К всем отсутствующим братиям (II, 22) 4 страница



 

Общение с еретиками – вражда с Богом

 

[Col. 1205] Вопрос о пресвитере, который кажется православным, но вкушает, как ты сказал, пищу вместе с [неправославным] епископом[1082]. Если он прекратит такое сопиршество, с [принятием] епитимии отлучения от священнослужения на некоторое время с тем, чтобы более не впадал в такой грех, то он может получить исцеление к совершению богослужения; а если он станет поступать безразлично, то не может послужить искуплением человеку богатство его; надобно избегать вместе с приношениями в дар и еретического приобщения и прочих греховных дел, чтобы не отдавать добра и взамен не получать зла, как, например, отдавать свет и получать тьму. Хотя бы кто предлагал даже все богатства мира и между тем имел общение с ересью, он не друг Божий, а враг. И что я говорю о приобщении? Кто имеет общение с еретиками и в пище, и в питии, и в дружбе, тот виновен. Это слова Златоуста и всякого святого. Как же это – невольное, а не [добровольное] дело, если кто кажется православным, а между тем имеет общение (481) с ересью? Невольное дело бывает тогда, когда кто‑нибудь, насильно раскрыв рот православному, вольет еретическое причастие, что делали древние еретики и делают, как я узнал, нынешние христоборцы. Вступать в общение самому от себя – это дело добровольное; если же кто по страху, ибо в этом [заключается] вопрос, – то и в таком случае он не может иметь оправдание. Ибо сказано: не бойтесь убивающих тело (Мф. 10:28), но Бога, Который может и тело и душу ввергнуть в геенну вечного огня. Слышали? Поистине целый мир недостоин одной души[1083], сохраняющей себя непричастною и еретического приобщения, и всякого зла. А причастные к тому и другому равноценны траве, дровам, соломе, которые сожжет испытующий огонь Суда, а виновников этого соблюдет сожигаемыми, но не очищаемыми вовеки.

 

341. К чаду Феодулу <242>[1084]

 

Я чувствую радость, чадо мое, получив твои письма. Жаль только, что ты в таких трудах и в тюрьме. Но должно терпеть всё, ибо это ради Христа. А не увлечет ли за собой твоего сожителя‑брата неблагодарный ученик и предатель истины Леонтий? Ведь он получил и Воскитион[1085], как Иуда, наследовавший виселицу (ср. Мф. 27:5), и стал притеснять там живущих братьев. Я думаю, то же сделает и с тобою.

Но, брат <p. 202> мой, по примеру блаженных братьев стой даже до крови (ср. Евр. 12:4), чтобы вместе с ними спастись о Господе. Горячо молись обо мне. Приветствуй брата.

 

342. К чаду Симеону <243>[1086]

 

(482) Только сейчас собрался написать тебе, чадо мое возлюбленное. Братья сообщат о причине замедления. О чем ты раньше написал, я прочел и согласился со всем, ибо это [вытекает] из доброго расположения. Похвально, что ты хорошо живешь во спасение себе и сожителям своим и в назидание внешним, не обнаруживая непоседливости и склонности к блужданиям, а переживая гонение в спокойствии, с чувством благодарности и терпением. Поэтому ты стал любезен и для своих хозяев, и для слушателей. Так продолжай свое дело, умудряясь божественным, просвещая умы, избегая врага, приближаясь к Богу, чтобы, достигнув Его, наследовать Царство Небесное. Как и раньше я писал тебе, если кто из братьев дурно ведет себя, окажи помощь, или написав, или [лично] отправившись к нему. Акакий, твой племянник по плоти, состоит в числе служащих мне и написал мне. Ведь эконом[1087] схвачен.

Молись обо мне, грешном. Живущий при мне брат[1088] приветствует. Приветствую твое братство. Господь с тобою.

 

343. К чаду Евфимию <244>

 

Радуйся о Господе, добрый Евфимий. Через письмо я удостоился опять увидеть тебя и обнять – как мое око, как сердце, как сына света, как исповедника Христова. А почему поздно, письмоносец скажет о причинах. Нужно еще терпеть. Поэтому, брат, будем долготерпеливы, чтобы получить обетования Божии, живя во славу Божию, благообразно, с тщательным соблюдением всех заповедей Его.

(483) Молись обо мне, грешном, да спасусь. Мой брат приветствует тебя. Господь с тобою.

 

344. К чаду Ефрему <245>

 

<p. 203> Благодать тебе от Господа, чадо Ефрем. Вот опять я навещаю тебя чрез письмо. Как ты живешь? Как терпишь? Как [идет] твое дело? Я знаю, что хорошо, ибо изгнание и заключение – ради Христа. Я опоздал с посещением, но о причине сообщат братья. Терпя, потерпи Господа (Пс. 39:2). Неотступно проводи каждый день, как воин Христов (ср. 2 Тим. 2:3), отгоняя помышления, просвещая душу памятованием о Боге и вечных благах. Мир есть сновидение, а добродетель жива [вечно]. Будем стремиться к ней, чтобы Бог прославился в нас и мы спаслись.

Молись обо мне, грешном. Брат Николай приветствует тебя. Господь с тобою.

 

345. К чаду Афродисию <246>

 

Добро, чадо мое Афродисий, добро, чадо мое возлюбленное. Мир тебе от Господа, на Которого твоя надежда, ради Которого изгнание и заключение. Как, хорошо ли ты себя чувствуешь? Терпя, терпишь ли Господа (ср. Пс. 39:2)? Да внимает Он тебе, да слышит твою мольбу, охраняя и покрывая тебя как зеницу ока.

Почему посещение запоздало, сообщит брат. Стой еще, будь долготерпелив, молись еще; Господь ускорит посетить (484) народ Свой. Только бы мы служили Ему со страхом и трепетом (ср. Пс. 2:11). Видящим и слушающим тебя яви себя ангелом во плоти, богоявленным светилом, чтобы чрез тебя прославился Бог (ср. 1 Пет. 4:11). Молись и о спасении меня, грешника. Приветствует тебя живущий при мне брат. Господь с тобою.

 

346. К чаду Иперехию <247>

 

Благо, благо, Иперехий, чадо мое. Перенеси, перенеси трудное время, изгнание, угнетение. Почему посещение опоздало, расскажут братья. Впрочем, я еще раз послал тебе письмо, в котором дал тебе свое прощение. И ныне Бог да простит тебя и за то и за всё.

Отложи печаль. Каждый отец и наказывает, и опять утешает. <p. 204> А невоспитанный и ненаказанный не имеет никакой ценности. А ты будь полезным, испытанным, как и пострадал ради Христа. Следи за собою, чадо, какое место жительства себе выбираешь, как живешь, избегай поводов к падению, средств и мест [падения], чтобы тебе, как сыну света (ср. Ин. 12:36), спастись. Потерпи еще. Молись обо мне, грешном. Приветствует тебя живущий со мною. Господь с тобою.

 

347. К чаду Аммону <248>[1089]

 

(485) Добрый Аммон, радуйся радостью великою, ибо твое изгнание и заключение – за Христа. Вот я опять пишу. А если несколько поздно, о причине сообщат братья. Однако я всегда взираю на тебя духом и молюсь о твоем спасении. Делай то же и обо мне, грешном. Одинок ли ты или [живешь] с братом? Очень желаю, чтобы он был с тобою, ибо и он, подобно тебе, есть мое чадо. С радостью слышу, что ты хорошо живешь и хорошо обращаешься. Будь таким в еще большей степени в качестве доброго примера для своих братьев. Наше дело, как мучеников Христовых, должно сиять для всех во славу Божию. Да будет тебе от Господа сила, милость, мир, благословение, вечное спасение. Молись обо мне, твоем брате. Приветствует тебя живущий при мне. Господь с тобою.

 

348. К чаду Стефану <249>

 

Радуйся, честнейшее мое чадо Стефан. Да умножатся тебе от Бога благодать, милость [и] мир. Братья сообщат о причине, почему я замедлил с посещением. Всегда, даже если и не пишу, имею тебя в сердце. Итак, мужайся и укрепляйся о Господе, мужественно перенося ради будущих благ нынешние печальные обстоятельства. Благодушно день за днем шествуй по правому пути Божию, отгоняй страсти, очищай сердце, благоугождай Богу, Которому ты принес себя в жертву, ради Которого подвергся бичеванию и изгнанию. Если до конца терпеливо будешь ожидать Его, Он воздаст тебе в качестве награды Царство Свое.

Молись о нас. Приветствует [тебя] находящийся при мне брат. Господь с тобою.

 

349. К чаду Симеону <250>

 

(486) <p. 205> Радуйся, чадо мое Симеон. Вот опять к тебе [мое] слово, а почему несколько поздно, расскажут братья. Как ты чувствуешь себя, как живешь? Смотри, чадо, на деле Божием, которое тебе даровано Им, созидай доброе обращение, надежду, долготерпение, твердость в заключении. Я слышал, что ты делаешь выходы, и опечалился, ибо это не есть воля (θέλημα) Божия и не полезно для души твоей. Христос призвал тебя на мученичество, а не на врачевание тел, на то, чтобы сидеть [на одном месте] и очищать себя от всякого зла, а не на то, чтобы блуждать и гоняться за несбыточным.

Не огорчайся, чадо мое, что делаю тебе замечание, а блюди себя отныне, благоугождай Богу и молись обо мне, грешном. Брат Николай приветствует тебя. Господь с тобою.

 

350. К чаду Парфению <251>

 

Радуйся, желанное мое чадо, добрый Парфений, сын истинного света (ср. Ин. 12:36). Опять беседую с тобою через письмо, опять вижу и обнимаю тебя. Причину опоздания сообщат братья. Но память о тебе не исчезает у меня из сердца. Молюсь, чтобы ты пребывал целым, уготованным на всякое благое дело. Как прекрасен твой путь – исповедание Христа. Как похвально твое терпение, ибо оно дарует Царство Небесное.

Не падай же духом, сын мой, потерпи еще немного. Господь близок к ожидающим Его (ср. Пс. 144:9; 18). Как велика будет твоя радость (487) при разлуке с местом или телом. Но теперь кто достоин второго? Бойся Бога, будь к себе внимателен, ненавидь наслаждение как [явление] очень болезненное. Люби Бога как единственную радость, и Он да соблюдет тебя в целости до конца. Молись обо мне, грешном. Приветствует тебя находящийся при мне брат. Господь с тобою.

 

351. К чаду Игисиму <252>

 

Благодать тебе от Бога, Игисим, возлюбленное мое чадо. Я поздно посещаю <p. 206> тебя, но о причине скажут братья. Прошу и молю тебя, выноси и терпи свое изгнание и заключение. Наблюдай за местом и образом своей жизни, чтобы она была о Господе. Следи за невидимыми врагами, чтобы они не проникли в тебя через принятие лукавых помышлений. Если мы не будем уступчивы, то нам предстоит [хотя и] ежедневная брань, но и [ежедневное] увенчание.

 

Невидимая борьба.

 

Так живи, как Ангел, как мученик Христов. Если даже враг превозможет или ранит тебя, поскорее восстань, очистись, утвердись. И выйдя таким образом [из опасного положения], спасайся, молясь и обо мне, грешном. Живущие при мне приветствуют тебя. Господь с тобою.

 

352. К чаду Дорофею <253>

 

Будь благословен от Господа, чадо мое Дорофей. Благодать тебе и милость, сила и крепость. О [причине] замедления с посещением скажут братья. Наблюдай, брат, [в какой среде] ты вращаешься, как живешь. Не (488) отчаивайся, но терпи; не падай духом, а жди; не открывай доступа лукавым помышлениям, но, если восстанут, противостань, напрягай против них все усилия, и они, во имя Господа, отойдут, обратятся в бегство. Пой известные тебе псалмы. Молись почаще: в сердце – со страхом Божиим, на устах – со славой Божией, чтобы был соблюден неприкосновенным.

Наконец, молись обо мне, грешном. Живущий при мне брат приветствует. Господь с тобою.

 

353. К чаду Петру <254>[1090]

 

Ты не перестаешь в каждом своем письме хвалить нас, недостойных. А мы, чувствуя свои недостатки, скорее стенаем, чем радуемся, ибо мы не таковы [как ты нас изображаешь]. Однако, чадо возлюбленное, мы принимаем твою веру, из которой и [проистекают] эти твои слова. Ответ, который ты от меня просил, в особой заметке я сообщил всем вообще, ибо многие спрашивают о том же, а каждому отдельно отвечать мне трудно. Молись более горячо о моем смирении, чтобы я, грешный, был спасен о Господе. Опять получил от тебя посылки. Когда же перестанешь? Пусть <p. 207> Господь воздаст тебе всё, чего ты желаешь.

Приветствует тебя живущий при мне, а я – живущих при тебе.

 

354. К эконому [монастыря] Символов <255>[1091]

 

Получил письмо от твоей любви, прочел его и познал твое смиренномудрие, ради которого Бог возвышает любящих (489) Его. Поэтому и ты удостоился в нынешнее мученичество стать общником Его страстей. А что христоборцы, побежденные твердым твоим терпением, отпустили тебя, это совсем не позор, а победа для тебя. Благоугождай Богу на месте, где живешь. Когда кто‑нибудь по совести подвизается и очищает себя от восстающих демонских помышлений, то это есть ежедневное мученичество.

 

Ежедневное мученичество.

 

Будь всегда благодушен, в добром здоровье и доброй славе. Не забывай молиться обо мне, грешном. Кланяюсь живущим при тебе братьям.

 

355. К Иосифу, брату и архиепископу <256>[1092]

 

Когда я услышал твой голос, о многожеланный, возликовал мой смиренный дух, мне показалось, что вижу тебя воочию, всецело прилепившись твоему священному лицу, черты которого никогда не покидают меня и не покинут, даже если бы имеющие власть разлучить нас телесно сослали тебя далеко за Гадес[1093]. Это потому, что любовь [моя] стремится [к тебе], как само собою понятно. А ты, святейший, любя и восхваляя нас, как брат, и не можешь допустить в нас недостатка, [достойного] порицания, ибо это противоречит естественным условиям. Иначе мог ли бы ты, расточая похвалы, нарушать истину? Как ты знаешь, я грешен, сам нуждаюсь в свете и не сияю, терплю ради Христа ничуть не больше твоего и всякого другого, теперь оказывающего сопротивление.

О, если бы хотя столько же! В какое положение привел Господь нашу Церковь, как испытываются все, как будто в горниле! И, однако, мало оказалось золотых, а почти все свинцовые. Ведь Господь сказал: и враги человеку – домашние его (Мф. 10:36). Возьми, [например,] прежде всего Леонтия. Он, как дикий зверь, <p. 208> преследует своих соучеников и опустошает церкви Божии (ср. Гал. 1:13). Да обратит его Господь, а нас да укрепит на предлежащий подвиг, на который (490) должно смотреть не иначе, как на мученичество за Христа, равносильное древним.

Ты еще раньше подвергся гонению за истину, заключен в темницу, в уединение, испытал много зол не раз, а дважды. Ныне переносимыми страданиями ты вступаешь на третью ступень. Тройной венец подобает тебе, преподобнейший, от Святой Троицы. Пусть Фессалоника, сверх прежнего, вечно украшается и твоими подвигами. Пусть и Феодор радуется и гордится своим братом, сам не обладая ничем похвальным. Благородство духа в том и заключается, чтобы жить по смерти. Это и есть предмет, которого мы просим у Господа. Это залог бесконечного Царства, которого вместе с тобою да сподоблюсь и я, несчастный, подражая твоему православию и правой жизни.

Живущий при мне очень низко кланяется тебе, как и я – священному Анфу.

 

356. К чаду Литоию <257>[1094]

 

Закончив опровержение [иконоборцев], я опять получил ямбы, и это доставило мне труд. Однако, чадо, ты хорошо сделал, поставив [меня] в известность о них. Средний акростих не соблюдается. Не во всех стихах он начинается с седьмого слога, но в разных различно. [Иногда] он стоит в средине следующего слога, а в таком случае это не акростих. Впрочем, посмотри, как я составил, и узнаешь точно. Получи тетради, прочти их и, переписав, тотчас верни обратно. Береги их тщательно, не говори о них нечестивцам. Это может повлечь смертную казнь. Но если кто из верных, прочитав, найдет какой‑нибудь недостаток, или несоответствующее слово, или мысль, то пусть или сам, пробежав, исправит, или лучше сообщит мне. Я написал их не без цели, но, кажется, [в стихах] заключен большой смысл истины.

Поминай нас, чадо, чтобы мы всегда спасались о Господе, как и мы делаем это относительно тебя.

 

357. К чаду Феодулу <258>[1095]

 

(491) <p. 209> Уйдя из среды, ты, чадо, нисколько не погрешил, поскольку Бог попустил этому быть, хотя [с другой стороны] это не есть дело совершенства. Впрочем, примирись с братом, с которым ты живешь и которого я приветствую. Спасайтесь оба и друг за друга в страхе Божием ходатайствуйте, скрываясь то здесь, то там, по горам и пещерам (Евр. 11:38) от еретических зверей и проходя путь блаженства. Молитесь и обо мне, грешном, чтобы спастись.

Живущий при мне приветствует.

 

358. К чаду Навкратию <259>

 

Узнав, что ты выздоровел, хотя и не окончательно, от тягчайшей болезни, с которой боролся, я, возлюбленный, возблагодарил Господа. Болезнь, посылаемая нам от Бога, промышляющего о нашей жизни, есть упражнение для нашей души, и потому нам следует относиться к ней благодушно. [Апостол] говорит: когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12:10).

 

Смысл болезни.

 

Так должно судить об этом. Откуда это неистовство жалкого Леонтия против нас, что он так сильно огорчает братьев[1096] и без чувственного кровопролития источает их кровь, иссушая их плоть? Но да исполнится слово Господне: и враги человеку – домашние его (Мф. 10:36). Разве и Господь не Своим собственным учеником был предан на смерть? Обрати внимание: подвизающиеся кому уподобляются? Христу первомученику. А мучитель на кого стал похож? Не только на неблагодарного Иуду, но и на богоубийц Пилата и Каиафу. Как ты знаешь, (492) для злого Леонтия настоящее есть последствие прошлых событий: от [покровительства] прелюбодеянию он перешел к иконоборчеству или, правильнее, к христоборству и своим нечестием так приблизился к державному, что и именем своим стал похож на него. Имя того – Лев, собственное; имя этого – Леонтий, производное, как от огня – пламя, из железа – стрекало. Но близок Господь ожидающим Его (ср. Пс. 144:9; 18), сокрушит стрекало и размягчит железо. Поэтому, брат, не станем огорчаться в страданиях, <p. 210> имея в виду, что долготерпение ведет всех любящих Бога к испытанию и умножению венцов, как издревле и с самого начала это было со святыми. Итак, пусть [это] время продолжается, умножаются мученики, испытывается неподдельное золото. Никто, не очистившись достаточным разжжением и не обнаружив твердости веры, не может быть угоден очистителю золота Богу.

 

Долготерпение.

 

А дело Евпрепиана причиняет мне, грешному, огорчение. Однако должно молиться о нем. То, о чем ты спрашивал, я и сам знаю, обстоит не так. Эти [люди], как монахи, так и монахини, вовне носящие всегда белые одежды, хотя внутри они и светоносцы, суть лишь втайне святые. Это есть один из видов икономии, так сказать, по лицемерию (παρά την υπόκρισιν) [и состоит в том, чтобы] на определенное недолгое время или на [определенном] месте менять внешность, или привычки, или обращение. К первому прибегал святой Авраамий, ко второму святой Давид, а к третьему святой Петр[1097]. Когда грозят два бедствия – падение или уклонение, лучше избрать легчайшее, то есть второе. Лучше быть тайным монахом и не касаться нечестия, хотя бы под предлогом недостаточности сил, чем быть совершенно отвергнутым.

 

Да соблюдается канон.

 

Ты через письмоносца устно передал, что в восьмой главе есть ошибка, противоречащая канону святого Петра[1098]. Я этого не знал. Да соблюдается канон. Кто такой я, несчастный, чтобы отменять законы? Однако и в прочих главах, и в тех, которых ты сейчас попросил, и в тех, которыми я отвечал на вопросы других, я советовал, но не давал правила или закона, общеобязательного по отношению к внешним. Это для меня непозволительно и не в моей власти. Я священник, хотя и (493) недостойный, а не иерарх. Лишь ему и лицам его чина принадлежит право издавать всеобщие каноны и законы.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!