К всем отсутствующим братиям (II, 22) 8 страница



 

Скорби ради Христа – подражание Ему.

 

Поэтому я и посылаю настоящее письмо свое ко всем братиям рассеянным и со скорбью испытывающим гонение, особенно же к вам, исповедникам Христовым. Будем терпеть, возлюбленные мои братия, еще более укрепляясь, а не теряя мужества в страданиях. Мы – плоть; не будем же щадить ее, будем радоваться, подвергаясь мучениям ради Христа. Кто изобилует подвигами, тот пусть более радуется, как имеющий преимущество в наградах; кто боится испытать страдания от бичей, тот пусть отражает страх, помышляя о вечных мучениях. Ибо их удары в сравнении с теми – сон и детские стрелы.

Так прошу, умоляю: будем услаждаться скорбями ради Христа, хотя они и весьма горьки для плоти; будем взирать на будущее и постоянное, а не на настоящее и преходящее. Охотно решимся смешать кровь свою с кровью мучеников, часть нашу с частью исповедников, дабы ликовать [Col. 1233] вместе с ними вечно. Кто благоразумен? Кто мудр? Кто хороший стяжатель, чтобы отдать кровь и получить дух[1166], презреть плоть и получить Царство? Любящий душу свою погубит ее, сказал Господь, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12:25). Внемлем словам Его, последуем за Ним. И где (528) Я, говорит Он, там и слуга Мой будет (Ин. 12:26). А где Он? На кресте. И мы, смиренные, как ученики Его, там же.

Прошу вас не сетовать на это слово увещания, ибо кратко письмо. Знайте, что мы, грешные, радуемся, а не унываем, пока только вы стоите в Господе. Приветствует вас Николай – общник мой в узах, трудах и борьбах, а ваш брат самый истинный. Приветствуйте друг друга лобзанием святым: подвижники – подвижников, гонимые – гонимых, все – любящих вас по вере. Кто не исповедует Господа нашего Иисуса Христа описуемым по плоти, да будет проклят от Троицы!

Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь (1 Фес. 5:28).

 

383. К чаду Афанасию (II, 39)[1167]

 

Между прочим и то в настоящие дни благо для нас, подвизающихся за истину Божию, что мы часто слышим голос друг друга посредством писем и сообщаемся сердечными чувствованиями. Ибо видишь, возлюбленный брат, как письма приходят почти каждый день, соединяя нас сильнейшею любовью. Посмотри, сколько благ доставило гонение ради Христа и еще может доставить, если найдет нас более пылкими в последующее время, не боящимися ничего человеческого, но готовыми потерпеть богоподобные страдания, в которых подвизаешься и ты сам, переводимый туда и сюда. Но благо будет тем, которые помогают и соучаствуют в твоих подвигах; их я и прежде хорошо оправдывал, и еще буду оправдывать.

Перехожу к вопросу, оставляя дать опровержение на те похвалы за дары, которыми ты превозносишь меня, чтобы не показалось, будто я сочувствую этим похвалам. Я чужд всего доброго. Итак, когда Василий Великий, (529) свет мира, произнес приговор, то кто из имеющих ум осмелится совершенно противоречить ему? Этот же [приговор] находится в одном из аскетических вопросов, как ты указал, именно: «Надобно ли лгать, имея в виду что‑нибудь полезное?» На это он отвечает: «Сего не дозволяет сказанное Господом нашим Иисусом Христом, Который решительно говорит, что ложь от диавола (Ин. 8:44), не показывая никакого различия во лжи. И апостол также свидетельствует, написав: если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2:5)»[1168].

Это слова отца. Ты же говоришь, что в этой главе замечается, что вопрос [идет] о пользе [лжи], а не о необходимости, ибо то и другое – не одно и то же; а между тем [Col. 1236] в другой главе то же светило говорит, что за друзей должно полагать душу до смерти, будет ли друг грешник или праведник[1169]; так что отсюда у тебя рождается сомнение, следует ли совершенно не лгать даже и в крайних случаях, приводящих к смерти брата, или полагать за него душу свою. «Ибо если я не солгу, – говоришь ты, – то друг умрет, а солгав, я подвизаюсь незаконно и отпадаю от Бога». Действительно, этот предмет ставит в затруднение и меня, и многих, я думаю. Впрочем, попытаюсь, как могу, дать ответ любви твоей, при помощи Божией. Что полезное и необходимое, по этому замечанию, не тождественно, это истинно. Ибо первое случайно: например, полезно беседовать мне с таким‑то о том‑то, но, хотя бы я и не стал беседовать, [для него] есть возможность достигнуть искомого. И еще: полезно, чтобы такой‑то обратился, но, хотя бы я сегодня и не обратил его, он, может быть, завтра обратится. Таково полезное, то есть случайное. А необходимое неизбежно; оно отнюдь не может быть допускаемо так и иначе: например, если я не посвящен в таинства, то невозможно, чтобы я, не крестившись, получил спасение. И еще, если я скажу: «Я могу не дышать и жить», – это ложь, ибо необходимо дышать, без чего невозможно и жить[1170].

 

Проблема лжи во спасение.

 

Итак, заповеди Божии изречены неложными устами в значении необходимом и необходимо должны быть соблюдаемы, а не извращаемы так, чтобы можно было то соблюдать их, то нет; или (530) такому‑то соблюдать, а такому‑то нет; или иногда соблюдать, а иногда нет, но – всегда, всяким лицом и во всякое время. Поэтому и сказал Василий Великий: «Не показав никакого различия во лжи», так что ответ касается необходимого, хотя вопрос предложен как бы о случайном, ибо полезное и случайное, как я сказал, тождественно. А после что будет, спрашиваешь ты, в случае смерти брата от того, что я не решился солгать? Но это, я думаю, не ложь; для чего представлю какой‑нибудь пример на себе самом. Приходит ко мне девица, преследуемая каким‑нибудь развратником, и просит не открывать развратнику, если он спросит, не у меня ли она скрывается, потому что он непременно растлит ее. Итак, когда развратник приходит и спрашивает, не пришла ли девица сюда, ко мне, – если я говорю «нет», то не лгу, так как не имею в мыслях, будто у меня нет девицы, но умолчанием выражаю, что он не совершит у меня этого зла. Еще другой вопрос: вручает кто‑нибудь мне меч, которым хочет умертвить самого себя, и потом, пришедши, требует его от меня. Тогда если я скажу, что не знаю и не получал его, я не солгу, ибо я говорю «не знаю» и «не получал», чтобы отдать ему меч для убийства; иначе если я скажу «да», то девица подвергнется растлению и вручивший мне меч умертвит себя, а это – зло. Зло же не от добра, а от лжи, ибо отец лжи – виновник зла (Ин. 8:44). Напротив, девице не подвергаться растлению [Col. 1237] и отдавшему меч не умерщвлять себя – это добро; добро же есть истина, ибо Бог – благость вместе и истина. Итак, найдено, что казавшееся ложью есть несомненная истина. Таким образом, и душу я положил за друга (см. Ин. 15:13) в том, что по‑видимому казалось ложью, и заповедь с той и другой стороны осталась ненарушенной, получив исполнение не во лжи, а в истине. Впрочем, не должно делать это ради себя самого, чтобы самому не умереть, ибо здесь ложь. Также никогда не клянись для спасения или себя самого, или другого, ибо это явное преступление (Мф. 5:34–36).

Так это мне кажется. Так и Сарра сказала Авимелеху: сестра есмь Аврааму (Быт. 12:13). И пророк Иеремия (531) вопрошавшим его начальникам: что глагола к тебе царь? – отвечал одно вместо другого, как внушил ему царь по страху смерти и в то время [под страхом] его собственной [смерти] (Иер. 38:25–27). И в изречениях отцов содержится подобное. Если же что‑нибудь найдешь ты сам от себя или при помощи другого, не откажись сообщить нам для познания истины и просвещения темного ума нашего.

Страждущего вместе с тобою приветствую. Находящийся со мною приветствует тебя.

 

384. К чаду Навкратию (II, 40)[1171]

 

Ты всегда имеешь обыкновение делать большое предисловие в письме, собирая нам, недостойным, множество похвал, которые несправедливы, но служат выражением дружеской расположенности. А я пишу кратко. Что же именно? Да здравствуешь ты в Господе, брат мой, более и более воспламеняясь всегда любовью Христовой, чтобы переносить бедствия ради Него и не опускать ничего по беспечности! Да будет у тебя и такая горячность, чтобы тебе воспевать вместе со святым Давидом: имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе, Боже (Пс. 41:2). А действительно воспевать это может тот, кто имеет сердце чистое или очищаемое, ибо «где очищение, там озарение», как говорит Богослов[1172]. Как блаженна та душа, для которой терпеть всё ради Христа весьма вожделенно, а всякое плотское дело является мерзостью. Молись, брат, чтобы мне обонять такое благоухание, испытав страдания.

(532) Это первое мое слово. Второе – об Анатолии. Как прискорбно для меня его падение! Впрочем, я одобрил твое врачевание. Позаботься еще о нем по братской расположенности. Третье – о предметах, предложенных тобою[1173].

1. Если православный, обличенный [властью] в необщении [с еретиками], перекрестится [и скажет им]: «Я имею общение», тогда, как еретики не требовали от него ничего другого, а сам он тайно имел в мыслях: «Я имею общение с православными», это – не икономия, но измена истине. Ему епитимия вполовину против того, кто всецело вступал в общение с ересью, а какая именно – излишне было бы повторять одно и то же дважды, когда уже было об этом спрашиваемо и отвечаемо. [Col. 1240]

2. Если кто по убеждению нечестивых на их глазах выдаст пресвитера, который укрывался относительно православного догмата и не поминал еретика, и будет от него причащаться Святых Таин, то и он, как изменник истине, должен подвергнуться епитимии – отлучению от Святых Таин на год.

3. Если кто, поклявшись, что он не поклоняется Божественной иконе и не принимал также православного монаха, но после клятвы, сознав свое падение, раскается и станет тайно поклоняться, то это – тяжкое падение: он уже сделался отступником от Христа, Богородицы и святых; поэтому должен быть отлучен от Святых Таин на три года, при великом снисхождении.

4. Если кто из страха замажет икону Христа или кого‑либо из святых, тот должен быть отлучен от Приобщения на год.

5. Если какой‑нибудь священник пред всеми поминает еретика, а наедине, быв приглашен кем‑либо из православных в часовню, уклоняется поминать еретика, то следует ли истинному христианину молиться в такой часовне? Ни в коем случае.

6. Может ли кто‑нибудь в случае собственной епитимии по справедливости принимать кого‑либо себе в сообщество для облегчения епитимии? Относительно Приобщения – никогда, а относительно прочего это не запрещается. Но и в милостынях он не может сам собою убавить что‑нибудь из назначенного. Ибо налагающий епитимию, конечно, знает и лицо, и время, и внешние обстоятельства, чтобы назначить облегчение. Ограничить же это пределом при существующих случайных правилах невозможно, как сказал сам Василий Великий. Ибо, предоставляя епископу власть прибавления или уменьшения [епитимии], он постановил правило не (533) на основании необходимости или неизбежности, а применяясь к случайности, так что назначающий ее должен смотреть, как назначает[1174]. Так и я, смиренный, не определительно, а по требованию или в виде совета, как я часто говорил, отвечаю на предложенные мне от тебя или от кого‑либо другого вопросы[1175].

Впрочем, молись о моем смирении, помогая посильно ратоборствующим по делам студийским, сколько и где ты можешь в Господе. Брат Николай приветствует тебя.

 

385. К Феофилу, [епископу] Ефесскому (II, 41)[1176]

 

И священное письмо твое получил я как богописанную книгу, вместе и благословение принял как возжжение любви. Кто же я, несчастный, чтобы слышать из святых уст твоих такие похвалы мне, недостойному даже развязать ремень сапога твоего? (ср. Мк. 1:7). Вот свойства богоподобного смиренномудрия! Ты, блаженнейший праотец, называемый великим, величаемый и прославляемый Востоком и Западом, украсил престол величайшего апостола [Иоанна], Евангелиста и Богослова достойными подвигами, которые ты совершил и еще совершаешь, украсив жизнь кровью святой плоти своей и исповедуя Христа изображаемым, [Col. 1241] как воплотившегося, а не отвергая Его, как делают нечестивые, когда не признают Его изображаемым на иконе. Ибо, что не изображается, то и не имеет плоти. Не говорю о том, что, по преданию богословов, и Ангел, хотя и бестелесный, (534) может быть изображаем в чувственных образах. А они отвергают изображения и воплотившегося Владыки, и бестелесного раба, кроме того, и Матери Божией со всеми служителями Господними, очевидно отвергая вместе с иконами и первообразы их, не разумея того, что они сохраняют свою силу при принятии образа их, по уничтожении или посрамлении которого, конечно, уничтожается[1177] и бесчестится и сила их. Но они не хотят разумети еже ублажити (Пс. 35:4), им хочется идти против рожна (Деян. 9:5).

Тебя же да сохранит крепкая Десница во славу Своей Церкви как столп, как опору, как поборника ее; и да узрим мы, смиренные, тебя или возвращающегося оттуда в азиатскую страну, как древние [видели] солнце Евангелия[1178], [возвращавшееся] из заключения на Патмосе, или священноначально прославляемого на небесах над десятию городами (Лк. 19:17)!

 

386. К чаду Фалелею (II, 42)[1179]

 

То, что высказал ты в письме, я прочитал, сын мой; а от меня в ответ тебе вот что: удаляться нам от всякаго брата, поступающего бесчинно, заповедует святой апостол (2 Фес. 3:6). Как же говорит Григорий Аделфийский, что вы неосновательно отвращаетесь от него, когда он не только бесчинно [поступает], но и совершенно соединился с иконоборцами, подписавшись под ересью, вкушая пищу и питие и обращаясь вместе с ними? Если же он скажет, что он раскаялся и исполняет епитимию, то пусть докажет это письменным исповеданием, (535) прокляв еретиков вместе с ересью и ни в коем случае не вступая в общение с ними. А доколе он не сделает этого, да будет чужд для вас, боящихся Господа. Ибо он лукавствует под личиной раскаяния, увлекая вас и тайно распространяя пагубные речи по‑видимому как бы от лица противников. Поэтому и ты, как слабейший, заразившись беседою его, стал недоумевать о том и другом.

 

Время, лицо и образ речи.

 

Но так как ты просил разрешения, то прими с благоразумием. Изречение Златоуста в похвальном Слове святому Роману «Наш Христос стенами не ограничивается (ού περιγράφεται)» надобно принимать не просто, но узнав, с кем беседуя он сказал это[1180]; ибо в беседах должно обращать внимание и на время, и на лицо, и на образ речи: время – потому что не одно и то же заповедано и древним, и находящимся под благодатью; лицо – потому что иное свойственно еретику, а иное православному; образ речи – потому что не одно и то же говорить догматически и предлагать простейшую речь. С кем же беседовал Златоуст? С православным ли, выставлявшим икону Христову? Нет, а с язычником, который приписывает превысшей Причине всего свойства самых низших существ, по замечанию божественного Дионисия[1181], и полагает, что Она нисколько не превышает [Col. 1244] составляемых им безбожных и разнообразных изображений. Поэтому хорошо и совершенно справедливо сказал отец: «Наш Христос стенами не ограничивается»; надобно подразумевать: по Божескому естеству, в противоположность его богам, помещаемым на стенах и там заключаемым, не имеющим в себе ничего иного умопостигаемого, кроме того, что представляется взорам смотрящих. У них есть глаза, но не видят; есть уши, но не слышат; есть руки, но не осязают; есть ноги, но не ходят; есть ноздри, но не обоняют, как они обличаются пророком (Пс. 113:13–15).

 

Человечество Христа.

 

А наш Христос есть не только человек в собственном смысле и истинно по видимому образу, так как Он сделался подобным нам по всему – и по телу, и по душе, и по возрасту, и по всем другим свойствам человеческой природы, кроме одного греха[1182], но и Бог по естеству и (536) по истине, один и Тот же – то и другое. Например, скажу так, как говорит в одном месте сам Златоуст: «Он долу утомляется, а горе управляет стихиями; долу алчет, а горе наводит дожди; долу повинуется, а горе производит громы; долу предстоит пред судилищем, а горе созерцает все»[1183]. Поэтому он и сказал язычнику: «Наш Христос стенами не ограничивается», и не думал, что надобно точнее объяснить это изречение ради ныне свирепствующей ереси. Но ясно, что утомляющегося, алчущего, повинующегося и предстоящего пред судилищем святой, без сомнения, представлял изображаемым по телесному виду или на стене красками, или на картине; объяснять же предметы столь очевидные ему не было причины. Ибо если он видел бесплотного Ангела на иконе, как говорит он, то неужели не созерцал воплотившегося Христа изображаемым на иконе? Безумно думать что‑нибудь подобное об этом святом. Итак, если они пользуются им во свидетельство своего нечестивого учения, то почему отвергают его же, не допуская изображений Ангела или кого‑либо из богоносных мужей, тогда как Златоуст в одном месте говорит: «Как вы поступали с его именем, так поступали и с его изображением (то есть святого Мелетия), и многие начертывали этот святой образ и на перстнях вместо камней, и на стаканах и чашах, и на стенах брачных чертогов, и везде»[1184]? Однако они не позволяют и его слушать.

Относительно сказания о святом Панкратии[1185]: если неизвестно, кем оно написано, что из этого? Почти все сказания о мучениках не имеют таких надписей, и, однако, они подлинные, и оттуда исходят учители, составляя похвалы в честь мучеников. Святой Панкратий почитается в Сицилии, в величайшем храме, в котором, говорят, бывали и знамения. Таким образом, не принимающий сказания, очевидно, вместе восстает против мученика.

Об этом так в немногих словах. Ты же, сын мой, будь здоров и [Col. 1245] спасайся и далеко отходи от Григория, чтобы он не погубил тебя при неосторожности.

 

387. К затворнице (II, 43)[1186]

 

(537) Я прочел письмо твоего благочестия. Но для чего похвала, которую высказала ты нам, чуждым всего доброго? Для чего и требование назидательного слова от нас, которые не в состоянии напоить себя самих, не только что источать потоки (ср. Ин. 7:38) еще и для других? Впрочем, так как написано: всякому, просящему у тебя, давай (Лк. 6:30), то прими несколько слов от нашего убожества. У тех, которые обращаются к общественной жизни, око ума не может быть так чисто, чтобы беспрепятственно взирать на красоту славы Божией, слепотствуя от плотского пристрастия, как бы от некоторого гноя. А для нас, которым должно отречься от всего и заповедано взять один только крест Христов, удобно созерцать Бога, то есть ничего иного не иметь и не думать, кроме того, как бы угодить Господу, служить Ему чистым сердцем, отвергнув всякое плотское расположение. Да будет же ограда вашего заключения городом Божиим, украшенным добродетелями, как бы золотом, с ключами не только по телу, но и по духу! Итак, вам надлежит удаляться от лицезрения мужчин, привязанности к кровным [родственникам], дружбы ко всему миру, а обращаться самим между собою и иметь одну душу и одно сердце по примеру веровавших в начале при апостолах (Деян. 4:32). Игумения пусть игуменствует так, как бы представляя образ Христа, наперед делая, а потом таким образом и уча (Деян. 1:1), ничего не опуская на деле показать из того, что заповедано. Подчиненная должна слушаться и покоряться так, как бы исполняя послушание Самому Христу. Где есть это, там плод всякого доброго делания, а где нет, там совершенно противное – отдельные сборища, ссоры, наушничества, самообогащение, надменность, пристрастие как одной к другой, так и ко внешним, или родственникам, или другим соблазнам.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!