Другое возражение того же еретика 17 страница



 

235. К чаду Виссариону <156>[895]

 

 

Христов образ есть Сам Христос.

 

Письмо твое, чадо, я прочел с удовольствием, ибо узнал оттуда о твоем здоровье, терпении и утешении. Блажен ты, <p. 139> Виссарион, чадо мое, страдающий за Христа, осужденный нечестивцами на темничное заключение; оно для тебя слава и венец. Что испытывают, по твоему мнению, критяне, узнав, что ты – исповедник Христов? Ты прославил свой род, отечество, меня, недостойного, и, конечно, своих братьев. Изощряйся в познании Божественных истин, заграждай уста нападающих на тебя еретиков, ибо Христов образ есть Сам Христос, [конечно] не по природе, а по имени, ради которого почитается, и наоборот[896]. Также Богоматери, так и каждого из святых. В терпении своем стяжай себе награду. Поминай и меня, грешного, чтобы мне достигнуть совершенного спасения.

 

236. К чаду Ипатию <157>

 

(370) В письмах твоих, чадо, мне понравилось, что ты стремишься и любишь то именно, что и я люблю о Господе. Поэтому я принимаю и прежнее твое предложение, и позднейшее смирение. Итак, чадо, благоугождай Богу вместе с братом Лукианом. Неприлично да и соблазнительно жить вам отдельно не только потому, что вы братья, но еще и потому, что вы [и так] от меня далеки. Разве этого недостаточно, что, кроме одной, [нужна] вторая разлука? О, какое зло! Прошу [вас], не [делайте этого], хотя бы наперекор диаволу, завидующему вашему единодушию и внушающему вражду или сближение [с другими], чтобы таким или иным путем добиться вашей разлуки. Но мы, проникая в его замыслы, приневолим свои природные [склонности] и путем смирения привлечем к себе милость Божию, чтобы нам не разлучаться. Так да будет с вами Христос. Кто между апостолами выше Петра и Иоанна? Но и Иоанн предоставляет Петру говорить к народу, и Петр умолкает, когда говорит Павел. Ведь и порядок соблюдался у них не для того, чтобы кто‑то захватил бы первенство[897], но чтобы была польза.

 

Порядок среди апостолов.

 

Так и вы будьте подражателями святых. Я рад, что от тебя исходит просящим слово, [и не простое], <p. 140> а с советом, но без особенной нужды не попадайте на глаза женщинам, чтобы в то время, как мы заботимся об исцелении других, нам самим не поразиться и не поразить. Встречи [допускайте] в крайних случаях. Склонность к блужданиям (το φιλογύρευτον) бесполезна и разрушает душу. Имей это в виду и сохрани мне себя в целости.

 

237. К чаду Вассиану <158>

 

(371) Опять навещаю тебя письмом, чадо мое Вассиан, и приветствую о Господе. Стой, торжествуй, радуйся, что за Христа удостоился быть в темнице, в уединении (εν μονώσει), в огорчении, в тесноте. Немного позже, к концу подвигов, воссияет тебе неизреченная радость. Поэтому смирись, чадо, укрепляйся о Господе, помышляя о вечной награде, ибо будешь вечно торжествовать. Смотри, как диавол строит козни каждому, ища нашей погибели, чтобы навести на преткновение, омрачить ум. Не уступай ему. Бодрствуй даже в темнице, ибо здесь он особенно ожесточается, когда мы уединены и никто не развлекает нас во все стороны. Прибегай к рукоделию, чтению, стихословию, молитве, небесным размышлениям, дабы он не сразил тебя, застигнув без дела и незанятым. Чем чаще он мечет в тебя стрелы, тем больше укрепляйся в страхе Божием. Не поддадимся ему ни в каком случае. Великое дело – спасение, но для этого нужны и великие подвиги. До этого времени да простится тебе прошлое. Ныне я начал, скажи и ты, сия измена десницы Вышняго (Пс. 76:11).

Поминайте мое смирение. Приветствуют тебя находящиеся со мной твои братья. Господь с тобою.

 

238. К чадам Еводию и Иоанну <159>[898]

 

Получив и теперь твое письмо, чадо мое возлюбленное, с удовольствием узнал о твоей истинной вере и любви, а равно о благородной и священной твоей ревности, какую ты питаешь к истине Божией, будучи готов перенести всё ради Бога. Благословен Господь, так устроивший и уготовавший. Это очень обрадовало меня, (372) усилило мою любовь к тебе и [наконец] укрепило меня. Ибо когда вы проливаете свою [кровь] за Христа, я, смиренный, укрепляюсь. Дух Святой да сохранит вас в этом расположении. <p. 141> (Я говорю для всех, потому что слышал, что с тобой находится и брат Иоанн, также возлюбленное мое чадо). Ибо [слова] сии: зане Тебе ради умерщвляемся весь день (Пс. 43:23) – указывают именно на эту готовность и расположенность.

Но прошу вас, молитесь и обо мне, смиренном, чтобы мне совершить о Господе предлежащий нам подвиг, не только видимый, но и умственный. Приветствуют вас живущие со мною братья ваши. Благодать [да будет] с вами. Аминь.

 

239. К чаду Дорофею <160>[899]

 

Опять берусь писать тебе, любезное мое чадо. Твое письмо, которое я получил, содержало ответ на мои прежние письма. Итак, спрашиваю: как поживаешь? Как проводишь свои дни? Знаю, что хорошо (разумею – по Божию. Может ли быть что‑нибудь приятнее, как страдать за истину?). Но для тела, темницы, и очень плохой темницы, это весьма печально. Кроме того, как мне сообщили, хлеб, который тебе подают, несъедобен. Но что это в сравнении с невыносимым твоим надзирателем, военным тюремщиком, а не монахом и тем менее игуменом? Однако пришло время явиться и людям Божиим, и, наоборот, плевелам (ср. Мф. 13:25–43). На прелюбодейном соборе они прикрывались греховными оправданиями. Их нынешние дела подтвердили, что и прежние [дела] они совершили в нечестии.

 

Творящий волю Божию будет жить вечно.

 

Так поступали они. А ты, чадо мое возлюбленное, по примеру прошлого и теперь страдаешь за Христа, живя в тюрьме за Него, (373) одиноко, но не один, ибо с тобою Христос и страж жизни твоей – Ангел. Прошу, будем ожидать [Господа], уготовляющего нам венцы за терпение. Хотя и мучит нас нетерпение, однако будем наслаждаться надеждой. Если и терпим стеснение в нуждах, будем одушевляться надеждой. Что же? Разве Бог не в силах невидимо одождить хлебы или вообще что‑нибудь иное съедобное? Но Он дает место нашему терпению, чтобы прославить и возвеселить нас вовеки. Да, чадо, молю, <p. 142> переноси с мужеством, проводя день за днем, и продолжительность времени пусть не внушает отчаяния душе твоей. Вот мир этот как сновидение. Всё пройдет. А творящий волю Божию будет жить вечно и не умрет. Укрепляя постоянно этими мыслями свою душу, радуйся, ибо велика твоя награда на небесах (Мф. 5:12).

 

240. К чаду Дорофею, другому <161>[900]

 

Здравствуй, добрый Дорофей! Да будет тебе благодать [и] милость от Бога и Господа Иисуса Христа, укрепившего тебя [предать себя] на бичевания ради Него и раны, на заключение и изгнание. Откуда у тебя это благо? Из безвестных ты стал известным, из незнатных – славным, из последних среди братьев твоих о Господе – великим и почтенным. Видишь, как я смиренно беседую с тобою? Многие постарше тебя сильно желают получить от меня хотя бы одно слово, а тебе [я написал] хвалебное письмо. Так Бог прославляет прославляющих Его (ср. 1 Цар. 2:30). Хвали Бога, благодари Его, что сотворил тебе великое и дивное, так что ты теперь называешься Его исповедником среди христиан. Воссияв в Церкви, ты затмил собою многих епископов, игуменов, многих подвижников. Имей в виду свое призвание, посмотри на свою славу. Не (374) воздремли, не отпади, терпеливо подвизайся до смерти, ибо говорит [Писание]: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22). Блюди себя со всякой осторожностью, чтобы не впасть тебе в какую‑нибудь позорную страсть. Соблюсти свою совесть чистою от греха – и это уже великое мученичество. Постоянно очищай себя покаянием, слезами, молитвами, молясь и обо мне, грешном, да избегну всякого злого деяния.

Низко кланяются тебе окружающие меня братья. Да соблюдет тебя Бог, чадо мое возлюбленное, невредимым во всех отношениях и без ущерба, чтобы тебе исполнить предлежащий тебе подвиг о Господе. Аминь.

 

241. К чадам Титу и Филону <162>

 

Добрый Тит и добрый мой Филон, какое дивное зрелище, что среди многих своих братьев вы <p. 143> именно избраны Богом быть Его исповедниками и за это оказаться в темнице! Конечно, [это] потому, что вы возлюбили много и поистине уверовали. Итак, благодарю Бога моего и Господа, сотворившего нам величие. Смотрите, братья, стойте, как я вам еще раньше писал, мужественно, без робости, крепко, ибо вы призваны Богом. Прославьте Его в членах своих, не слушайте еретических наставлений. Не склоняйтесь перед темничными злоключениями, помня слова: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное (Деян. 14:22).

Поминайте и меня, грешного. Приветствуют вас находящиеся со мной братья. Господь [да будет] с вами. Аминь.

 

242. К Николаю повару <163>[901]

 

(375) Как, по твоему мнению, я могу оценить твои посылки и милостыни, возлюбленный муж? Тысяча талантов не доставила бы мне большего удовольствия, ибо [твои посылки] – от православного человека, сохраняющего любовь к древнему и не увлеченного в общение с ересью. Сильно удивляет меня, как это среди огня ты остаешься неопаленным. Конечно, по Божию Промышлению и впредь останешься [таким], чтобы принести Богу великий дар – [дар] собственного спасения.

Я очень утешился и ублажил тебя, что [моего] письмоносца на чужбине ты в праздничный день пригласил к участию в обильной трапезе. За это Господь в день тот [Суда] да даст тебе ложе рядом со Авраамом и Исааком (Мф. 8:11) в радость вечную.

 

243. К мирянину Исидору <164>

 

И вновь я стал причиной трудов твоих, человек Божий и искренний [мой] друг, благодаря посылкам от тебя. За это да возмерит тебе Господь небесной наградой, которую ты просишь от Господа и ради которой ты ведешь девственную и благоговейную жизнь, проводя время в церквах, пребывая в трудах благочестия, как почитатель монашества, как искренний [человек], живя дома [безвыходно], как патриарх Иаков (см. Быт. 25:27). Еще прошу, держись благочестия и удаляйся от еретического общения, <p. 144> через что будем иметь дерзновение (ср. 1 Ин. 5:14) на Судилище Христовом.

Помни о нас, уважаемый и любезнейший мой, творя святые молитвы.

 

244. К игумении <165>[902]

 

(376) Брат возвестил мне, что видел тебя, уважаемая, здравствующей духом и терпеливо сохраняющей надежду. И я прославил благого нашего Бога, и в слабой природе [женской] явившего Свою силу. Действительно, блаженна ты среди монахинь и [даже] вообще среди женщин. В эти дни, когда не только женщины твоего образа и постриженицы, но почти все монахи и игумены Византия увлечены, ты с другими четырьмя или больше предпочла страдать за Христа, но не вступать с еретиками в общение, отлучающее от Христа. Ибо всякий, вступающий в него, отделяется от Христа, подобно Иуде, и становится соучастником предавших Христа на распятие. Ведь уничижающие и отвергающие икону Христа и равным образом Богородицы и каждого из святых суть [также] гонители и распинатели Христа.

 

Иконоборцы – распинатели Христа.

 

Смотри, раба Христова, не посрами Призвавшего тебя к исповеданию Его. Ты – семя святых, не говорю о плотском [твоем происхождении], ибо и оно таково [же], но разумею первомученицу Феклу, Февронию, Евгению, Матрону и [им] подобных. Я упомянул о Матроне, ибо в ее времена [свирепствовала] ересь, и так как многие из монахинь решительно отказывались от общения [с ересью], как и вы теперь, то проклятые еретики в припадке несдержанного безумия насильно руками раскрывали им уста и вливали свое причастие. Но то, что [делается чужою] рукою, не [делается] добровольно. Так и тебе предстоит много соблазнов за Христа.

Но мы ни в каком случае не склонимся. Христос наш помощник, хотя бы нас искушали даже до крови. Ради <p. 145> Господа молись о нас, чтобы и мы, грешные, не отпали от Христа.

 

245. К Иоанну, [митрополиту] Халкидонскому <166>[903]

 

(377) Исполнив желание, владевшее мною уже давно, я, смиренный, возблагодарил Бога моего. Что же это за желание? Войти в письменное общение с твоей отеческой святостью, приветствовать тебя и сообщить тебе к сведению, какова и сколь велика [моя] любовь [к тебе]. Это не значит, что ее прежде не было, а теперь, ввиду [наших] одинаковых страданий за истину, она особенно усилилась. Ведь где единомыслие в вере, там, разумеется, и союз любви. А где союз любви, там главное сокровище – Бог, за Которого и ради Которого страдают. Но наше [страдание] и не заслуживает упоминания, ибо с обеих точек зрения оно ничтожно. А [страдания] твоего преподобия и тебе подобных суть деяния величайшей славы, ибо вы решили подвергнуться опасностям и перенести всякие страдания за благочестие. Ведь как горько, что твое богочестие заключено далеко от столицы, что ты ежедневно терпишь труды и связанные с изгнанием болезни и заботы о необходимом и для тела, и для духа, притом несмотря на телесную болезненность и непривычку к ним, хотя [с другой стороны] ты достаточно развил себя в добровольных трудах подвижничества.

 

Икона и Крест.

 

Однако хорошо, твердейший из отцов, что из [целого] собора [епископов] Церковь сначала сделала тебя украшением, а теперь и стражем своих благочестивых догматов, украшенным венцом исповедничества. Может ли быть иначе, коль скоро ты страдаешь за Христа и не подчиняешься гонителям Христа, хотя им самим и кажется иначе? Ведь икона Христова есть Христос точно так же, как образ Креста есть Крест. Не говорю уже об иконе Богородицы и кого‑либо из святых, ибо ты сам знаешь это и можешь скорее нас, непосвященных и немудрых, посвятить и наставить [в этом]. О, божественная и священная глава! Это ужасное нечестие и подготовка к пришествию антихриста, как бы образ его, хотя и борется с образом Христовым, [образ], ничем не отличающийся от первообраза. Такова природа того, о чем мы говорим. Поэтому чем <p. 146> у тех сила нечестия больше, тем пышнее у нас торжество исповедников, совершенно не уступающих древним Христовым мученикам.

(378) Их венец да получишь и ты, треблаженный. Молись о мире Церкви и о том, чтобы и мне, ничтожному по величайшей тяжести грехов, которую ношу, не отстать в следовании твоим стезям.

 

246. К чаду Евфимию <167>[904]

 

Будь здоров, любезное мое чадо Евфимий. Не перестаю поминать тебя в своих смиренных молитвах, получая известие о твоей нелицемерной вере и любви, как ты с первого же дня прекрасно пребывал в смирении, как в самый день разлуки обнаружил свойства своей любви и настроение готовности, с одной стороны, тем, что пришел и принес мне необходимое в дом задержавшего меня архонта, с другой стороны, тем, что совершил морское путешествие и укрепил во мне прекрасные надежды относительно братий, содержащихся под военной стражей в [монастыре] Студийском. Тем, что ты сделал с такой готовностью, ты доказал, что ты один хорошо рассудил, хотя не без опасности. Чем же это? Тем, что со всей братией анафематствовал врага Антония, уничтожившего святые иконы. За это ты подвергся бичеванию с прочими девятью[905], отличающимися мужеством. Ты совершил, чадо, подвиг мученика, воина Иисуса Христа. О, возвышенный твой ум! О, твердость твоего сердца! Ты первый был бичуем за Христа и со Христом и после ударов поднялся окровавленный и с растерзанной плотью. Ты не испустил жалобного вопля, не пал на лице свое, а произнес слова, которые повторяют все: «Не бойтесь, братия, это ничего не значит». О, святой твой язык! Эти слова пристыдили мучителя и всеобщую грозу, который приказал еще бить тебя за это, и воодушевили твоих братьев подвизаться по твоему примеру и – что самое главное – <p. 147> были угодны Богу, уготовляющему тебе венец правды (ср. 2 Тим. 4:8).

(379) Только, чадо, будем подвизаться до конца добрым подвигом (ср. 1 Тим. 6:12). Верю, что [Бог], открывший для вас этот подвиг, силен и совершить его. И будучи в изгнании, брат, словом и делом помогай изгнанным вместе с тобою. Молись и обо мне, смиренном, чтобы я мог всё перенести ради Христа, ныне гонимого чрез посредство святой Его иконы. Приветствуют тебя находящиеся со мной твои братья. Благодать Господа Иисуса Христа со духом твоим. Аминь.

 

247. К чаду Иперехию <168>

 

Хорошо, хорошо, Иперехий, дитя мое. Хороший подвиг ты удостоился совершать ради Христа: был бичуем, заключен в темницу, изгнан, сопричислен к исповедникам Христовым. Откуда тебе такая милость, этот дар небесный – видеть свою кровь пролитою за Христа и тело истерзанным бичеваниями? Смотри, брат мой, не забывай об этом благодеянии, воздремав, не отпади от Бога. Прошу, бодрствуй над своим спасением, чтобы перетерпеть до конца. Ведь блаженство достигается не одним лишь началом, а и совершением [подвигов]. Ты испытал боли от ран, перенеси, чадо мое, и труды подвижнические, отгоняя от своего сердца лукавые помышления, которыми человек побуждается на дело греха. Страшен Бог, Он – огнь поядающий (Втор. 4:24) своих хулителей. Будем избегать дерзости, этой двери греха. Твое жилище пусть будет свободно от соблазнов, преподобно. В твоем распоряжении псалом, песнь, молитва. Читай, плачь. Всегда помни о смерти, о дне Суда, когда всё предстанет обнаженным и неприкрытым. Какой будет страх и трепет для подобного мне грешника и какая радость и веселие для праведника!

 

Милость и небесный дар.

 

Да, чадо, будем строго наблюдать за собой, чтобы свое сокровище, (380) то есть душу, представить Богу в целости и чистоте. Правда, она оскверняется худыми помышлениями, но опять очищается чрез покаяние слезное. Молись обо мне, грешном, чтобы мне совершенно спастись. Находящиеся со мною твои братья приветствуют тебя. Благодать с тобою. Аминь.

 

248. К чаду Афродисию <169>

 

<p. 148> Радуйся, Афродисий, чадо мое, правильнее – чадо Бога, за Которого и идет настоящая борьба. Что произошло с тобою, что ты так решился дать свою плоть на бичевания[906] за Христа, так стойко, подобно адаманту, вынес многочисленные язвы? Радуйся, воин Христов! Смотри, к чему призвала тебя благодать, как ты сразу взошел на высоту добродетели, освободившись от прежних недостатков. Ты прославил Бога, чадо мое, почтил своим телом и меня, грешного. Среди братий ты воссиял вместе со славной дружиной, как утренняя звезда, стал столпом Церкви Христовой.

Блажен еси, и добро тебе будет (Пс. 127:2). Но имей в виду, что твое дело в настоящую минуту еще не доведено до конца. Нужно быть твердым до конца, чтобы таким образом получить венец. Мужественно переноси бедствия изгнанничества. Будь готов даже умереть за святую икону Христову. Берегись дерзости. Бдительно [следи] за невидимыми врагами. Утешайся надеждою, в скорби будь терпелив (ср. Рим. 12:12), бодрствуй в молитвах. Молись, чтобы вместе с вами и я, грешный, спасся. Приветствуют тебя находящиеся со мной твои братья. Господь с тобою.

 

249. К чаду Аммону <170>

 

(381) Радуйся о Господе, чадо Аммон. Целую тебя устами сердца своего. Венчаю тебя похвалами за то, что ты хорошо подвизался, был бичуем за Христа и легко снес многочисленные язвы. О, если бы мне [удостоиться] облобызать твою плоть, растерзанную за Христа; если бы и мне, грешному, приобщиться твоим страстям[907]! А расположение [твое] я уже разделяю. Я рад, что у меня, грешника, такое чадо, кровь которого вместе со сподвижниками его братьями стала свидетельствовать за истину Церкви Божией, ссылка которого есть изгнание ереси (τής ασεβείας). Ты в одно мгновение принял раны и видишь, какими похвалами тебя воспевают. Что же будет на всеобщем Суде, когда [Господом] будут приняты в Небесное Его Царство благословенные Отца Его?


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!