно переходить к предложениям, в которых есть три части. Преподаватель должен показать, что центр ИК мо­жет перемещаться: он может находиться на любом слове, кото­рое говорящий хочет выделить как главное по смыслу. Ср.: Он работает на заводе. Он работает на заводе. Он работает на заводе.

ИК-2. Данная конструкция употребляется в вопросительном предложении с вопросительным словом, а также в предло­жениях с обращением и волеизъявлением: Как вас зовут? Сколько вам лет? Маша! Иди сюда!

Предцентровая часть произносится на среднем тоне говоря­щего. На центре происходит понижение тона с верхней грани­цы к нижней границе диапазона среднего тона и усиление словесного ударения. Для постцентровой части характерно движе­ние тона ниже уровня предцентровой части (как в ИК-1).

Какой сегодня день?

Интонация вопроса с вопросительным словом обычно усва­ивается учащимися без особого труда. Преподавателю надо следить за слитностью произнесения предцентровой и постцент­ровой частей, а также за тем, чтобы учащиеся не повышали тона в конце предложения. Полезно дать упражнения на со­поставление ИК-1 и ИК-2, например: Статья называется «Кто читал книгу». Я спрашиваю: «Кто читал книгу?»

ИК-3. Эта конструкция — самая трудная для иностранцев. Наиболее ярко она проявляется в вопросительном предложении без вопросительного слова.

Это ваша книга?

Предцентровая часть произносится на среднем тоне говоря­щего Центр ударный гласный начинается с более высокой точки и продолжает повышаться в пределах слога; достигнув вершины, резко падает. Такое движение тона является яркой специфической чертой русского языка и недостаточно хорошо воспроизводится нерусскими: вместо резкого повышения они или плавно повышают тон, или увеличивают силу звука. Рус­ские, слыша такое произнесение, воспринимают предложение не как вопрос (Ты был в театре?), а как восклицание (Ты был в театре!). Постцентровая часть произносится, как в ИК-1, ИК-2.

Постановку ИК-3 следует начинать с вопросительных пред­ложений, состоящих из односложных слов: Вы? Здесь? Он? Дочь? Преподаватель обращает внимание учащихся на то, что резкое повышение тона не допускает удлинения слога, который должен произноситься кратко. Иностранцам трудно сознательно воспроизвести движение тона в ИК-3; как правило, они добиваются успеха имитативным путем. Однако для преподавате­ля этот процесс осознан, так как он должен суметь определить причину ошибки: например, если повышение тона в пределах слога отсутствует, то вместо вопроса звучит восклицание или утверждение.

Отработав движение тона в центре ИК, можно переходить к соединению его с другими частями конструкции. Начинать надо с предложений, где есть центр и постцентровая части: Это? Эти? Эта улица? Можно? Можно войти? Затем даются предложения с предцентровой частью и центром: Туда? Хорошо?Идем в кино? Наконец, отрабатывается предложение из трех частей: Вы знакомы? Вы знаете эту девушку?

Можно посоветовать учащимся постцентровую часть произ­носить в несколько убыстренном темпе, чем остальные. В слу­чае затруднения произнесения всего предложения преподава­тель снова обращает внимание учащихся на центр, произносит сам ударный слог и просит послушать и повторить за ним: Ты идёшь домой? идё... идё... идёшь домой... ты идёшь домой? Следует также использовать приемы, указанные выше.

Если учащиеся плохо улавливают на слух ИК-3, им необ­ходимо предложить несколько упражнений на противопостав­ление смешиваемых типов интонации, например: ИК-1: Он был в кино. —ИК-3: Он был в кино?; ИК-3: Он поет? — ИК-2: Он поет!

Преподаватель должен специально остановиться на пере­движении центра ИК, которое в данном типе интонации при­водит к изменению смысла вопроса. Ему нужно обратить вни­мание учащихся, что при изменении центра ИК будут меняться ответы на вопрос: Ты был в театре? Да, я; Ты был в театре? Да, был; Ты был в театре? Нет, на выставке.

ИК-4. Наиболее ярко она проявляется в неполном вопроси­тельном предложении с союзом аив вопросах анкетного характера: Ваше имя? Фамилия? А ваша? А его фамилия?

Предцентровая часть произносится на среднем тоне говоря­щего. Центр: тон начинается с более низкой точки и в преде­лах слога плавно повышается. Постцентровая часть: выше среднего тона. Продолжается плавное повышение тона.

А Наташа где живет?
Преподаватель может порекомендовать учащимся при про­изнесении ИК-4 немного растягивать центр. Он обращает их вни­мание также на то, что в данной конструкции нет резкого по­вышения тона. Это облегчает усвоение ИК-4 иностранцами. В целом следует заметить, что этот тип интонации не вызы­вает трудностей у учащихся. При подборе материала для тре­нировки обычно учитывается место центра (в начале, середи­не, конце предложения), а также постепенное увеличение предцентровой и особенно постцентровой частей.

После того как поставлены основные типы интонационных конструкций, следует уделить внимание их употреблению в речи. Правильное озвучивание текста учебника, рассказ о каком-либо событии, описание предмета и т. д. требуют выра­ботки навыков употребления типов ИК в повествовательном предложении.

Звучащая речь членится на синтагмы — интонационные час­ти предложения, например: Наступила осень ,/ и птицы улетели на юг (значок / показывает место членения, конец одной син­тагмы и начало другой). В повествовательном предложении особо важна противо­поставленность интонации завершенности и незавершенности мысли: конечные синтагмы произносятся с ИК-1 (реже с ИК-2): неконечные, незаконченные по смыслу синтагмы — с ИК-3 или ИК-4, например: Мой брат / —студент.

Вопрос о выборе типа ИК для оформления незавершенной мысли, на наш взгляд, следует решать преподавателю в зави­симости от того, насколько правильно усвоили учащиеся тот или другой тип ИК, что для них является более трудным. По-видимому, следует остановиться на таком варианте, кото­рый легче усвоить учащимся.

 

Фонетические упражнения

Система фонетических упражнений входит в класс так называемых подготовительных упраж­нений. По своему назначению фонетические упражнения имеют целью выработку слухо-произносительных навыков. В соответ­ствии с относительной самостоятельностью двух сторон произ­ношения выделяются слуховые и артикуляторные упражнения. Материалом упражнений являются отдельные трудности, на­пример: конкретные звуки в составе слога, слова, словосоче­тания; ритмические модели слов; типы ИК. Это чисто трениро­вочная работа, необходимая до тех пор, пока у учащихся не сформируются автоматизмы в восприятии языковой формы и ее воспроизводстве.

Слуховые упражнения. Обычно они предшествуют артикуляторным и направлены на формирование и развитие фонемати­ческого слуха у учащихся. В данной группе следует выделить:

 - упражнения на различение, когда происходит формирование слухового эталона (слухового образа), и

- упражнения на узна­вание фонетического материала, который был усвоен ранее.

 Спецификой слуховых упражнений является то, что они, как правило, состоят из двух частей: а) слушание (учащиеся вос­принимают материал), б) деятельность учащихся, свидетель­ствующая о правильном восприятии услышанного. Вторая часть упражнений носит контролирующий характер.

Приведем примеры возможных типов заданий в слуховых упражнениях.

I. Упражнения на различение звуков в словах.

1. Слушайте и подчеркивайте в тексте слова со звуком [ш]:

наш нас ваш вас рос нос наша школа скала

2. Прослушайте слова. Поднимите руку, когда вы услышите в слове звук [щ']:

щи дочь дождь борщ тётка чисто

3. Слушайте слова и распределяйте их по группам: первая — со звуком [т'], вторая — со звуком [ч'], третья — со звуком [ц]:

тех чех цех вечер ветер концерт тем чем тесно честно ценно

II.Упражнения на различение ритмических моделей слов.

1. Слушайте слова и показывайте, на каком слоге ударение. Если на первом, поднимайте один палец, если на втором, то два:

рука мама окно дома дома пальто когда завтра

2. Слушайте слова и проставляйте в тексте ударение:
           дорога комната квартира голова хороший улица сегодня

3. Прослушайте слова и распределите их по ритмическим моделям:

иду надо несу буду учу знаю можно нельзя

III.Упражнения на выделение синтагм.

1. Слушайте текст и проставляйте точки в конце каждого предложения.

Я студент. Я изучаю русский язык. Сейчас урок. Я читаю и перевожу.

2. Прослушайте предложения и ответьте, сколько синтагм в каждом из них.

Я студентка. Я учусь в университете. Москва очень красивый город.Я приехал из Гаваны. Гавана столицы Кубы.

IV. Упражнения на различение типов ИК.

1. Слушайте предложения и ставьте в тексте точку, вопросительный или восклицательный знак.

Какое сегодня число [?] Какой сегодня день [!] Сегодня хорошая погода [.] Сегодня хорошая погода [?] Его зовут Миша [.] Его зовут Миша [?]

2. Слушайте предложения и обозначайте в тексте тип ИК.

Куда вы идете? [И К-2] Я не знаю, куда вы идете. [ИК-1] Вы идете в кино? [ИК-3]

V. Упражнения на определение предиката вопроса.

Слушайте вопросы и отвечайте на них. Вы слушали вчера радио? [Да, я.] Вы слушали вчера радио? [Да, слушал.] Вы слушали вчера радио? [Да, вчера.] Вы слушали вчера радио? [Да, радио.] Упражнения должны подбираться сериями с учетом нарастания трудностей.

1. Трудность фонетического материала. Сначала даются звуки в благоприятной фонетической позиции, затем в ней­тральной и, наконец, в неблагоприятных позициях. Упражне­ние может, например, включать сначала только одну фонети­ческую трудность, потом две и даже несколько.

2. Трудность условий слушания. Как известно, учащиеся привыкают к голосу преподавателя. Поэтому упражнения по­лезно проводить с усложнением задания: «Слушайте и смот­рите на преподавателя»; «Слушайте и не смотрите на препо­давателя»; «Слушайте голос преподавателя в записи на плен­ку»; «Слушайте упражнение в записи диктора» (т. е. другой голос). Упражнение может звучать сначала в замедленном темпе, который легче воспринимают учащиеся, затем в нор­мальном и, наконец, в ускоренном. Упражнение может про­водиться со зрительной опорой и без нее. Например, учащие­ся слушают и смотрят на артикуляцию преподавателя. Затем задание усложняется. Преподаватель закрывает часть лица бу­магой, книгой. Учащиеся слушают, по не видят, как он арти­кулирует.

Один из видов слуховых упражнений — фонетические дик­танты на смешиваемые учащимися фонетические явления.

Они могут выполняться на знакомых словах, на слогах, на не­знакомых словах, словосочетаниях, предложениях. Преподава­тель произносит слова, а учащиеся записывают их в тетра­дях. Можно предложить кому-либо из учащихся писать в это же время текст диктанта на доске.

Артикуляторные упражнения. Среди них выделяются:

- упраж­нения на постановку (например, нового звука или типа ИК) и

- упражнения на закрепление фонетического материала.

Упражнения на постановку обычно проводятся после объ­яснения нового материала преподавателем и выполнения одного-двух слуховых упражнений. Чаще всего такие упражнения имеют задание «Слушайте и повторяйте» и рассчитаны на ими­тирование правильного звукового образца. Учащиеся сначала проговаривают материал хором, потом индивидуально. При вы­полнении данных упражнений очень полезно делать аудиозапись, чтобы потом дать прослушать, как звучит образец и как его произносит учащийся. Этот прием помога­ет лучше осознать ошибку и исправить ее, так как позволяет слышать себя со стороны. Материал постановочных упражне­ний отбирается с учетом нарастания трудностей.

Упражнения на закрепление материала более разнообраз­ны. Они представляют собой произнесение или чтение знако­мого, а затем незнакомого материала, содержащего две или несколько трудностей. Тренировка фонетического материала ни в коем случае не должна быть серией однообразных, скуч­ных фонетических упражнений. Поэтому надо стремиться так формулировать задания, чтобы в них содержалась коммуни­кативная установка: «Спросите вашего товарища по группе», «Согласитесь с моим мнением», «Возразите мне», «Обрати­тесь с просьбой к вашему другу» и др. Такие задания при­ближают учащихся к естественной речи на русском языке.

Очень полезны ситуативные задания, которые имеют фоне­тическую направленность. Например, на занятии можно пред­ложить следующую ситуацию: «Вы посмотрели новый фильм „Гамлет" и хотите обсудить его с другом, но вы не знаете, смотрел ваш друг этот фильм или нет. Узнайте у него об этом». Выполняя задание, учащийся должен употребить ИК-3 (Ты смотрел фильм «Гамлет»?), но его внимание будет направлено на смысл вопроса.

Упражнения, в которых есть коммуникативные установки, ситуативные задания, можно сначала разыграть самому препо­давателю с кем-либо из учащихся в виде маленькой сценки, затем предложить учащимся выполнить это упражнение в па­рах и разыграть перед группой. Полезно включать в упражне­ния выполнение каких-либо неречевых действий. Например, отрабатывая ИК-3, хорошо предложить одному-двум учащим­ся выйти из аудитории, а затем постучаться и спросить: «Мож­но? Можно войти?»

Тренировкой является также разучивание скороговорок, стихов, песен и затем их исполнение всей группой или инди­видуально. Это так называемое воспроизведение по памяти, которое широко используется в методике. Заученный наизусть материал долго хранится в памяти учащегося.

Выработке правильного произношения помогают разные игры. Сюда относятся, например, такие: «Покажи и назови»; «Что это такое?» Можно разбить группу на две команды и предложить назвать как можно больше слов, в которых встре­чается какой-нибудь трудный звук. Команду-победительницу все приветствуют и награждают, например, песней.

Лекция 3


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 1332; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!