Сопроводительный курс фонетики.



 

После вводно-фонетического курса начинается углубленное изучение лексико-грамматического материала в связи с овладением различными видами речевой деятельности — аудированием, говорением, чтением, письмом. Однако слухо-произносительные навыки учащихся еще не до конца сформированы, поэтому параллельно с основными занятиями по русскому языку проводится сопроводительный курс фонетики (в течение всего срока обучения на начальном этапе). Его задача — совершенствование и автоматизация на­выков произношения.

Фонетический материал в сопроводительном курсе изучается в следующем объеме.

1. Согласные и гласные в разных фонетических позициях; сочетания согласных; сочетания гласных; произношение грамма­тических форм слова.

2. Ритмические модели многосложных слов; группы слов с постоянным и подвижным ударением.

3. Слитность произношения слов в речи; безударные слова и слова с ослабленным ударением.

4. Закономерности синтагматического членения; возможное расположение центра интонационной конструкции и его перенос; интонационное оформление предложений в тексте.

Сопроводительный курс фонетики строится с таким расче­том, чтобы облегчить учащимся работу над лексикой и грамма­тикой, подготовить каждую новую порцию лексико-грамматического материала, сняв имеющиеся в ней фонетические труд­ности. Последовательность введения фонетического материала и его тренировки зависит от конкретного учебника, по которому ведутся основные занятия.

Обучение по сопроводительному курсу строится таким обра­зом, что на фонетику отводится 5—10 минут на каждом заня­тии (так называемая фонетическая зарядка). Фонети­ческую зарядку лучше всего проводить в начале урока: она по­могает переключиться на иностранный язык, обеспечивает настройку слухового и речевого аппарата учащихся на русское произношение.

Есть учебники, где сопроводительная фонетика отсутствует (например, «Русский язык для всех»). В этом случае препода­ватель должен самостоятельно подготовить фонетическую за­рядку, предварительно определив, какой фонетический материал нужно взять и в какой форме, как интереснее его подать и от­работать.

При определении фонетического материала для зарядки нужно исходить из основного урока — того лексико-грамматического материала, который будет изучаться. Проанализировав его, преподаватель выбирает небольшой по объему материал, лучше всего, если это будет одно какое-либо фонетическое яв­ление (им может быть трудный звук, или несколько слов, имеющих определенную ритмическую модель, или, скажем, тип интонации).

Виды и формы проведения фонетической зарядки разнооб­разны. Для выработки слуховых навыков полезен, например, небольшой устный рассказ преподавателя (три-пять предложе­ний) о погоде, о том, что случилось сегодня утром или по доро­ге на урок, о том, что произошло вчера и т. п. При этом препо­даватель должен проследить за тем, чтобы фонетическое явле­ние, которое будут отрабатывать учащиеся, прозвучало не­сколько раз. После рассказа преподаватель обращает внимание учащихся на то, как он произнес звук (слово, предложение), при необходимости кратко напоминает, как надо произносить, дает правило (там, где это возможно). Затем отрабатывается фонетический материал. На зарядке можно провести фонети­ческий диктант.

Для развития произносительных навыков рекомендуются следующие виды работы.

1. Хоровое повторение выученных дома речевых об­разцов.

2. Разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, в которых несколько раз встречается трудный звук (напри­мер, если труден звук [ш]: Шила в мешке не утаишь; Ти­ше едешьдальше будешь).

3. Разучивание небольших стихотворений (или отрыв­ков), песен. (Например, для отработки звука [ш] можно использовать отрывок из поэмы В. Маяковского «Хоро­шо!»: Я земной шар чуть не весь обошел. И жизнь хоро­ша, и жить хорошо.)

Ученикам нравится фонетическая зарядка, проведенная в форме игры. В качестве примера приведем одну. Группа де­лится на две команды. Задание: назвать как можно больше мужских и женских русских имен (или просто русских слов), которые начинаются, допустим, со звука [л]. (Вариант — этот звук встречается в середине слова, в конце слова.) Выигрывает та команда, которая назовет больше слов.

Рецептов проведения фонетической зарядки на все случаи дать невозможно. Многое зависит от группы, ее возможностей, уровня знаний и, конечно, от цели урока, от характера изучае­мого материала, тематики. Но главное — от изобретательности преподавателя. Зарядка не должна быть скучной, утомитель­ной, однообразной, наоборот — учащиеся должны выполнять ее с удовольствием, только тогда она будет эффективной.

Опытный преподаватель еще несколько раз возвращается на уроке к фонетике, исправляя тех, кто делает ошибки на от­работанный материал. Тем самым он приучает учащихся посто­янно следить за своим произношением.

Методы обучения произношению

Существует два метода обучения произношению — имитативный и сознательный (аналитико-имитативный).

Суть имитативного метода в том, что учащиеся дол­жны сначала услышать звуковой образец (звук, слово, предло­жение), а затем его воспроизвести. Роль преподавателя здесь сводится к тому, что либо он сам произносит образец, либо да­ет прослушать соответствующую звукозапись.

Учащийся прежде всего должен правильно услышать звуко­вой образец. Серьезный недостаток имитативного метода заключается в том, что результаты обучения здесь всецело зависят от фонети­ческих способностей учащихся. Имитативные, подражательные способности хорошо развиты у детей, но с возрастом большин­ство людей их утрачивают. Поэтому использованию имитации отводится вспомогательная роль в работе над произношением.

Аналитико-имитативный метод является ведущим при обучении произношению. Он опирается на принцип сознательности: усвоение материала должно проис­ходить на основе его понимания учащимися, которые должны сначала понять, что и как нужно сделать, чтобы правильно произнести, например, звук, а уже потом произносить. Други­ми словами, вводится момент анализа изучаемого фонетическо­го явления.

Поэтому преподаватель начинает с объяснения материала (можно на родном языке учащегося), используя таблицы, схе­мы артикуляции звуков, схемы движения тона в разных типах интонации и т. д. Одновременно дается звуковой образец. Толь­ко после демонстрации и объяснения ученики сами произносят звуковой образец.

Название метода — аналитико-имитативный — отражает его суть: сочетание анализа (момента сознательности) и имитации.

Каждый метод располагает своим арсеналом методических приемов, с помощью которых преподаватель решает конкретные практические задачи.

Приемы, применяемые при обучении аналитико-имитативным методом.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 1445; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!