Другое возражение того же еретика 14 страница



Я получил от тебя теперешние, равно как и прежние, подарки; за это да благословит тебя Бог отца моего. Приветствуй брата Елевферия и передай ему, что он очень утешил меня тем, что по послушанию эконому[844] сделал сапоги для братии; за это Бог тебя да упокоит (ανταναπαύσειεν). Всё, что я внушил тебе, чадо, сообщи и ему. Я рад, если вы неразлучны друг с другом. Молитесь о моем смирении. Благодать Господа [да будет] с вами. Находящаяся со мной ваша братия приветствует вас[845].

 

213. К чаду Евфимию <139>[846]

 

Из писем я узнал о твоей скорби, чадо мое возлюбленное, и о том, что ты скитаешься с места на место, убегая и скрываясь от нечестивых. Как не быть тебе в скорби и стеснении? И несмотря на это, укрепляемый надеждой, радуйся, ибо ты страдаешь за Христа, принявшего за тебя смерть. Ты ступил на стезю святых, которые скитались среди многочисленных горестей, лишений, стеснений, <p. 124> сделавшись нищими, укрываясь под скалами, блуждая по горам [как] беглецы, лишенные города, жилища, среди разнообразных ран и смертельных опасностей, чтобы приобрести Христа (см. Евр. 11:36–38). Так и ты, чадо, во всех своих бедствиях туда обращай свои взоры, их примером утешайся, стой благородно, как подвижник Христов. (336) Теперь время мученичества. Блажен, кто перенесет эти немногие скорбные дни, за которые [предстоит] венец вечный, слава неизреченная. Горе отрекшемуся и предавшему икону Христову, ибо его [ожидает] участь, подобная Иудиной.

А ты, чадо, подвизайся еще добрым подвигом, вынося все бедствия. Смотри, одни из братьев твоих в темницах, а некоторые подвергались бичеванию со Христом. Не страшись и не падай духом перед тем, кто властен над плотью. С тобою Христос, и ты всё перенесешь по Его мановению. Молись и о моем смирении, чтобы мне спастись о Господе. Приветствуют тебя братия, живущие при мне. Благодать с тобою.

 

214. К Феофану, игумену Поля <140>[847]

 

Правда, поздно, но всё же я узнал, многожеланный и славнейший отец, что ты схвачен иудействующими и лжехристианами. О, как они не постеснялись наложить руку на человека Божия, на мужа преподобного, на тело, изможденное долголетними подвигами и сильной изнурительной болезнью! Но те, кто на Самого Христа простерли руку поругания и гонения, на какое только беззаконие не способны? Благодарение Богу за Его неизреченную милость, что тебя, больного смертельной болезнью, Он сделал крепким духом более, чем многие из здоровых, так что ты стал глашатаем истины, мужественно изобличил язык еретичествующий и остался совершенно непоколебимым в исповедании Христа. Это – верх твоих аскетических подвигов. Это высшая точка твоего богомудрого ведения. Ты угодил Богу, любящему тебя; сделал приятное Ангелам, (337) наблюдавшим за твоей похвальной жизнью. Ты увенчал себе голову венцом исповедничества. Вместе с Церковью Христовой ты и для меня, жалкого и ничтожного, стал столпом спасения.

Радуйся и веселись надеждами на воздаяние в бесконечные века. <p. 125> Молись, чтобы и мне, нижайшему твоему сыну, шествовать вслед за тобою. Прошу тебя, святейший, приветствуй своего сподвижника – я разумею отца моего экзарха[848].

 

215. К пресвитеру подписавшемуся[849] (II, 6)

 

[Col. 1128] Что потерпела честность твоя в крушении из‑за подписи? И сколько ты оплакивал это падение? Ибо поистине падение есть восстание против святой иконы Христовой, хотя бы только рукою. Я узнал об этом из письма твоего, человек Божий, и сострадал, совоздыхал, соболезновал, взывал горько и как следует дружелюбно расположенному, потому что мы члены друг другу (Еф. 4:25); посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены, это слова апостола; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12:26). Но, о, бедствие! Мы подверглись нападению, устрашились, убоялись того, чего не должно страшиться и бояться, если действительно читаем слова: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28). Для чего же ты, друг, обратил речь ко мне, непотребному? Какое врачевание могу доставить я, болящий во грехах и не принадлежащий к тем, которым вверено исцеление таких ран? Бог не есть Бог бесчиния; исправление и исцеление пресвитеров, то есть священников, Он вверил епископам. Как ты требуешь от меня того, что выше меня? Это невозможно. Впрочем, (338) чтобы мне не оставить тебя совершенно без ответа, с любовью предлагаю тебе следующий совет. Благой Бог не хощет смерти человека, но еже обратитися и живу быти ему (Иез. 33:11). Итак, если раскаяние твое истинно, то совершенно устранись от священнослужения, разве, не знаю, по какой‑либо настоятельной нужде можешь сообщать кому‑нибудь святыню. Ибо иногда по нужде и затруднению бывает и то, что иной сам от себя принимает ее для избежания ереси. Поэтому что сделал ты сам по себе или по внушению другого, то похвально и хорошо для умилостивления Бога. Но разрешить священнослужение совершенно нет никакой возможности, хотя бы оно по‑видимому дано было от какого‑нибудь архиерея; и это до водворения мира в Церкви Божией, когда всё подобное будет по‑надлежащему определено соборным судом и получит Божественное решение. Если же ты скажешь: «Подписываясь, я восклицал, что я поклоняюсь святым иконам», то прости, брат: и Пилат, устами выдавая себя за невинного в убиении Христа, тростью утвердил смерть Его (Мф. 27:24).

Вот что тебе от меня, смиренного, как пред Богом. Прошу совершать молитвы о моем спасении, при сокрушенном покаянии твоем. Утешай святых отцов моих из епископов, которых, по твоим словам, ты видел, и приветствуй их как бы от меня, несчастного.

 

216. К чаду Каллисту <141>[850]

 

<p. 125> Я не забыл тебя, чадо мое возлюбленное Каллист, но помню и имею тебя в сердце своем в любви Христовой. Я очень рад, что ты сблизился с экономом[851] и служишь ему. Говорю правду: мне кажется, что это за мной ты ходишь и служишь. Господь мой да явит тебя полезным во всех случаях. Прежде всего ты хорошо послужил покойному отцу нашему[852], затем моему приснопамятному Арсению и, наконец, теперь эконому. (339) И в одном и в другом случае, как уже сказано, ты ходил за мною и послужил мне, смиренному. Это сверх того, что ты послужил по должности келаря. Я рад, что во всех случаях ты заслуживаешь одобрения, способен, обходителен, верен, любезен, терпелив, отцелюбив, сообразителен, ловок, настойчив, блюдешь закон, не уклоняешься от веры и исповедания Христа.

В этом [состоянии] оставайся, утверждайся и радуйся, ибо велика тебе награда от Бога. Хотелось и мне иметь тебя теперь при себе, но отныне, благодарение Богу, ты больше покоишь[853] меня издали, покоя эконома, мои очи, мою душу, и не только дома, но и в его путешествиях к братьям. Да будет тебе с избытком благодать от Бога. Молись о моем смирении. Приветствуют тебя твои братья.

 

217. К кандидатиссе Кассии <142>[854]

 

Я получил то, что ты прислала мне ради Господа. Почему это, благоговейная, ты вспомнила обо мне, смиренном? Будучи отпрыском от доброго корня, ты привыкла благотворить. Слышно также, что ты оказываешь благодеяние духовному нашему сыну Дорофею, который недалеко от тебя заключен в темницу за <p. 126> Христа. Ты знаешь, что делаешь: таким образом ты принимаешь участие в его подвижнической борьбе. Думай, что в лице нашего сына ты питаешь нас, грешных. Чем мы можем воздать тебе? Молитвой и словом убеждения. Как я узнал, ты еще с детства избрала добрую жизнь ради Бога. Ты стала невестой Христа, не ищи и не люби больше никого. Кто [может быть] прекраснее Его? Его красота пусть еще ярче сияет в твоем сердце, дабы ты угасила всякую страсть, (340) изменчивую и тленную. Решительно избегай взглядов мужчин, хотя бы даже и скромных, чтобы не быть как‑нибудь пораженной или не поразить. Ожидает тебя небесный чертог: там ты увидишь Того, к Кому прилепилась, и с Ним будешь вечно радоваться.

Мало это слово, но оно достаточно для убеждения твоей честности, да будешь спасена, дщерь Христова.

 

218. К чаду Мелетию <143>[855]

 

Сначала на основании писем брата Иоанна, а теперь – твоего письма, чадо Мелетий, я прославил благого моего Бога за твое раскаяние и исповедание[856]. И благодарение Господу, что от начала и до известного времени не напрасным оказалось твое доброе послушание. Я признаю и свидетельствую пред тобою, что, подобно прочим, ты пострадал от ревности, а не по умыслу. Вследствие этого, положившись на свою собственную праведность и рассудительность, вы отреклись от божественного и спасительного подчинения, увлекшись и нетвердо следуя за несбыточным. Это подтвердили и подтвердят время и действительность.

Но, покончив с этим, я опять перейду к благодарению. Я обрадовался, чадо мое возлюбленное, насладившись [общением с] тобою через письмо. Радуюсь о тебе и о тех, кто не впали в заблуждение. Я – твой, хотя и грешный, отец и положу за тебя смиренную мою душу. Тебе всё прощено. Отныне будем стоять. Будем служить Господу в покорности, избегая прихотливого и коварного демона. Так мы можем спастись о <p. 127> Господе. Для меня неважно, чтобы ты был здесь впредь до умирения Церкви Божией, только блюди себя в целости, всегда молясь о моем смирении.

 

219. К чаду Иоанну (II, 7)[857]

 

(341) [Col. 1129] Я утешаюсь, сын и брат, письмами твоими, ибо они имеют последовательность и чужды неприятного многоглаголания. Достоинство[858] письма – тотчас касаться предложенного предмета и говорить то, что нужно, а не возвращаться к тому, что не таково.

Пойдем же далее. О чем ты спрашивал, о том рассуждать теперь не время, и не нам учить тебя, добрый сын, ибо я, помимо других оснований, и не посвящен в предметы неудобопостижимые. Но чтобы не опечалить тебя молчанием, о первом скажу, что никто из других богоносных отцов не разъяснил этого предмета так, как Григорий Нисский. Будем же довольствоваться духовным содержанием этого на открытом уже пути к созерцанию. Ибо что дальше Гадира, то недоступно, как [говорит] пословица[859]. О втором: смысляй в то время премолчит, яко время лукаво есть (Ам. 5:13); это мне не кажется дурным и неправым. Ибо нам определено Богодухновенным Писанием время глаголати и время молчати (Еккл. 3:7), по требованию нужды, так чтобы мы наблюдали и благоустрояли слово истины. Ибо не повелено ли нам не давать святыни псам и не бросать бисера перед свиньями (Мф. 7:6)? Посмотри на богоносных мужей, и ты найдешь, что они то полагали слово под спудом молчания, когда говорить бесполезно или даже вредно, то ставили его на подсвечнике, когда сеяние обещало хороший плод и [нива] не камениста (ср. Мф. 5:15; 13:20).

Это что касается предложенного мне вопроса[860]. Если же ты найдешь сам от себя или при помощи других более испытанное, то не откажи сообщить мне, твоему отцу и брату, нуждающемуся в советах. Будь здоров и много молись обо мне.

 

220. К чаду Ипатию <144>[861]

 

(342) И это твое письмо я прочел, любезное чадо. Во всех отношениях согласен с твоим желанием и телесно быть около меня, проистекающим из сердца, пылающего верой. Но твое намерение несвоевременно, ибо совершенно бесполезно. И не смей делать ничего подобного. Нужно согласиться с тем, что определил Господь. Разве не знаешь, что вместо нас Бог печется о нашем спасении? Что ученик единодушен [с учителем], это можно узнать не столько по телесной близости, сколько по неразрывному духовному общению в образе мыслей и любви. Что же? Разве мы телесно любим друг друга и разве плоть служит орудием [нашей любви]? Если это так, мы самые жалкие из всех людей. Наша любовь бесстрастна, чтобы этим указывать в нас сынов бесстрастного Бога. Поэтому совершенно нет нужды в телесном общении.

 

Бог печется о нашем спасении.

 

Согласись с этим, чадо, и в смирении стань по мере сил помощником братьев твоих. Молись и обо мне, смиренном. Приветствуй братьев Лукиана и Еводия. Троица да соблюдет [вас] троих с тем, кому вы служите[862]. Братья низко кланяются тебе. Приветствуй человека Божия[863].

 

221. К братиям, находящимся в ссылке и темницах (II, 8)[864]

 

Феодор всем братствам или общинам, повсюду рассеянным за Христа, с находящимися в темницах и ссылке [желает] о Господе радоваться.

Благодать вам и мир, скажу словами апостола, от Бога Отца нашего (343) и Господа Иисуса Христа, Надежды нашей (Гал. 1:3), за Которого и ради Которого это гонение, скорбь и притеснение, удаление в пустыни и ссылка, заключения под стражею и мучения и все прочие ежедневные бедственные обстоятельства и события. Поэтому, возлюбленные братия мои, желая доставить какое‑нибудь утешение за отсутствием смиренной нашей особы, мы посылаем вам это послание, извещая, что непрестанно воспоминаю о вас в смиренных молитвах наших (Рим. 1:9, 10), воспоминая и представляя себе каждого из вас, со слезами и воздыханиями воздевая руки к Богу, чтобы мы как приняли на себя подвиги за истину и [Col. 1132] вышли с одним духом и одной душою, как бы из гнезда, из наших священных мест подвижничества, так и пребывали до конца силою Господа, имея ту же веру, ту же любовь… единодушны и единомысленны (Флп. 2:2) и содержа учение истины, проповеданное и написанное перед глазами и в слух всей твари поднебесной, именно: поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, преславной и блаженной Троице, по богословскому учению; исповедовать, что одно из [Лиц] Троицы, Сын и Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (Флп. 2:7), в образе нашем представляется и изображается в телесном виде, так как Он есть совершенный Бог и вместе человек, столько же подлежащий описанию, подобно нам, которых и естество Он принял, сколько чуждый этого по неописуемому естеству Божескому. Ибо не Ангелов, говорит где‑то Писание, восприемлет, хотя и им свойственно принимать образ, как видели те, кто взирал Духом, но восприемлет семя Авраамово. Посему он должен был во всем уподобиться братиям (Евр. 2:16–17). Пусть же скажут христоборцы, как возможно семени Авраамову не изображаться на иконе? Как Он будет во всем подобным нам, братом которых Он назвался, если оказывается, что Он не получил свойства описуемости, подобно нам, братьям Его? Тогда Он не будет ни братом, ни подобным нам, поэтому Он и не человек. Такое (344) заключение следует из их слов, что Христос не изображается на иконе, подобно нам; так они разрушают спасительное Домостроительство, подобно манихеям, валентинианам и маркионитам.

Общения с ними будем избегать, братия, как яда змеиного, заражающего не тело, как говорит в одном месте [Григорий] Богослов[865], но глубины души. Мудрствуя же согласно с апостольской и поднебесной Церковью (ибо настоящая византийская есть еретический раскол, которая привыкла часто отделяться от прочих), мы изображаем Господа нашего Иисуса Христа в телесном виде, как издревле непрерывно предано от самого явления Его апостольскими Деяниями, переписывая икону с иконы, равно как и образ Животворящего Креста, а не так, чтобы Крест, который есть оружие Христа против диавола, изображать, а Того, Кто есть оруженосец и победитель сатаны, не изображать. Ибо как могло бы быть изображаемо оружие победоносное и истинное, если бы оно не имело представляемого пред глазами оруженосца? Потом и поклоняемся святой иконе Его, поклоняясь как бы Христу, изображенному на ней. Ибо Он произошел из чрева Матери Своей Богородицы, имея образ; а если бы нет, то был бы каким‑нибудь выкидышем и не получившим образа человеком – о, богоборцы! Если же Он произошел имеющим образ младенцем, что и истинно, как говорит пророк: всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу (Лк. 2:23; Исх. 13:2), – то совершенно необходимо следует, что Он может быть и изображаем на иконе. Глусии, услышите, и слепи, [Col. 1133] прозрите видети (Ис. 42:18). Одна только особенность во Христе в сравнении с нами: именно та, что Он был зачат в утробе Девы без семени и родился без тления, ибо Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2:22). Прочее же всё, как у нас: Он ел, пил, дышал, возрастал, ходил, потел, утруждался, был распят, умер, хотя – как Бог – в третий день воскрес, имея и после воскресения наш изображаемый вид, обоготворенный и сделанный нетленным в Нем, в котором Он и являлся апостолам, с ними ел и пил по воскресении и был осязаем Фомою, сказав всем принимавшим Его за духа: осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не (345) имеет, как видите у Меня (Лк. 24:39). Так Он и вознесся во славе, так и опять придет в том же виде нашего образа, и увидит Его всякая плоть грядущим с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Его (2 Фес. 1:7–8), с которыми будут мучиться распявшие Его иудеи и не принимающие изображений Его иконоборцы.

Это, братия, евангельская проповедь, это апостольское учение. Мудрствующие же, противоположное этому, стараются совратить народ Божий в иное благовествование (Гал. 1:6–7), предлагая ложные писания, говоря из своего чрева, а не из уст Господних. Ибо обыкновенно всегда к пшенице примешиваются плевелы и к истине прибавляется ложь. Ибо как и открылась бы истина, не встречая противоречия? Но если бы даже мы, говорит апостол, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал. 1:8–9).

 

Иконоборцы хуже иудеев.

 

О Богородице же и о ком‑нибудь из святых излишне было бы мне и писать вам, что они изображаются. Ибо глупо было бы говорить, что какой‑нибудь человек не может быть изображаем. А отрицающие, что Христос, Который есть Глава тела Церкви (Кол. 1:18), может быть изображаем, полагали вместе уничтожить и иконы членов Христовых, так как мы все тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12:27). Ибо обличение для них, если Матерь Божия изображается на иконе, а родившийся от Нее и питавшийся сосцами Ее и испытавший всё, относящееся к телесному пребыванию Его, – нет; или опять самовидцы и слуги будут живописуемы, а Тот, Которому они служили и с Которым обращались, не будет изображаем. Они оказываются даже хуже иудеев, потому что не принимают иконы ни Моисея, ни кого‑либо другого из пророков, между тем как жившие прежде Благодати принимали [священные изображения], быв подзаконными, а не христианами. А эти так безумствуют, что противоречат и самим себе, и иудеям, и [они] не суть ни иудеи хранители Закона, ни христиане, – не изображая Христа, Которого признают соделавшимся человеком. Есть такое изречение апостола Петра (346) [Col. 1136] в истории мученичества святого Панкратия: «Сын Иосиф, вынеси икону Господа нашего Иисуса Христа и поставь ее на башне, чтобы видели, какой образ принял Сын Божий, чтобы, увидев, еще более уверовали, взирая на вид образа, и вспоминали о том, что нами проповедано Им»[866]. Есть изречение Павла: О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? (Гал. 3:1). Есть изречение Василия Великого: «Да будет изображен на картине и подвигоположник в борьбах, Христос»[867]. И еще: «Чествование образа переходит к первообразу»[868]. Есть изречение много подвизавшегося Афанасия: «Мы, верные, поклоняемся иконам не как богам, подобно эллинам, да не будет; но только выражаем расположение и усердие нашей любви к начертанию лица иконы»[869]. Есть изречение Златоуста: «Мне нравилась и картина, сделанная из воска и исполненная благочестия. Я видел на иконе Ангела, прогоняющего тьмы варваров, видел попираемые племена варваров и Давида, который истинно восклицал: Господи во граде Твоем образ их уничижиши (Пс. 72:20)»[870]. Это и делают ныне иконоборцы с Христом, Богородицею и святыми – страшно слышать! – уничтожая святые иконы их.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!