Другое возражение того же еретика 18 страница



 

Дерзость – мать всех пороков.

 

Поэтому <p. 149> будь смел, стой. Впереди еще подвиг, еще состязание. Не останавливайся, как бы уже закончивший свой путь. Если будет нужно, отдадим себя на заключение за святую икону Христову. Да, чадо мое, прошу, не вознерадим о нашем подвиге, об изгнании. Заслуживает похвалы не тот, кто только начинает, а тот, кто доканчивает дело Божие. Нас ежедневно окружают мысленные враги, стреляющие в нас стрелами помышлений. Не упускай их из виду. Облекись в броню веры, любви, надежды (ср. 1 Фес. 5:8). Я слышал, что ты содержишь себя чистым от дерзости, и рад этому, ибо дерзость (ή παρρησία) – мать всех пороков. Бог да вдохнет в тебя, чадо, мужество, да укрепит и приготовит тебя на всякое дело доброе. Молись и обо мне, грешном, о моем спасении. Если при тебе живет твой брат по плоти и духу, а мое чадо, – приветствую его. Находящиеся со мной твои братья приветствуют тебя. Благодать с тобою. Аминь.

 

250. К чаду Симеону <171>

 

(382) Радуйся, чадо Симеон, благодатью призванный исповедать Христа. Вот видишь, Христос не возгнушался тобою за твое прежнее отступление, но благоволил тебе быть бичуемым ради Него, подвергнуться издевательствам, темничному заключению, а наконец и изгнанию вместе с подобными тебе братьями. Чем ты воздашь Господу, что равноценное ты принесешь? Единственно только, если с долготерпением и совершенной верой соблюдешь неотъемлемой благодать. Поэтому бодрствуй, трезвись ввиду козней диавола, чтобы он как‑нибудь не проник, как‑нибудь не подкрался. Избегай вида женщин. Живи, не меняя места. Это я говорю потому, что, как слышал, ты оставил келлию с целью врачевания. Теперь, чадо, время не [лечения], а мученичества. Хочешь лечить? Врачуй словом болящих душою. А лечить и телесно [больных] позволительно только в том случае, если это удобно [делать], живя дома и не переходя с места на место, и то лишь благочестивых мужчин, а не женщин.

 

Безделье – мать греха.

 

Это я тебе советую из любви. Пусть твоя заботливость и душевный трепет имеют предметом закон Вышнего и [сопровождаются] ручной работой, <p. 150> ибо безделье – мать греха. Принимай и далее раны за Христа и даже славную смерть, если [Господь] удостоит тебя этого. Молись и обо мне, грешном, чтобы мне получить полное спасение. Находящиеся при мне братья приветствуют тебя. Господь да сохранит тебя невредимым во всех отношениях. Благодать с тобою. Аминь.

 

251. К пресвитеру Феофилакту <172>[908]

 

Письмо, честнейший, открывает твои добродетели: своим надписанием [оно обнаруживает] твое смирение, своим (383) содержанием – силу. Доказательством величайшего твоего благочестия, священный муж, служит то, что ты соприсутствовал мученикам, разделяя их рвение и подвиги, что ты собственными руками похоронил святого Фаддея. Мне больно за тебя по поводу нечестивой подписи. Но не горюй. Она уже тает и по мере твоего раскаяния испарится. Переноси горе и время связания[909] священства, доколе Христос не воссияет весну Православия, когда прославишься за дела, совершаемые теперь тобою ради Христа, разумеется, с получением [соответствующей] степени.

 

252. К чаду Виссариону <173>[910]

 

Если [даже] я и не получил ответа на мои письма, любезное мое чадо, по причине, известной письмоносцу, однако не ленюсь писать, хотя вместе с братом Николаем и заключен под строгий присмотр. Итак, радуйся, мученик за истину, радуйся, исповедник Христов; радуйся, гордость моя и Церкви. Вот слышишь, с какими словами обращаются к тебе! Что дало тебе прекрасное послушание, правая вера, терпение в заключении, бесстрашная и мужественная твердость, принятие бичевания, растерзание плоти, излияние крови, раны от ударов? До какой высоты они подняли тебя! Во что преобразили тебя! И еще возвысишься и возвеличишься, если только, святой сын мой, ты до конца претерпишь всё, что может с тобою случиться. Ибо Господь сказал: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22). Если тебя еще подвергнут побоям, Христос [тебе] помощник. Разве ты не знаешь, <p. 151> что чем сильнее страдания за Христа, тем выше слава и утешение? Переноси, сын мой, уединение, темницу, стеснение (384) и малодушие. Воздыхай ко Христу, отсекай вражии наущения. Заботься о переживаемом дне и не думай о завтрашнем. Кто дал тебе терпение на сегодня, даст и на завтра, если доживем.

Вот что я хотел сказать тебе. Не переставай молитвенно желать того же и нам, грешным. Мир тебе от Христа.

 

253. К чаду Иоанну <174)[911]

 

Я усвоил смысл твоего письма, чадо мое, и возблагодарил Бога за то, что ты остаешься невредимым, спасшись из руки гонителей. Будь осторожным в жизни, чтобы опять как‑нибудь не быть схваченным. Если же это и случится, с твердой душой, чадо мое, переноси всё за имя Божие, взирая [на пример] подвизавшихся и теперь подвизающихся братьев. Превозмогай всё в вере в укрепляющего Христа, призвавшего тебя воспевать Его в рядах пресвитеров.

Живи, как священник, будь благочестив, очищая себя, дабы в чистоте приближаться к Чистому. Молись и о нас, чтобы дела соответствовали нашим словам, ибо я – грешный человек. Господь со духом твоим.

 

254. К чаду Еводию <175>

 

Получив твое письменное объяснение, возлюбленное чадо, я отложил печаль смиренной моей души, (385) грустившей по поводу происшедшего. Ведь пасть [даже] на словах – немалое дело. Что говорит [об этом] Господь? Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10:32). И наоборот (см. Мф. 10:33). Но раз это случилось – милостив Бог простить наши прегрешения. Позволив же себе это, бойся Бога и не иди дальше. Пожалей свою душу и меня, смиренного, <p. 152> взирая на подвизающихся братьев. Падшие жалки и здесь и там [на земле и на небе], если только они не принесут достойного раскаяния.

О наших делах ты узнаешь со слов письмоносца. Молись о нашем спасении.

 

255. К игумену Никите <176>[912]

 

Еще раньше до получения письма, со слов письмоносца узнав о твоих делах, преподобный, а теперь и прочитав [об этом], я громко воспел Господу за то, что отец – в сонме отцов и светило – в ряду светил. Ведь следовало, чтобы похвально прошедший [искус] послушания и своим законным житием достигший игуменства не оказался в рядах увлекшихся по грехам моим вслед за веком сим, а как можно скорее отсек себя [от них] мечом духовным (Еф. 6:17) и обнаружил раскаяние более громкое, чем поражение, взошел на высоту исповедания Христова и осветил мир лучами истины.

Таковы дела твоей отеческой святости, и православных возвеселившие, и поразившие противников, принявших удар от оружия, которое они считали своим. Ведь не так поражает стоящий, как тот, кто по падении восстает силою Господа. А наше состояние совсем не таково, как о нем с похвалой отзывается твоя дружба, а дружба, говорят, обыкновенно скрашивает истину[913]. Я, смиренный, далек от чего бы то ни было хорошего. Твоя богоумилостивительная (386) молитва да поможет мне стать полезным в каком‑нибудь отношении и не лишиться вашей части, доли святых, в подвиге, который мы теперь проходим. А смысл этого подвига понятен твоему богочестию: именно, что подвизаться за икону Христову – это значит подвизаться за Самого Христа. Одно от другого неотделимо и в положительном, и в отрицательном смысле. Нынешние исповедники с большим правом, чем прежние, достойны выслушать от Господа: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20:29).

Мой спутник приветствует твою святость, а я – истинного Арсения (’Αρσένιον), мужа (τον άρσενα) по образу мыслей и пламенной ревности, твоего истинного сына, а моего любезного брата.

 

256. К силенциарию[914] Антиоху <177>

 

<p. 153> Твое письмо достойно твоего благочестия, ибо в то время, когда большинство избегает даже приветствовать нас, ты сам пишешь и просишь писать тебе, высказывая недовольство молчанием. Видно, чья ты отрасль – золотого рода, благочестивого корня. Поэтому я тебя люблю и ты – горячо привязанный ко мне друг, которого я люблю, как и твоего блаженного родителя. Удивительно, как в эту зиму неверия не увял цвет твоей добродетели, оставшись чистым от еретического общения, судя по тому, как ты пишешь; молюсь, чтобы он и впредь оставался таким. А ведь трудно избегнуть этого, особенно человеку чиновному, в то время, когда почти все из страха пред опасностью от людей и по пренебрежению к отвергаемому Богу дали увлечь себя. По Промышлению Божию будь сохранен и спасен и от одного, и от другого, во всех отношениях наиболее любезный мне.

 

257. К Григорию <178>

 

(387) Посылки должны сопровождаться письмами. А ты, наилучший из друзей, – я прибавил бы: из благочестивых самый крепкий, – утешил меня [подарками] столь обильными и столь разнообразными, письмо же пожалел послать, хотя мог щедро наделить им из тайных сокровищ своего сердца. Но чтобы не казаться односторонними, мы к первым приложим и второе [то есть вместе с ответным подарком пришлем и письмо].

Видишь, как я любомудрствую в [это] время любомудрия? Ибо любомудрие (φιλοσοφία) есть средство избегнуть гибели от ереси, к которой Бог да соблюдет тебя непричастным. За [блага], которыми ты нас, смиренных, напитал, ты в награду да получишь вечные блага.

 

258. К чаду Лукиану <179>[915]

 

Адам, где еси? (Быт. 3:9) Это Божий глас не только к нашему праотцу, но и к каждому из тех, кто отпал от Божественных заповедей. Так где же ты, чадо и брат? От какой славы мы уклонились, покрывшись покровом позора? И я, усматривая в твоем поражении собственное падение, стенаю и плачу над тобою! <p. 154> Увы мне, чему ты подвергся! Что стало с тобою! Но восстань, ибо Бог – Бог кающихся. Обратись к этому первому и последнему лекарству покаяния – исповедай пред всеми свое беззаконие, чтобы Господь простил тебе [грех] общения с нечестием.

(388) Достаточно указать на это, ибо думаю, что ты в сокрушении и очень огорчен. Близ Господь сокрушенных сердцем и смиренныя духом спасет (Пс. 33:19).

 

259. К Мирону <180>[916]

 

Я запоздал с письмом к твоему богочестию из страха пред искушениями, сведений о которых, кажется, доселе не имел. А когда точнее узнал, кто и каков мой господин, что он хорош и благочестив, я охотно начертал послание, чтобы отблагодарить – и с полным основанием – за то, что ты вспомнил мое смирение, даже не имея с ним непосредственного знакомства, и особенно в это время, когда даже близкие по‑видимому друзья из человеческого страха отвернулись, совсем не думая о Боге и заповедях. [Это] потому, что одни перестали приносить плод любви, а другие потерпели жестокое крушение в вере, с головой погрузившись в волны ереси.

Но благо, господин мой, что ты, управляемый и одной и другой (и любовью, и верой), спасаешь корабль души своей, под веянием Духа направляясь в гавань спасения. Поэтому я прославил благого моего Бога, что и здесь Он имеет не отпавших, а в тайне исповедующих, что Он по бесконечному милосердию соделался человеком. Ибо те, кои не терпят зреть икону Его телесного образа, открыто отвергают, что Он принял наш образ (την μορφήν). Отсюда они – иудействующие, хотя притворно [и признают], что Христос принял наше естество. Ведь кто не может быть изображен, тот не человек, а какой‑то выкидыш[917]. Разве имеющий лицо неизобразим? А если <p. 155> Христос имел, в которое плевали богоубийцы (Мф. 26:67), ясно, что Он описуем, то есть изображается. А если Он имел [лице] и (389) все же неизобразим, как это кажется нечестивым, ясно, что Он – [лишь] видение. И таким образом манихействующие иконоборцы впадают в нечестие Валентина[918].

Их заблуждения да избегнешь и ты, и всякий другой, близкий тебе по добродетели и благочестию. Прими, друг, это малое, как большое, за всё то, что ты прислал моему смирению, которое не может отплатить тебе ничем лучшим.

 

260. К Георгию, торговцу льном <181>[919]

 

О, как прекрасна природа твоей души, друг добрый и верный, друг искренний и боголюбивый, друг, разделяющий страдания и условия жизни. Справедливо говорит Писание (Сир. 6:14), что обретший себя приобрел сокровище, не из золота состоящее, а накопленное со Святым Духом. Таков ты для нас, смиренных, одного посещая, другого утешая, а за иного, взятого под стражу, давая поручительство. Ты знаешь, о чем я говорю. И чего только ты не делал и не говорил такого, что прилично делать боголюбивому мужу и благосердному человеку, особенно в эти дни, когда и простое дружеское приветствие для нас обыкновенно составляет большую важность.

Вот что мы, грешные, получаем от тебя, честнейший. А тебя Господь [да] наградит Своими вечными благами. Поэтому не отяготись совершить до конца свое божественное дело пред лицом спасающего тебя Бога.

 

261. К Парду, торговцу льном <182>

 

(390) Пишу твоей честности по долгу, ибо ты человек Божий, истинный и верный друг. Такой друг узнается в несчастиях, если он не стыдится своей дружбы, но сохраняет знаки любви к Богу и ближнему. А кто [действует] не так, те лукавы и человеконенавистники, изменяют свои отношения, смотря по времени и обстоятельствам. Ты сам знаешь, какое добро <p. 156> творишь. Об этом свидетельствуют и пользующиеся им наши братья, сильно тебя отягощающие, но и горячо тебе благодарные за то, что ты стал для них прибежищем и питателем, очень обязательным и гостеприимным, не приспособляющимся к обстоятельствам, как другие, но боящимся Единого Страшного Бога, Которому и служишь в лице братьев. В день воздаяния Он да объявит, что ты благоугождал Ему, оказывал Ему гостеприимство, питал Его (ср. Мф. 25:34–40).

 

Друзья истинные и ложные.

 

С такими надеждами радуйся и веселись (ср. Мф. 5:12), человече Божий, и будь уверен, что этим прекрасным своим делом ты приобретаешь великое богатство, богатство не гибнущее, а пребывающее вовеки к приобретению Царства Небесного. Будь здоров о Господе.

 

262. К чаду Геннадию <183>[920]

 

Прочел твое письмо, чадо возлюбленное. Ты жалуешься, что во время гонения переходишь с места на место, объятый страхом и заботой. Это само собою разумеется под понятием бегства, а сверх этого еще бывает стеснение в предметах необходимости. Но да возвеселит тебя и облегчит твои страдания Господне обещание: блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:10). Разве это обетование не в силах устранить всякое горе и тесноту? Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8:20). Видишь, насилие делает тебя подражателем Бога. Употребляющие усилие восхищают Царствие (391) Небесное (Мф. 11:12). Переноси, чадо, ради Христа, как ты и раньше переносил, не только гонение, но и темницу. Ты в юности был победителем. И неужели, выросши в разуме и возрасте, не будешь им в большей степени?

Да, чадо, молю, всячески ограждай себя, чтобы спастись, как серна от силков и птица от сетей. Молись обо мне, грешном.

 

263. К чаду Клидонию <184>

 

Только сейчас я нашел время ответить тебе, чадо возлюбленное. Я рад твоему здоровью. <p. 157> Но мне не нравится, что ты уединился, хотя это и произошло не по твоей воле, а потому, что брат Нил задержан. Пожалуйста, постарайся сблизиться с одним из братьев, и по возможности, с рассудительным. Ты знаешь, что каждому [грозит] враг и требуется душевная безопасность. Как это пришло тебе на мысль отправиться к авве Леонтию? Было бы еще хорошо, если бы ты узнал, что он огражден от ереси. Этому и я был бы рад, как раньше советовал блаженному Феодулу. А так как он примкнул к еретикам, дав подписку и приняв общение, ввиду чего и отступил от него тот блаженный, то твое отшествие к нему обозначало собою не что иное, как то, что ты уподобился ему и погубил всё – и послушание, и исповедание Христово. Стой же, чадо мое, в обладании истиной. Не переходи с места на место как придется, без нужды. Конечно, Бог, Сказавший: не оставлю тебе, ниже презрю тя (Нав. 1:5), не презрит тебя, если ты будешь ходить в чистоте сердца, будет покрывать тебя, питать и всячески промышлять о [тебе]. Однако [теперь] время печали и нужно быть терпеливым. Блаженны изгнанные за Христа (Мф. 5:10). Это пусть тебя радует и облегчает твои страдания. А брат твой по плоти, будучи сам плотью, желает, чтобы и ты стал плотью.

(392) Зачем пишешь мне о таких вещах? Взирай на подвизающихся братьев твоих по духу и стремись подражать им, чтобы стать венценосцем. Бог да сохранит тебя, чадо мое. Молись и обо мне, грешном.

 

264. К главному врачу Евстратию <185>[921]

 

И раньше, с тех пор как удостоился приветствовать тебя, я знал о ценности твоей любви, но не знал еще, какова она и сколь велика. От духовного нашего сына Адриана мы услышали о тебе столько хорошего и это сообщение внушило нам такую любовь к тебе (особенно еще и потому, что ты стоишь выше ереси, оставаясь, как среди пламени, не опаленный общением с еретиками), что мы сильно возблагодарили благого нашего Бога и намерены предстать твоему честному лицу и обнять тебя от [всего] сердца. Итак, <p. 158> благодарение Господу, имеющему избранных и в Византии в настоящее трудное время, когда под видом преследования и бесчестия святых икон подвергается гонению Христос с Матерью Своею и слугами. Ведь уничижение образа есть открытое бесчестие Изображаемого, хотя этого не разумеют гонители Христа. Разве оскорбляющий изображение Животворящего Креста не оскорбляет самый Крест? Вполне. Так же [должно думать] и относительно образа, то есть иконы Христовой.

Но им да дастся обращение и прекращение нечестия. А тебя вместе с госпожой твоей супругой, нашей, как говорится, родственницей, да сохранит Господь и на будущее время целыми и невредимыми во всех отношениях. А за благодеяния и гостеприимство, которые с самого начала и доселе ты оказываешь брату письмоносцу[922], сообщающему о тебе очень много хорошего, да воздаст тебе обильными наградами. Также и за то, что ты лишился своих доходов, отказавшись трапезовать вместе с начальником нечестия. Да дастся тебе небесное сокровище духовных дарований.

 

265. К Иосифу, брату и архиепископу <186>[923]

 

(393) И ныне я удостоился узнать о твоем здоровье и духовном преуспеянии не только из почтенного письма, но по устному сообщению доброго Дионисия, который укрепил мою смиренную душу, изложив подробно обо всем, что собственными глазами там видел, – о странствовании, скитании, покое, горе, воде. Скорее оставив это, стану говорить о том, что больше достойно внимания, – что ты служишь Богу, Которому и поклоняешься[924] и ради Которого [твое] пустынножительство и злоключение, удаление от лица, хотя не от сердца, нас, смиренных, а также и от подчиненной тебе великой церкви Божией. Печально всё это. Разве нет? Ты сильно возлюблен и одной и другой стороной, но отлучен от них как бы мечом. Но, желанный и святейший, ты имеешь на Бога великие надежды. Твоя церковь, как и мы, сильно гордимся тобою, ибо ты за истину уже один раз перенес <p. 159> это и теперь [еще] страдаешь со Христом. В сем да усовершит Божественная благодать твой добрый подвиг для получения венца правды в день праведного Суда Господня. Ты, отче, боишься внутренних невидимых врагов больше, чем видимых, и не без основания, а как разумный, как опытный и твердый воитель. Пред ними и я, несчастный, страшусь и боюсь, ибо с каждым вздохом [проникает] и огненная стрела (ср. Еф. 6:16). Она и во сне не покидает меня в виде сновидений, не только наяву. Но [в этом случае] единственный защитник – страх Божий. Где он бодрствует, там угасает страсть.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!