Другое возражение того же еретика 19 страница



 

Единственный защитник – страх Божий.

 

Итак, прошу твое преподобие, непрестанно защищай меня своими молитвами, чтобы мне спастись от сетей вражьих. Следует ли говорить о том, что мы, недостойные, при всяком случае обращаемся к воспоминанию о вас? Прежде своего спасения мы с сокрушенным сердцем молим у Господа твоего спасения, благоуспешности и избавления от всех [опасностей]. Находящиеся со мной братья с почтением приветствуют священную твою главу. Усиленно приветствую братьев, особенно доброго Афанасия, горячо решившегося словом и делом спострадать тебе о Господе.

 

266. К чаду Анфу <187>[925]

 

(394) Получение твоего малого письма, возлюбленное чадо, стало для меня очень великим [событием], ибо с меня достаточно знать, что ты жив, здоров и служишь святейшему архиепископу[926] и отцу. И на будущее время, дражайшее мое чадо, будь здрав телом и духом, дабы я, смиренный, слыша это, радовался. Непрестанно молись о моем спасении, как возлюбленный сын, как цветок добродетели[927], как от начала возлюбивший непорочность. Спасайся.

 

267. К Игнатию, епископу Милетскому <188>

 

Так как я до сих пор не знал точно места ссылки твоей отеческой святости, то и не удостоился написать [тебе], хотя и имел желание и трепетал о том духом. А теперь, когда брат наш Дионисий, возвратившись оттуда, <p. 160> сообщил нам, что видел и твое преподобие, принес нашему ничтожеству приветствие [от тебя и извещение], где и какова местность, где ты пребываешь, мы, смиренные, сильно обрадовались и охотно начертали письмо.

Ведь мы, почтеннейший, издавна объяты любовью к тебе и почитаем тебя не только как знакомого и брата по монашеству, но и как исповедника за Христа, за Которого и ради Которого [произошли] гонение и ссылка. Но благодарение Господу, явившему тебя в настоящее время столпом и утверждением истины (ср. 1 Тим. 3:15), не поколебавшимся от ударов противных [ветров], но в крепости Святого Духа сохраняющим в чистоте таинство благочестия. (395) Ты, конечно, знаешь, сколько [человек] и великих по моим грехам соблазнилось. Кто по их поводу не восстенает со слезами? В частности, по поводу [игумена] Мидикийского[928], ради икономии увлеченного друзьями Иосифа в нечестие против Христа. Это, богомудрый, совершенно нетерпимо и неудобно, ибо кто под видом добра творит зло, впадает в сугубый грех. А что он делает дурное и как бы прикрытием пользуется именем добра, о том свидетельствует божественный Василий. Так, они сверх собственного падения делаются причиной соблазна и для многих других. Впрочем, Мидикийский [игумен], сознав свое поражение, исповедал свое падение и, как я узнал, сильно раскаялся, и поэтому удалился в бегство, тем оставив своим ученикам и благомыслящим великий пример раскаяния и пользы. Стоят по благодати Христовой при содействии епископов прежде подвизавшиеся о Господе из числа игуменов, именно [игумены монастырей]: Кафарского[929], Пикридийского, Павлопетрийского[930], Агравского[931], Далматского[932] и Макарий Пелекитский.

Итак, молись, желаннейший отец, о мире Церкви, а затем и обо мне, грешном и нижайшем, чтобы, удостоившись следовать за вами, и я вместе с вами, святыми отцами, пришел к Богу.

 

268. К игумену Иоанну <189>[933]

 

Это мое письмо есть ответ на два послания твоей святости, так как я не имел под руками письмоносца, правильнее сказать <p. 161> потому, что мы имели встречу в видении (δια το φασματικήν), о чем сообщил мне принесший письмо. Благодарение Богу, что пребываешь в здравии, честнейший отец, (396) перенося уничижение Христа, за Которого и ради Которого изгнание и злострадание, лишение собственности и удаление от близких. Ты получаешь грустные сведения о беззакониях, творимых в монастыре, и знаю, что эти известия огорчают тебя. Да и может ли быть иначе? Ведь в числе [монастырских имуществ] есть и дело рук твоих, плод трудов, имущество от родителей, сборы и пожертвования от многих других, ибо ты был смотрителем царских имуществ и за это получал немало жалованья и платы натурой, а с другой стороны, и сам ты – знатного происхождения, имеешь много родственников и [благодаря всему этому] богато обставил монастырь.

Но с чем [только] не приходится мириться, раз обстоятельства привели к тому? Дерзай, честнейший, ибо немного спустя получишь и это, когда Благой Бог путем достаточного искуса, как огнем, испытает твердость нашей надежды на Него, да даст тебе Христос еще лучшее и вечное сокровище на небесах за то, что ты теперь оставил все ради Него, получив вечную славу и в монашеском чине, и во всей Церкви Божией. Прошу, пусть не огорчается твое сердце воспоминанием и слухом о печальном, ибо, напоминаю, писано: вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха (Евр. 12:4). Силен Бог вместе с искушением дать и исполнение надежды. И вера служит доказательством, чтобы мы имели в виду и наступившее, и наступающее (см. Евр. 11:1).

Поэтому, отче, нам необходимо терпение, чтобы получить от Бога обещанное. Я достиг и получил просимое от тебя убеждение в полной мере – в виде исповедания и согласия с истиной. И скажу, да вменится оно тебе в милость и в прощение вообще совершённых грехов. Это же не постыдился признать пред Богом и некоторыми даже глава иерархии[934]. <p. 162> Но перейдем к нашим избранным. Где теперь находится кружок аввы Иосифа, под видом икономии впавший ныне в нечестие и отколовшийся не только от нас, смиренных, но и от главы? Раньше они лицемерно говорили [ему] хорошее, а оказалось, что они соединены с ним не духовно, а из человеческих соображений. Приняв и (397) вступив в общение с противником и христоборцем, они вместе со Христом оттолкнули и нашего истинного патриарха. Да узрит Господь и посетит вскоре Свою Церковь, оскверненную диким вепрем, – разумеется, умилостивленный молитвами твоими и всех святых. Не переставай, возлюбленный, поминать меня, грешного, дабы я избавился от всякого дела лукавого, идя вслед за вами, исповедниками Христовыми.

 

269. К чаду Григорию <190>[935]

 

На твое давнее письмо отвечаю [только] теперь, и отвечаю не на то, что ты писал, ибо оно несогласно с долгом послушания, а на то, о чем я узнал по слухам. Мне угрожает пастырское осуждение, и горе мне, несчастному, если я не стану в требуемой мере наставлять! Ибо если бы я знал, что со словом обращаюсь к человеку, не привыкшему к послушанию, то я не решился бы сказать даже слово. Но так как обращаюсь к привыкшему, то вот и пишу при свидетелях Боге и Ангелах с целью и умолить, и наставить, и знаю, что буду говорить с имеющим уши слышать (ср. Мф. 11:15).

Брат Григорий, помяни дни прошлые, вспомни о своей сыновней преданности, вспомни о моей любви, правда, смиренной, но, как известно всем, искренней. Вспомни, что цари и архиереи оказались бессильными оторвать нас друг от друга, хотя и старались всяческим образом, ибо союз любви ни в коем случае неразрывен. А когда это прекратилось, [вдруг произошло] поражение и <p. 163> разлучение. Горе мне, несчастному! О, дьявольское ухищрение! Как крепок был ты в делах послушания, честен, заслуживал доверия, славен, подавал приходящим много даров! Что случилось, чадо мое? Что отлучило тебя, сердце мое? Не огорчил ли я тебя наказаниями, чтобы укротить твои желания? (398) Признаюсь, [сделал это], но ради Бога и [твоей] души. Если же это было как‑нибудь несправедливо, прости. Вспомни, что я, так сказать, насиловал свою природу и нарушал порядок подчинения, имея целью твой покой. С другой стороны, признаю твои [достоинства], – я не неблагодарен, сын мой, – что ты, последовав Христу через меня, был оскорбляем, заушаем, заключен в темницу, положил свою душу до крови. Ты слышал царские ответы. Ты знаком с придворными темницами, с заключением в [монастыре святого] Маманта. Знаешь о темничной жизни нас обоих, о нашей тесной взаимной близости, которой дивились и цари, и священники, и все другие. А что же потом нас разлучило? То, что когда гонение утихло и соблазн был устранен, мы вошли в соглашение с архиереем. О, искушение! И чего ты хотел? Чтобы состоялся собор, говорил ты, и устранена причина. А кто же [будет] заседать и отлучать? Не видишь ли, что ты говоришь несообразности? Наоборот, архиерей не должен был делать царю уступки, равным образом и его предшественник, при котором угрожала большая опасность, и из икономии которого и происходит вторая [опасность][936].

Оставь это, чадо. Что было, то прошло, и Бог судья им. Итак, я верую, что для Бога моего более славно и прилично примирение, чем противодействие по отношению к человеку благомыслящему и знающему меру и достоинства, и противодействия. Это доказало время, когда первоиерарх со многими другими получил венец исповедничества, и хотя я, смиренный, противодействовал архиерею, однако принял и принимаю [общение с ним] после того, как он перенес вину на царствующего. И не думай, брат, что я говорю это из любоначалия, как будто превозношусь или торжествую над твоим смирением. <p. 164> Ни в коем случае. Я готов, если это может быть благоугодно Богу, не только сказать тебе: «Я грешен», но и послушаться тебя. Молю тебя, чадо мое возлюбленное, Сам Бог просит через меня, – не ожесточайся. Знай, что ты несешь на себе ответственность и за окружающих тебя чад моих.

Молю тебя, не [дай мне] обмануться в надежде на вас обоих – я разумею также и возлюбленного моего Василия, писать которому особо (399) мне нечего. Если же вы, чего да не будет, не послушаетесь, я, смиренный, объявляю себя невинным от вашей крови (ср. Мф. 27:24; Деян. 20:26). А вы сами увидите, как и знаете, какое наказание и связание от Бога [следует] за непослушание.

 

270. К жене протоспафария[937] <191>

 

Жалея и боясь, как бы своим письмом не причинить тебе, госпожа моя, труда, я не писал раньше. А ты, не знаю, каким образом встретив письмоносца, наполнила его руку деньгами, послав их нашему смирению для упокоения. Почему ты причинила убыток своему благословенному дому? Зачем ты меня усиленно питаешь? Но всё Измеряющий мерою и весом (Прем. 11:21) да вознаградит тебя и окажет тебе прием в Царстве Своем. Да внимает Он твоей вере и возносимой молитве. Да утолит всякое твое горе и трепет и даст тебе мирную и спокойную жизнь. Поминай и нас в своем чистом и православном служении. Я слышу, что ты держишься благочестия[938]. Держись и впредь.

 

271. К Пасхалию, папе Римскому (II, 12)[939]

 

Всесвятейшему, великому светилу, первейшему архиерею, господину нашему, владыке, апостольскому папе – Иоанн, Феодосий, (400) Афанасий, Иоанн, Феодор, нижайшие пресвитеры и игумены Кафарский, Пикридийский, Павлопетрийский, Евкерийский, Студийский.

Конечно, уже известно верховному блаженству вашему случившееся с нашею Церковью по грехам нашим. Мы обратились в притчу и пословицу у всех народов, скажу словами Писания (Пс. 68:12). Но, может быть, эта весть [дошла до вас] не совершенно и не письменно. Посему мы, нижайшие, хотя и составляющие последний член Тела Христова, когда глава наша в заключении и высшие из братства рассеяны в разных местах, можем, находясь близко и путем сношения друг с другом согласуясь в духе и слове, написать, хотя это и дерзновенно, следующее.

Внемли, апостольская глава, Богом вознесенный пастырь овец Христовых, имеющий ключи Царства Небесного, камень веры, на котором воздвигнута Кафолическая Церковь. Ибо ты – Петр, украшающий и правящий престол Петров. Свирепые волки вторглись во двор Господень; врата адовы, как некогда, напали на нее. Что это? Подвергается гонению Христос с Матерью и служителями, так как преследование образа есть гонение первообраза. Отсюда низвержение патриаршей главы, изгнания и ссылки архиереев и иереев, монахов и монахинь, оковы и железные узы, мучения и, наконец, смерти. О, страшно слышать! Досточтимая икона Спасителя нашего Бога, Которой и бесы страшатся, подверглась поношению и унижению не только в царствующем городе, но и во всех местах и городах, жертвенники истреблены, храмы разрушены, святыни осквернены, кровь держащихся [Col. 1153] Евангелия пролита и проливается и еще оставшиеся преследуются и обращаются в бегство. Умолкли все благочестивые уста от страха смерти, открылся противный и богохульный язык[940], поколебалась всякая плоть, не склоняясь в ту и другую сторону. (401) У, люте мне, как говорит Писание, понеже бых аки собираяй сламу на жатве и яко пародок во обымании винограда не сущу гроздию (Мих. 7:1).

Всё это, блаженный, случилось с нами. Кто же не станет огорчаться этим, относя страдания ближнего к себе самому? Кто не подумает, что это предзнаменования антихристова пришествия, настолько отличающиеся от него, насколько отличается от первообраза образ, на который и нападают с яростью? Итак, приди сюда с запада, христоподобный, востани и не отрини до конца (Пс. 43:24). Тебе сказал Христос Бог наш: и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк. 22:32). Вот время и место. Помоги нам, поставленный на это Богом, простри руку помощи, сколько возможно; ты имеешь силу от Бога, потому что первенствуешь между всеми, для чего ты и поставлен. Устраши, просим тебя, зверей‑еретиков свирелью божественного слова твоего. Пастырь добрый, положи душу за овец (ср. Ин. 10:11), умоляем тебя. Пусть услышит поднебесная, что вами соборно анафематствуются дерзнувшие на это и анафематствующие святых отцов наших. Это было бы приятно Богу, радостью для Ангелов и святых, опорою для колеблющихся, поддержкой для утвердившихся, восстановлением для падших, веселием для всей Церкви православных и для твоей верховности вечной памятью, подобно древним предшественникам твоим, которые, в подобные времена сделав по внушению Духа то, что ныне испрашивается нами, грешными, поминаются и ублажаются.

Мы несомненно веруем, что ты, преклонившись милостью сострадания, примешь уничиженное письмо наше, подражая Христу, Который, будучи Богом всех, не погнушался принять письмо от Авгаря и написать ответ на него.

 

272. К нему же (II, 13)[941]

 

(402) Всесвятейшему отцу, верховному вселенскому светилу, господину нашему, владыке, апостольскому папе – Иоанн, Феодосий, Афанасий, Феодор, нижайшие пресвитеры и игумены Кафарский, Пикридийский, Павлопетрийский, Студийский.

Посетил нас Восток свыше (Лк. 1:78), Христос Бог наш, поставив твое блаженство на Западе как бы некоторым богосветлым светильником для просвещения поднебесной Церкви на апостольском первейшем престоле. Духовный свет восприяли мы, содержимые во мраке и смертной тени (ср. Лк. 1:79) нечестивой ереси, отгнали облако уныния и возникли к благим надеждам, узнав от посланных нами братий и сослужителей наших[942], как и что сделала и сказала святая верховность твоя, еретиков [Col. 1156] апокрисиариев[943], как воров, не допустив даже до священного твоего лицезрения, но справедливо отвергнув их, когда они находились еще далеко, а нашим бедствиям, по известию письма и рассказам посланных, оказав сочувствие и богоподобно сострадав нам как собственным членам. Подлинно узнали мы, смиренные, что действительный преемник верховного из апостолов предстоятельствует в Римской церкви; истинно убедились мы, что не оставил Господь нашей Церкви, для которой в приключающихся несчастьях имеется издревле и от начала одна и единственная помощь от вас, по Промышлению Божию. Итак, вы – поистине незагрязненный и неподдельный источник Православия от начала; вы – тихая пристань всей Церкви, удаленная от всякой еретической бури; вы – богоизбранный город спасительного прибежища. Впрочем, (403) дерзновенно со стороны нас, несчастных и недостойных, составлять похвалы вашему божественному имени, которое некогда было ублажаемо божественными устами (ср. Мф. 16:17); надобно обратиться к нашим бедствиям.

Нечестивые не перестают со всем рвением и неистовством делать обычное, увлекая и низвергая в пропасть ереси всех, боящихся смерти. Ибо совершенно необходимо тому, кто не уступает им, подвергнуться жестокому пламени бичеваний с прочими мучениями, так что, к крайнему сожалению, мало‑помалу ослабевают [некоторые] и из тех самых, которые [прежде] подвизались. Мы же, смиренные и нижайшие из членов, опять как за свою священную главу[944], так и за прочих ратоборствующих отцов и братий осмеливаемся ходатайствовать и умолять, чтобы утешила нас святая и апостольская душа твоя. И во‑первых, что и делаешь ты, как мы веруем, не прекращай богодоступной молитвы об утверждении и спасении всех (об этом просим священнейшее сердце твое); потом доведи до конца при помощи Божией то, что по внушению Духа решено и определено тобою на пользу нас, смиренных, и в вечную хвалу собственной добродетели.

 

273. К Василию, архимандриту Римскому <192>[945]

 

Раньше по одному обстоятельству я не написал. <p. 165> Но теперь пишу моему возлюбленному и святому отцу. Ибо с кем другим из здешних я могу беседовать, как не с издревле и от начала моим знакомым, другом, отцом, защитником, единодушным, единомысленным, соревнователем, и помощником, и советником, и всем, что только можно сказать в отношении близости, заботливости и защиты. [Это] – ради Бога и добродетели, которой ты облекся в своей божественной жизни. В первой из церквей Божиих ты сияешь, как действительно возлюбленный и выдающийся по своим достоинствам. Оттуда ты как бы разбрасываешь лучи (404) до концов земли силой всюду прославленной своей богоименности и своего имени, поистине царского (βασιλείου)[946].

Таков и столь велик ты, человек Божий и достолюбезный отец. Причина, почему мы написали и опять послали верного нашего сына Евфимиана, заключается не в чем ином, как в том же, о чем [говорилось] и в прежних письмах, которые принесли Дионисий и этот же самый Евфимиан, мои искреннейшие и возлюбленные сыны. Хотя они и не принесли нам письменных ответов, но твоими словами и словами священного Мефодия и письмом боголюбивейшего епископа Моновасийского[947] достаточно воодушевили наши смиренные сердца, сообщив доброе и вполне богоугодное и достойное действительно апостольской души, что было сказано с сочувствием и по подражанию Христу, и по внушению Духа и по преданию отцов было подтверждено святейшим апостольским отцом. И мы, смиренные, этого именно и желали сильно – чтобы чрез посредство первопрестольной и богодарованной власти[948] и по влиянию владыки вашего государства (χα& υμας οικουμένης)[949] была оказана [нам] помощь. Но доселе мы не смели просить об этом высшем благе. Но раз по мановению перста Божия эта мысль возникла в священном сердце, то к этому ведут и обстоятельства, <p. 166> об исполнении этого молимся и мы, недостойные, а прежде всего (да будет это) во славу Божию, которой да послужит величайшая польза Его Церкви. Как един Господь, едина вера, един Бог (ср. Еф. 4:5), так, разумеется, и едина Церковь, хотя она возглавляется у вас. Поэтому, владыки мои, заботясь о нас, вы обеспечиваете себя, ибо говорит [Писание]: чтобы все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12:25–26) во славу вашу святых. Мы, грешные, напоминаем [вам об этом], но ни в коем случае не наставляем.

Это исходит по Божию определению от блаженнейшего апостольского отца. Кроме тебя, прекрасного сотрудника и достойного советника и во всех отношениях [верного духу] апостольства, кто мог бы примкнуть и содействовать и усиленно желать исполнения божественных нужд? (405) Как и раньше при прежних обстоятельствах, ты вместе с апостольским главой Христовой Церкви явился богоугодно ревнующим Господу, как защитник и покровитель истины.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!