Другое возражение того же еретика 20 страница



Молю твою святую душу творить память обо мне, во всех отношениях грешном, чтобы мне спастись каким‑нибудь образом.

 

274. К Иоанну, епископу Моновасийскому[950], и игумену Мефодию <193>

 

Богочтимым и духовным моим отцам Иоанну, боголюбивейшему епископу Моновасийскому, и Мефодию, благоговейнейшему игумену, – Феодор, грешный монах и игумен Студийский.

Доброе решение приняла ваша заботливая святость, уйдя от этой душетленной бури и направившись к спокойной пристани [церкви], первостепенной среди всех церквей, тем обеспечив не только свои собственные дела, но по Божественному внушению имея в виду общую пользу, что заслуживает высшей похвалы. Это показало как ваше священное письмо, так и уста возвратившихся наших возлюбленных сынов.

Но благословен Бог, и мысль внушивший, и давший средства, <p. 167> и помогший вам быть хорошо там принятыми, хотя вы бежали один пред другим как бы к Богоносному гробу (ср. Ин. 20:4). И оба вы – вестники радости, по отношению к которым стража еретиков оказалась безуспешной и [благодаря которым] наша просьба, смиренных, определеннее дошла до слуха апостольского отца, и вами обоими было запечатлено то, что по мановению перста Божия было решено в сердце апостольском. Как почетно ваше плавание, как славен подвиг, совершенный вами здесь и сделавший вашу добродетель более громкой, как если бы двумя мужами было совершено общее спасение. Не терновый исповеднический, а песенный [хвалебный] венец из богосплетенных роз [приличествует] вам – подражателю и даже, скажу, одноименному с Предтечей и истинному (406) Мефодию, ибо твое деяние есть как бы полезный для Церкви Христовой путь (μέθοδος) добродетели.

А что еще остается впереди, вы сами, мудрые, знаете, хотя бы мы и умолчали. Бог, начавший через вас благое и столь спасительное для Его Церкви дело, да доведет его до конца. Поэтому напоминаем и просим вас о том, что, как мы уверены, вы, конечно, и делаете. Не переставайте обращаться и молить, доколе не будет доведено до конца то, что боголепно внушено святому первопрестольнику. С этой целью мы и послали Евфимиана, возлюбленного нашего сына, чтобы он также был точным вестником всего того, что здесь делается. Благоволите приветствовать всех соревнователей и святых, и особенно почтеннейшего моего архимандрита[951]. Со своей стороны, и мы, где будет возможно, постараемся сообщать о вас хорошие вести и приветствовать [от вашего имени], кого прилично.

 

275. К папе[952] Александрийскому (II, 14)[953]

 

[Col. 1156] Всесвятейшему отцу отцов, светилу светил, господину моему, владыке, блаженнейшему папе Александрийскому – Феодор, нижайший пресвитер и игумен Студийский.

Величайший дар моему смирению и предмет высочайшего желания – удостоиться письменно вступить в беседу с твоею апостольскою главою, не только по ничтожеству моей малости, которая не в состоянии писать и к равным, а тем менее – к столь великой и божественной главе, но и по [трудности] пути на таком расстоянии, особенно затрудняемом языческими препятствиями[954]. Однако по благоволению Преблагого Бога мне даровано это по двум причинам: во‑первых, чтобы исполнить давнишнее желание мое, [Col. 1157] грешного, мысленно прикоснуться к священным стопам твоим, ибо иначе невозможно (407) было исполнить это желание; и во‑вторых, что еще настоятельнее нужно, чтобы сделать более известными божественнейшей главе твоей, как состраждущей членам целого Тела Церкви, случившиеся здесь бедствия, которые, как я думаю, разгласились и в крайних пределах вселенной ввиду важности этого зла.

Гонение постигло нас, блаженнейший, и тягчайшее из гонений. Некогда Ахав, ища пророка Илию, говорят, выжег все места, и этот пожар выражал ярость нечестивого (3 Цар. 18); а теперь Ахаавит по сану и по сердцу не только Илию изображенного, но и Владыку его Иисуса Христа, Господа и Бога нашего, Богородицу и всех святых тщательно разыскивает и, найдя, истребляет с великой яростью во всяком подвластном городе и селении. Поэтому жертвенники разрушены до основания, храмы Господни опустошены и в домах и в общественных местах, и в мужских и в женских обителях, древние и недавно воздвигнутые. Жалкое зрелище! Как обезображенные люди, какие‑нибудь чудовища, так представляются на вид церкви Божии, лишенные своего украшения и стоящие безобразными. Кто слыхал или видал это в прежних нечестивых делах? Вероятно, притесняющий вас араб бывает стыдливее и христолюбивее в этом отношении. Но не таков наш Тавеил (Ис. 7:6). Пощади, Господи, и не даждь совершенно достояния Твоего на укоризну (Иоил. 2:17). Изображения, начертанные на досках и на священных приношениях, он сжигает, и свитки, упоминающие о них, он осмеивает, позорит, порицает как вещи негодные, как богопротивные, которые, однако, боголюбезны и спасительны для мира.

О, кто при этом не прольет слез, кто не воздохнет из глубины сердца? Путие Сиони рыдают, яко несть ходящих по них благочестиво (Плач. 1:4); и вси уклонишася, вкупе непотребни быша (Пс. 52:4). Кажущиеся иерархами и иереями, монахи и общежительные братия, люди всякого пола и всякого возраста – одни потерпели совершенное крушение в вере, другие, если и не потонули помыслами, то, вступив в общение с еретиками по страху смерти, отчасти подвергаются той же опасности. Впрочем, еще остались некоторые, иже не преклониша колена Ваалу (3 Цар. 19:18), и их столько, сколько исчислено Господом: прежде всех первейший (408) из нас, священная глава наша[955], имеющая одинаковый сан с твоим совершенством, иерархи и иереи Господни, монахи и монахини, из которых одни испытали насмешки и бичевания, другие – узы и заключение под стражею, умеренно питаясь хлебом и водою; иные отправлены в ссылку, другие пребывают в пустынях, горах, пещерах и ущельях земли (ср. Евр. 11:38), а некоторые, потерпев бичевания, уже мученически переселились к Господу. Есть и такие, которые, быв посажены в мешок, брошены в море ночью, как сделалось известно от видевших это.

[Col. 1160] Что еще? Святые отцы наши предаются анафеме; нечестивые прославляются, дети воспитываются в нечестивом учении по данной учителям книге[956]; нет нигде прибежища для тела у жителей, невозможно произнести ни одного благочестивого слова, западня близко, так что муж опасается жены своей; доносчики и записывающие сказанное наняты императором для того именно [чтобы разузнавать], не говорит ли кто чего‑нибудь неугодного кесарю, или не уклоняется ли от общения с нечестием, или не имеет ли книги, содержащей какие‑нибудь сказания об иконах, или самой иконы, не принимает ли изгнанного, или не служит ли содержимым под стражею ради Господа; и если будет обличен в этом, тотчас схватывается, бичуется, изгоняется, так что и господа преклоняются пред рабами по страху доноса. Нам можно сказать, что несть во время сие князя, и пророка, и вождя, ни места, еже пожрети пред Господом и обрести милость (Дан. 3:38–39).

Поэтому мы, недостойные, возвещаем это святой душе твоей, как бы из уст всех защищающих истину, призывая тебя к заступлению и состраданию нам. Ибо мы уверены, что если невозможно иначе помочь, то помощью молитв ты доставишь нам великую пользу в стеснительнейших обстоятельствах, снискав благоволение Божие. А дабы ты отчасти знал, каково нечестивое учение безбожных, я приложил к письму и это в тетрадях. (409) Я, несведущий, предпринял опровергнуть это по настоянию благочестивых. Прошу же рассмотреть это божественной мудростью твоей, недостаточное исправить, ошибки мои простить и не оставить поминовением в богоугодных молитвах твоих меня, как непотребного сына[957].

 

276. К патриарху Иерусалимскому[958] (II, 15)

 

Всесвятейшему отцу отцов, светилу светил, господину моему, владыке, патриарху Иерусалимскому – Феодор, нижайший пресвитер и игумен Студийский.

Кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра? – говорит в одном месте Священное слово (Быт. 21:7). И мне, недостойному, кто мог бы сказать, что смиренное письмо мое достигнет священных рук апостольской вашей блаженнейшей главы? Однако я верую, что это сбудется; ибо не по безумному желанию, а по необходимой причине я, грешный, осмелился и послать письмо, и вместе отправить подателя письма, возлюбленного брата Дионисия, верного и способного сообщить от себя, чего недостает в письме.

 

Святая земля.

 

Итак, отсутствуя телом, но присутствуя духом, я, смиренный, вопервых, обнимаю ходящие богоугодно стопы твои, ибо это для меня благословение и освящение; потом, как бы по твоему наставлению, иду к священным местам: припадаю к божественной земле, по которой ходили Божеские стопы, к Животворящему Гробу, [Col. 1161] в котором положено было всесвятое тело Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, к месту святой Голгофы, на котором распят Господь славы (ср. 1 Кор. 2:8). Перехожу к другим местам: взираю на святой Вифлеем[959]; поклоняюсь божественным яслям (410) больше златой стамны, в которых не манна, но Хлеб жизни (Ин. 6:35) был положен; вижу святую гору, где было Божественное Преображение; гору Елеонскую, с которой вознесся на небеса Господь всех; святую Гефсиманию, в которой гроб Пречестнейшей Владычицы нашей Богородицы; и то и другое, чтобы мне слишком не распространить речи. О, как и от одного только воспоминания сообщается освящение! О, сколь многих и сколь страшных святынь является главою твое блаженство! Ты – первый из патриархов, хотя по числу и считаешься пятым. Ибо где Епископ душ и Архиерей всех и родился, и совершил все Божественные дела, и пострадал, и погребен, и воскрес, и жил, и вознесся, – там, без сомнения, высшее всех достоинство.

 

Иерусалимский патриарх.

 

Впрочем, об этом я дерзнул сказать так по любви и благоговению, а теперь обращусь к другому повествованию. Нас постигло гонение, блаженнейший, и подобное языческим гонениям. Ибо сатана, почувствовав, что уже при дверях блаженная надежда и явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит. 2:13), возжигает большее пламя ересей, предзнаменования антихристова пришествия. Что это? Нечестие, возникшее некогда при Льве и Константине и много неистовствовавшее, но низвергнутое Божественным наказанием, теперь опять возобновил одноименный и соименный нечестию император[960], и так, что затмил их неистовство. Он преследует изображенного на иконе Христа с Его Матерью и служителями и, где найдет, истребляет, сжигает. Поэтому жертвенники разрушены до основания, священные храмы обезображены, священные сосуды сожжены, нет ни одной части подвластного ему царства, оставленной без разрушения. Если кто каким‑нибудь образом обличен в сокрытии досточтимой иконы или книги, содержащей какое‑либо сказание о ней, тотчас схватывается, терзается бичами и подвергается всякому иному бедствию. Отсюда страх, трепет и ужас у всякого человека, так что брат не желает говорить (411) с братом и друг отвращается от друга. Составился собор, подтвердивший прежде бывший нечестивейший и произнесший анафему на православный[961]. Священники обуяша и Господа не взыскаша (Иер. 10:21), но подтвердили угодное Ахаву, всиуклонишася, вкупе непотребни быша (Пс. 52:3, 4), исключая совершенно немногих. Кого же? Епископов и игуменов, монахов и монахинь и самого, по благодати Божией, верховнейшего архиерея нашего[962], из которых одни подверглись бичеванию, другие отправлены в ссылку, иные заключены под стражу, а некоторые чрез эти мучения переселились ко Господу, получив победный за борьбу венец.

Что сказать о богохульстве? Осмеивается досточтимая и [Col. 1164] страшная икона Христова, как бы мерзость запустения (ср. Мф. 24:15), как бы идол заблуждения; так и всякая другая икона Владычицы и святых. Теперь, говорят, стала чистая и непорочная вера; теперь, говорят, Господь изрек мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающия сердца к Нему (Пс. 84:9), как будто не было мира с того времени, как сказал Христос: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14:27), доныне и осквернена была Церковь Его, о которой святой Павел говорит, что она не имеет пятна, или порока, или чего‑либо подобного, но свята и непорочна (Еф. 5:27). Одни потерпели совершенное кораблекрушение в вере; другие, если и не потонули помыслами, тем не менее сами погибают чрез общению с ересью; ибо и православно мыслящие от продолжительности гонения колеблются в истине, подобно омрачаемым треволнениями морскими по неопытности в плавании. Всё у нас бедственно и достойно слез. Запрещаются преданные от древних песнопения, в которых воспевается что‑нибудь об иконах; напротив, поются новые с явно выраженным нечестивым учением, преподаваемым и детям учителями. Самое безбожное извращение всего. Мы стали, точнее сказать, яко Содом и Гоморра по грехам нашим (Ис. 1:9), и буря ереси ежедневно всё более и более поднимается, а того, кто возбудил бы Христа Бога нашего для укрощения этого свирепого моря, не находится (ср. Мк. 4:38).

(412) Будь же ты, блаженнейший, для нас одним из двенадцати апостолов: возбуди недремлющее Око, с премудрой целью почивающее, ибо мы совершенно погибаем. Если есть какое‑либо и другое средство помощи для уврачевания немощных, то ты, как опытный, поспеши. Так просим, святейший, убеждаем, умоляем. Мы – твои члены, ибо все верные – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12:27). Внуши и прочим святым отцам нашим подать ходатайственную руку, дабы чрез посредство многих лиц оказана была нам милость от Бога. Для этого и написано письмо, и податель письма послан по желанию всех, хотя одни только мы, нижайшие, восполняем лице их. А чтобы верховность твоя отчасти знала, каково учение безбожных, я приложил к письму и это в тетрадях. Я, несведущий, предпринял опровергнуть его по настоянию других. Прошу же рассмотреть это богомудростью твоею, недостаточное исправить и ошибки мои простить; также и сослужителя нашего брата снарядить для доставления посланных нами писем к другим святым и затем, по благоволению Божию, в обратный путь сюда.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!