К всем отсутствующим братиям (II, 22) 5 страница



 

359. К утверждающим, что Христос неизобразим (II, 33)[1099]

 

[Col. 1205] Кто говорит, что Христос по телесному виду неизобразим, тот, конечно, пользуясь каким‑нибудь естественным доводом и логическим доказательством, защищает это для утверждения истины и для просвещения несведущих. Итак, пусть он, выступив, научит, какое у него есть естественное основание и какая причина такой неизобразимости. Разве [Христос] не принял нашего образа? Разве тело Его не было составлено из костей? Разве зеницы[1100] очей Его не были ограждены ресницами и бровями? Разве уши Его не были устроены с извилистыми проходами? Разве ноздри Его не были приспособлены к обонянию? Разве Он не был одарен цветущими ланитами? Разве устами и языком, губами и зубами Он не произносил слов, не ел и не пил? Разве Он не был снабжен суставами плеч, локтей и рук? Разве Он не имел от природы груди и спины, голеней и ног? Разве Он не возрастал со временем, укрепляясь и преуспевая возрастом (см. Лк. 2:52)? Разве Он не совершал движения при хождении – вверх, вниз, внутрь, вне, направо, налево, кругом? Разве Он не подлежал трудам [Col. 1208] и скорбям и другим безукоризненным (αδιαβλητοις) страстям, не имел волос на голове и не облекал всё тело хитоном? Если же Он несомненно являлся в этом, что всё вместе составляет истинного человека и изображение чего в телесном виде служит неложным образом его, без которого и не может существовать всякое сложное тело, как осязаемое и имеющее цвет, – то не крайняя ли слепота и безбожная дерзость утверждать, будто Христос, сделавшийся единосущным и подобным нам во всем, неизобразим? Как же по уничтожении изобразимости не уничтожатся и все соответственные качества? Свойство (ή ιδιοτης) неизменно, говорит [Григорий] Богослов[1101]. Или как качество может быть изменяющимся и прекращающимся? Пусть объяснит это противник.

 

360. К чаду Тимофею <260>[1102]

 

(494) <p. 211> Терпя, потерпи Господа (Пс. 39:2), возлюбленное мое чадо Тимофей, ибо написано: если терпим, то с Ним и царствовать будем (2 Тим. 2:12). Какое великое обетование стать царем на небе, если совершишь мученичество за исповедание Господа. Сказанное пусть не кажется тебе странным. Апостол и Богослов говорит: соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему (Откр. 1:6). Зачем и говорить об этом? Бог повелел человеку быть даже богом. Азрех: бози есте и сынове Вышняго вси (Пс. 81:6). Таким образом, этого достоинства достигает [всякий], кто не умер от греха и не подпал нечестию.

Поэтому, брат, будем стоять, не умрем смертью греха, чтобы сделаться богами и царями. К тому же темницы, горести, стеснения, голод, огонь, меч, тысяча [родов] смерти – ничто не может отлучить от любви Божией (Рим. 8:35). Пусть нечестивцы прибегают к каким угодно мучениям. У меня решительно нет сил, а по грехам недостаток во всем. Но слово истины [в силах] доказать, что требуется. Благодатью Христовой ты начал это и, как слышу, обнаруживаешь в этом большую ревность.

Но молись и обо мне, гнусном, чтобы я поревновал идти вслед за тобой. Живущий при мне приветствует тебя.

 

361. К монаху Василию <261>[1103]

 

Что это за звезда благочестия воссияла над нами с Запада? От нее [идут] светлое сияние слова и блестящие лучи жизни. Твой восход как восход солнечный, твои исповедания мученические, хотя по снисхождению Исповедуемого тебе доселе и не дано принять участие в подвиге бичевания, может быть, для того, чтобы запозданием (495) дара Благой Бог способствовал возжжению в твоей душе более сильного стремления получить его. Подобно этому и матери, помимо детей одаряя прочих родственников, тем разжигают [в детях] стремление к получению даров. А с другой стороны, [это делается,] может быть, и с той целью, чтобы на будущее время не исчезла <p. 212> кровь мученическая, которою и время просвещается, и почва освящается, и утверждается общество православных.

 

Кровь мученическая.

 

Я рад и поздравляю тебя со внесением в список исповедников. Обняв духом так же, как бы видел тебя воочию, целую тебя, ценю тебя как единомышленника, как отца или, по крайней мере, брата, но не так, как ты из большого смиренномудрия говоришь, – на тебя смотрю и ухаживаю и в присутствии Невидимого Бога подаю руку мученику для того, чтобы нам одинаково мыслить и исповедывать даже до крови, а не как‑нибудь и не отрекаться от создавшего нас Христа Бога нашего, ни от Богородицы, ни от кого из святых. Ведь ясно, что при отвержении чьего‑либо образа отрицается и сам изображаемый, ибо и первообраз, и образ суть одно и то же по чести и по силе. А если это так, как говорят богоносные [отцы], то, разумеется, и в положительном, и в отрицательном смысле. Равным образом не отвергается ли Животворящий Крест, когда оскорбляется его образ? Ясно, что отвергается. Разве и Христос не низлагается, если возражают против Его образа? Безусловно, низлагается. Что говорит Господь? Отвергающийся вас Меня отвергается (Лк. 10:16). Человек есть образ Бога, но искусственное изображение Его в телесном виде есть [образ] более близкий, чем человек, потому что между образом и первообразом Христа больше сходства, чем между различной у каждого степенью усвоения Божества [и Самым Божеством], хотя и принято в известном смысле говорить о [бого]подобии. Следовательно, в производном смысле Господь [как бы так] сказал: «Отвергающий Мою икону Меня отвергает»; иначе и быть не может, хотя с этим не согласны отрекшиеся от Христа.

 

Между Христом и Его иконой больше сходства, чем между Богом и человеком.

 

На этом остановимся, чтобы не слишком увеличивать размеры письма. Оставь, святой, похвалы касательно меня, ибо я не имею и не совершил ничего хорошего, но молись о моем ничтожестве. А что наш ученик, брат Ипатий, заслуживает похвалы, это достоинство отрасли, а не корня, ибо очень часто, особенно в вопросах воли, и от дурного корня произрастают прямые ветви.

 

362. К игумену Макарию <262>[1104]

 

(496) <p. 213> Достаточно времени прошло в молчании, и потому считаю нужным обратиться к твоему отеческому преподобию с жалким, но все же любезным словом. Кто в наших глазах к Господу ближе тебя, блистающего и жизнью, и словом и, прибавлю, издавна связанного с нами одинаковыми страданиями?

 

Признаки пришествия антихриста.

 

Как ты, лучший из отцов, смотришь на современные события? Не вступление ли это к пришествию антихриста? Изъят из среды Христос в Своем изображении, равно как и Матерь и слуги Его, а это признак иудейства или язычества. Управляют не пастыри, а волки (ср. Ин. 10:11–12), имея таких же в своем распоряжении. Если же где‑нибудь случайно окажется овца Христова, они спешат отдать ее на растерзание зверям. Двое из моих прежних учеников[1105], теперь безбожно пастырствуя, неистовствуют сильнее прочих: одних из своих соучеников они поглощают, увлекая их в ересь, иных наказывают сильнее, чем всякого другого. Нужно ли перечислять? Всё смешалось и разорено [теперь], когда прежнее зло сплелось с нынешним нечестием, всё более и более растущим.

Для чего я высказал это? С одной стороны, для того, чтобы найти облегчение в жалобе на [смущающие] мою смиренную душу печали; а с другой стороны, чтобы побудить твою святость быть более упорным в бдении над словом [Православия] и молиться Благому Богу нашему об отрешении предержащих. Я уверен, что Человеколюбец смягчится, ибо ты праведен.

 

363. К игумену Константину <263>[1106]

 

К прежнему письму присоединяю и это и обращаюсь к твоей отеческой святости, к которой я отношусь со всем любезным расположением ввиду не только еще с самого начала установившихся между нами отношений во Христе, (497) но и одинаковых наших страданий в мученичестве за Христа. Я слышал, что ты сначала прекрасно и горячо подвизался в исповедании в столице, затем был сослан во Фракию, <p. 214> а теперь снова взят и препровожден в Византий. О, блаженный, ты проходишь путем благочестия.

Но радуйся, ибо тебе готовятся навек богосплетенные венцы и нетленные награды. Изреки и нам, смиренным, слова жизни. Таковы, хотя и вкратце изложенные, твои деяния. [Так ли это] или нет, но ты не оставляй усиленной молитвы обо мне, негодном, чтобы я спасся.

 

364. К Михаилу, [епископу] Синадскому <264>[1107]

 

Я давно узнал, что разрушители благочестия перевели тебя, столп и утверждение истины (ср. 1 Тим. 3:15), из прежнего заключения[1108] и держат [теперь] в столице. И хотел было написать твоему блаженству, но сдерживал себя потому, что уже несколько раз я обращался [к тебе], но не удостаивался ответа. Но так как я решил, что для меня, малого и ничтожного, очень много значит услышать от тебя даже одно приветствие, которое я теперь письменно получил через твоего сподвижника, отца моего святого [игумена монастыря] Кафарского (των ΚαΒαρα)[1109], я радостно воспользовался этим, как поводом написать. Письмо, [конечно,] не принесет никакой пользы богосовершенной твоей добродетели, ибо я беден и презрен, но доставит утешение мне, грешному, как сыну – беседа с достолюбезным отцом, мужественно подвизающимся за Христа. Представляю себе место, в котором ты содержишься[1110], [это] особенное место казней не по самому положению, а по злобности державного. Так в одно место сошлись испытанный палач с еще более испытанным борцом. Это зрелище [обще]доступно нечестивцам, [как возбуждающее] надежду (498) достигнуть желаемого, которую Господь да отвратит, а нам – как призыв к борьбе. Разве не так? [Оно есть] даже школа изощряемых в мужестве на подвиги.

Вот мое краткое обращение к тебе, святейший и вместе любезнейший. Прими его со снисхождением и воздай мне святыми своими молитвами о спасении души.

 

365. К чаду Тифоию <265>

 

<p. 215> Твое письмо, брат, хорошо и прилично: в нем нет многословия, но не упущено ничто важное. Поэтому, прочитав его с радостью, я благословил тебя и молитвенно пожелал тебе быть неизменным и в слове, и в деле. Итак, собирай силы и мужайся, всегда приготовляя себя к смерти ради Господа, упражняясь в чтении, в познании догматов истины, и именно [догматов] нашего благочестия. Радуйся и не огорчайся, а благодари Христа, Которому было угодно, чтобы ты достиг такой степени исповедания Его, за которой следует вечная жизнь и неизреченная радость (ср. 1 Пет. 1:8), хотя бы нам пришлось подвергнуться лишению членов, не говоря уже о том, если подвергнемся заключению и одиночному, холоду, голоду. Кто не подготовился таким образом, высыхает, как трава, то есть падает (ср. Ис. 40:7), как отпали отпавшие.

А ты, чадо мое, стой, переноси страдания, как добрый воин Христа (2 Тим. 2:3), соверши свое исповедание, простирая руку, как я и [раньше] написал, прежде всего братьям Студийского монастыря, если они еще остаются там о Господе, ибо они прежде всего имеют к тебе отношение, как сподвижники и спутники. Господь да обратит тебя в золото по чистоте твоего сердца. Молись, возлюбленный, о нас, грешных.

 

366. К чаду Силуану <266>

 

(499) Я восхвалил Бога моего, чадо, узнав из письма о твоем здоровье. Я рад, и даже очень, что ты избежал столичных, присоединившись к брату своему Лукиану, и что живете в месте, где совершенно нет шума, волнения и еретического пламени. [Наоборот,] там царят спокойствие и тишина, от которых в душе возникают добрые привычки, в частности, у тебя – заслуживающее награды дружелюбное чувство печали о нем и утешение у меня, относящегося [к этому] не безразлично. Благословен ты, возлюбленный. Господь да пошлет Свое Промышление о вашем обществе. Да будет ваше дело преподобно. Молитесь и о нас, грешных, чтобы мы были спасены во всем.

 

367. К чадам Еводию и Иоанну <267>

 

 

Мирская радость и огорчение за Господа.

 

<p. 216> Благодаря небольшой записке о вашем здравии и спасении мы как бы воочию увидели вашу двоицу и радуемся, что вы живете о Господе, хотя и в огорчениях. А разве не так? Ведь [вы] в гонении. Но надежда да облегчает огорченного. Кто радуется мирской радостью, не возрадуется на небесах, но и никто, здесь терпящий огорчения ради Господа, не лишится вечного веселия. Взаимно утверждайте друг друга, убеждайте, ограждайте, будьте тверды в образе мыслей, чтобы стать и в деле, и в слове рабами Божиими, достойными богообетованного блаженства.

Пишите неопустительно, чтобы на каждое свое письмо получать и ответ. Молитесь о спасении и нас, грешных.

 

368. К чаду Симеону <268>[1111]

 

(500) Прочитав твое письмо и узнав, где ты живешь, возлюбленное чадо, и как, со сколькими и какими именно братьями, я, смиренный, вполне успокоился, благословил и тех и других, а прежде всего тебя, хорошего руководителя, вследствие доброго твоего состояния взявшего на себя руководство и других. Итак, продолжайте жить в единомыслии и мире, проводя время гонения во спасение и блаженство. Ведь Господь в Евангелии вас назвал блаженными (см.: Мф. 5:10–11). Царство Небесное есть великая слава, высшая надежда.

Прошу вас, стойте, братия мои, стойте непобедимыми от врагов видимых и невидимых; готовьтесь на случай, если вас схватят, чтобы силой Божией оказаться торжествующими победителями, подобно многим из наших братьев. Но пока Богу угодно, чтобы вы оставались на свободе, продолжайте жить хорошо, с одной стороны, относясь друг к другу с любовью и без дерзостей, с другой – подчиняясь друг другу в страхе Христовом (ср. Еф. 5:21), разумеется, по примеру главы – тебя, брат. Ведь всё, что не имеет главы и начала, беспорядочно и полно волнений; да будем далеки от этого. Молитесь о мире Церкви Божией, о всех рассеянных наших братьях, а особенно о живущих в <p. 217> Студийском монастыре [братьях], которых безбожный Леонтий притесняет и очень огорчает и которые все‑таки сильно ему противодействуют, а наконец, и о нас, грешных, чтобы мы спасались о Господе. Брат ваш Николай весьма много приветствует.

 

369. К мирянину Константину <269>[1112]

 

(501) За всё, что ты прислал моему смирению, человече Божий, лилия Православия, пламенный друг, да будет Божие благословение на тебе и на всем твоем доме. Аще стяжеши друга, во искушении стяжи его, как говорит Писание (Сир. 6:7), ибо он становится общником [твоей] печали, хранителем веры, и его достоинствам нет меры. Таков ты в своих словах и в делах, которыми их подтверждаешь. Но, прошу тебя, оставь, не утруждай себя слишком. А если не можешь, также да не оставит тебя Благой Бог Своими невидимыми благодеяниями. Он да соблюдет тебя вместе со всем твоим домом невредимым.

 

370. К Кассии <270>[1113]

 

И мудро, и разумно всё, что твоя добродетельность опять сказала нам, поэтому мы с полным правом удивились и возблагодарили Господа, встретив такой ум в юной девице. Правда, это непохоже на бывших прежде, ибо мы, нынешние, и мужчины и женщины, бесконечно много уступаем им и в мудрости, и в образованности. Во всяком случае, в настоящее время ты сильно выдаешься. Слово – твое украшение больше, чем всякое тленное благолепие. Но замечательно, что у тебя со словом согласуется и жизнь, и ты не обнаруживаешь односторонности ни в одном, ни в другом отношении, ибо решилась пострадать за Христа в это гонение. Ты не ограничилась бывшим бичеванием, но опять, не будучи в силах противостоять, охвачена горячей любовью к доброму исповеданию, в котором пламеней всегда. Ты действительно знаешь, что добро, или что красно (Пс. 132:1), именно – страдать за истину и отличаться мученичеством. Золото и серебро, слава и благолепие и всякое (502) земное мнимое благополучие <p. 218> есть ничто, хотя и называются добром, ибо они мимолетны и исчезают, подобны сновидению и тени.

Что же дальше? [Следует] избрание монашеской жизни, которую ты обещаешь принять по прекращении гонений. Хотя это и дивно, но меня не поразило [твое решение]. Почему? Потому что о последующем всякий может заключать по предыдущему. Доказательство может идти и обратно. Если [виден] дым, конечно, покажется и огонь. И в данном случае, если есть исповедание Христа, ясно, что воссияет и жизнь в монашеском совершенстве. Как ты блаженна в обоих отношениях! Но не жди, чтобы я возложил на тебя руку, [чтобы постричь в монахини,] ибо я грешен; пусть лучше это сделает тот, от священного возложения руки которого ты освятишься.

Низко кланяюсь, как матери света, той, которая произвела тебя на свет и возродила в истинном свете. Получив ее дары, равно как и твои, я принес в дар Господу моему благодарение и молитву за вас обеих. Однако я очень отяготил вас. Но от духовной тяготы да освободит вас Берущий на Себя грех мира (Ин. 1:29).

 

371. К игумену Макарию <271>[1114]

 

Я сильно хотел узнать, куда переведено и где содержится твое преподобие. А когда получил твое письмо и узнал, то, смиренный, исполнился радости и до прочтения [его]. А прочитав, мог ли я не торжествовать, ибо, мой возлюбленный отец, ты живешь о Господе, подвизаясь добрым подвигом, идя божественным путем и, по апостольскому слову (2 Тим. 4:7), соблюдая веру? Блажен ты, согласно со своим именем, Макарий[1115], и похвален твой подвиг, и прежде известный, и теперь слышимый, ибо ты ничего не предпочел любви Божией (503) и не увлекся обещаниями, которые теперь притворно дает император. Тебя не поразили и угрозы, отвергнутые [тобой]. Но ты остался верным воином Христовым (ср. 2 Тим. 2:3), священным исповедником, мучеником еще при жизни, не посрамив прежнего своего жития, – наоборот, в сильнейшей степени прославил его настоящими [своими делами].

А наши дела совсем не в таком состоянии, как ты, мужественнейший отец, говоришь из любви [к нам] и крайнего своего смирения, но [обстоят] так, как мы в своей совести сознаем. Как же? [А вот как:] <p. 219> мы недостойны и причислиться к вам, по множеству своих грехов. Впрочем, пока мы еще держимся. Как возлюбленные отвергли [еретическое предложение] и как думающие о себе высоко поступили наоборот? Их нет нужды перечислять. Их и так знает твоя святость. Я прибавил бы: и враги человеку – домашние его (Мф. 10:36). Авессалом[1116] не одинок: [таких] много. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2 Тим. 3:13). Пещеры полны гонимых, великое таинство благочестия (ср. 1 Тим. 3:16) подвергается осмеянию, издеваются над изображением Христа, Его Матери и слуг.

Об этом ли не жалеть и не плакать? Но, священнейший, простри руку в молитве о разгромленной Церкви, дабы Господь, восстав как бы от сна (ср. Мф.8:24), запретил мысленной буре и послал тихую миротворящую погоду. Молись и о твоем сыне и также о состоящем при мне брате, приветствующем тебя, чтобы мы спаслись о Господе.

 

372. К патриции Ирине <272>[1117]

 

Зачем я утруждаю тебя, боголюбивая покровительница монахов? Твои подарки превышают мое достоинство. Достаточно было бы прежних и предыдущих – они часты (504) и обильны. К чему же и эти? Ты уподобилась пиявице Соломоновой (Притч. 30:15), не знающей пределов в благодеяниях и для напитания других как бы источающей свою кровь. За тобой известно не одно это, но вместе с этим и много других свойств: ревность, пламенность, любовь к Богу. Хотя мы немного поскользнулись, но нужно покаяться и продолжать идти путем Господним. Отложи печаль, воспринимай духовную радость, ибо близок Господь ожидающим Его (ср. Пс. 144:9, 18), так что, когда мы еще говорим слова молитвы, Он [уже] отвечает: «Вот, Я здесь».


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!