Другое возражение того же еретика 13 страница



Да даст Господь по сердцу вашему и весь совет ваш исполнит (Пс. 19:5), отрасли доброго корня, сестры прекрасного брата[829], невесты небесного чертога. Прошу, молитесь и обо мне.

 

201. К Антонию, игумену Авлитскому <127>[830]

 

<p. 113> Опять пишу тебе, благочестивый, одушевляясь с тобою и поздравляя тебя по поводу трудов и болезней, гонений и изгнаний за Христа. Пришло время [одним] быть увенчанными, (324) подвизаться, принести исповедание, а другим [стать] гонителями, христоборцами. Ведь отвергающие икону Христа кто такие, как не гонители истины, восставшие против Христа? Ибо честь или бесчестие, оказанные образу, восходят к первообразу[831]. Так претерпим же, отец честный, страдания от врагов, наградой за которые будет вечная жизнь и веселие со святыми. Хвала тебе, человече Божий, что ты почти один из всех игуменов Города[832] и [его] окрестностей вышел как передовой борец за Православие, став светом для сидящих во тьме и осуждением для впавших в нечестие монахов. Что пользы на несколько дней удержать за собою монастырь, славу, мирские удовольствия и вместе с еретиками подвергнуться вечному позору? И насколько лучше и блаженнее отказаться от [всего] своего, принести [в жертву] даже и тело и обрести милость Божию и Царство Небесное.

Это я решился сказать, как нижайший. Прошу тебя, преподобнейший отец, поминай меня, грешного, чтобы мне спастись от страстей бесчестия и быть готовым ко всему, чему Бог повелит подвергнуться за Его имя.

 

202. К монаху Аркадию <128>

 

Я как‑то услышал, что ты, возлюбленный брат, хорошо устроил свои дела, и прославил Бога. За что? За то, что ты не дал предавшим истину увлечь тебя в общение с еретиками, хотя бы они были в чине учителей. [Наоборот], оттолкнув от себя общение, которое отлучает от Бога, ты скрылся, живя вместе с работниками в горах и пещерах, предпочитая терпеть страдания и <p. 114> бедствия, чем ради временного удовольствия отказаться от вечной жизни, имея наставником и учителем Христа Бога нашего, за Которого и страдаем.

(325) Итак, благодарение Приведшему тебя в совершенное разумение! Действительно, мир недостоин тебя, как говорит божественный апостол (Евр. 11:38), ибо ты живешь премирно (υπερκοσμίως). Тебе поистине принадлежит Христово ублажение изгнанного правды ради (см. Мф. 5:10). И именно тому, кто ради любви к Богу оставил высшие земные достоинства, службу при дворе, прибавлю – телесную красоту и достояния[833], подобает жить не позорно и бесчеловечно, но предпочесть Божественное и отправиться в страны пустынные и горные, где можно жить по‑ангельски, вздыхать к Богу, взирать на небо, обращаться с Ангелами.

Потерпи, брат, за призвавшего тебя Господа, и Он возвысит тебя в великую славу, в пример добродетели для живущих в мире и в наследование ожидаемых благ для любящих Его. Всегда поминай и нас, недостойных и любящих тебя, чтобы мы пережили настоящий подвиг, как благоугодно Христу. Весьма много приветствую находящихся с тобой.

 

203. К комиту <129>[834]

 

Непрестанно слышу, человек Божий, о твоей добродетели и богопочитании, какие ты обнаруживаешь в отношении к там живущим или даже проходящим нашим братьям. Славлю Бога, что ты, как некий отец или наставник или даже Ангел, от Бога посланный, относишься к ним: одного увещеваешь, другого убеждаешь, одного кормишь, другому помогаешь выйти в путь; иному, одиноко живущему, находя совместного жителя, одного одевая, другого снабжая нужным в дорогу. И зачем много говорить? Я вижу в тебе себя или одного из своих ближайших помощников. Как это, господин всечестнейший, ты взял на себя эту заботу? Откуда у тебя дружеское чувство, утешение? Только от Бога, на каждом месте и в каждой стране имеющего своих [особенных] слуг и делателей. Ты и в <p. 115> прежней [нашей] ссылке[835] не прекращал этой своей деятельности, покровительствуя и прислуживая нам самим.

(326) За это мы навсегда обязаны тебе благодарственными молитвами. Более того, [тобою прославляется] Бог, принимающий на Себя твои благодеяния, оказанные братьям. От Него [да будет] тебе отпущение грехов и Царство Небесное.

 

204. К чаду Навкратию <130>[836]

 

Я сильно трепетал за братьев, что с ними будет. И когда из твоего письма узнал, что они в целости и среди них также и Ипатий, – ведь это именно обозначает возвращение их в заключение, – нужно ли говорить, как я просиял, стал храбрее[837], возблагодарил, возликовал? Подобно тому как блаженная кончина моего святого Фаддея обратилась в победу (κράτος) не только для меня, смиренного, но и для вас, его братьев, и для всей Церкви, такое же значение имеет мужество и твердость подвизающихся, как в противном случае было бы наоборот. Итак, Бог им помощник и на дальнейшие их прекрасные подвиги, а вместе с ними и для нас. Они уже прошли поприще (εδραμον) и победили, хотя и не навеки, так как неизвестно, что принесет будущее, а мы пока еще готовимся, не начав бега.

Поэтому напоминаю, прошу, умоляю всех через тебя быть готовыми и предрасположенными к внезапному заключению. Никто, стоя на поле брани, не ведет себя беспечно, не пререкается, не расслабляется, не шутит, не негодует (ού μισοπονερεΐ), не ходит попусту (ού κενεμβατεΐ). А что же [делает он]? Бодрствует, молится, окапывается, схватывается и до схватки, отгоняет пожелания, питается в меру (αυταρκοτροφεΐ), расстается (άσχετε7) с миром, жизнью, собственным телом, по апостольскому выражению: все почитаю за сор ради Христа (Флп. 3:8). Разве вы не знаете, что случилось с несчастным Лукианом, чтобы не говорить о прочих, ничего, как оказалось, [особенного] собою не представляющих? Как (327) он пал, как, стыдно сказать, стал подручным императора, а вернее – диавола? Прошу вас, молитесь обо мне, чтобы <p. 116> меня, блудного, бездеятельного, бесполезного, осенила сила Христова, дарующая победу, ибо Он сказал: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5).

О том же и я ежедневно со слезами молюсь за вас. Да, прошу вас: готовьтесь, наденьте панцирь, станьте в ряд, имея пред собою предводителем и защитником Господа, Который, конечно, спасает верующего. Веруете ли, что Я могу это сделать? – говорит Он. Они говорят Ему: ей, Господи! А Он – «идите, и как вы уверовали, да будет вам». И [таким образом] они получили просимое (Мф. 9:28). То же [происходит] теперь и с нами, смиренными. Покажи, брат, мое письмо выдающимся. А прежде всего, будьте более тверды, когда из темницы вас препроводят к императору. И да будет с вами Господь. Аминь.

 

205. К чаду Петру <131>[838]

 

Что ты написал мне, это хорошо, ибо мне всегда приятно, чадо мое возлюбленное, письменно беседовать с тобою. Но что касается посылки, то зачем она? Да еще столь большая и разнообразная. Всеми этими удивительными [делами] ты поразил меня. Разве недостаточно с тебя заботы о братьях? Прошу тебя, будь терпелив, расходуясь [на нужды других]. Однако я принял [посылку] и возблагодарил, что, несмотря на мое недостоинство, Бог внушил тебе такое рвение. Чем я воздам, несчастный? Что у меня есть хорошего? Что сам ли ты или кто другой из твоих товарищей получили от меня? Если вы и получили какую‑нибудь пользу, то не от меня; это – Божий дар (Еф. 2:8). За то расположение, с каким ты, доброе чадо, относишься с первого дня и доселе к моему смирению, да обретешь милость от Христа, дарующего тебе награду за твое послушание, ибо всё, что ты делаешь, делаешь ради Него. (328) Умоляю вас, бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь. Всё у вас да происходит в любви. Теперь время подвигов. Смотрите, как пали те, кто считал себя твердо стоящим, и наоборот. Мы стараемся поревновать подвизающимся, для которых Христос – укрепление. Из сил выбиваюсь, несчастный, стать их общником. <p. 117> К ним и вы сопричислены во Христе Иисусе, издавна прославившем вашу жизнь, именно, осмелюсь сказать, с тех пор, как в нынешнем веке возгорелась ревность.

К кому ты советовал написать, я написал. Приветствуй доброе свое содружество (τ<ην συνοδίαν). Находящиеся со мной горячо приветствуют тебя.

 

206. К патриции <132>

 

Доселе, кажется, я не виделся с твоим благородством и [не сказал тебе] ни слова письменно. Теперь решился на последнее по побуждению духовного моего сына Петра, близкого к тебе. Он отзывается о тебе с большой похвалой и говорит, что очень многие удостоились от тебя чести и милости. Это свойство доброй души – благодетельствовать всем, а прежде всего родным и близким. Брат говорит также, что ты не прикасаешься гнусной ереси христоборцев. И вновь ты достойна великой похвалы за то, что соблюдаешь верность своему владыке Христу, равно как и своему покойному супругу. Но как мне не вспомнить об [этом] муже! Ведь хотя я незнаком с тобою, честнейшая, но с ним, приснопамятным, я был знаком. Я питал к нему горячую любовь за его совершенное благочестие и богобоязненность. Уверен, что и он меня любил. Но что было, то прошло, и Бог да упокоит его. Ведь на войне погибнуть вообще не худо, но [худо] во грехе, что может со всяким случиться даже и в постели.

 

Свойство доброй души.

 

Итак, будь, госпожа, благодушна относительно своего главы, которого в скором времени увидишь, надеюсь, в радости, именно когда при последней трубе (1 Кор. 15:52) восстанут (329) все, чтобы получить воздаяние за совершённое в жизни. Вот видишь, как я начал [письмо] и как окончил! Мое письмо оказалось написанным по долгу к моему господину и искреннему другу, твоему супругу. Продолжай благочестивую жизнь и будь милостива ко мне.

 

207. К другой патриции <133>

 

Это письмо к моей госпоже вызвано духовным сыном, аввой Петром, родственником <p. 118> твоего богочестия. Почему это ты непрестанно благодетельствовала и ему, равно как и братии аввы Еводия и другим, принадлежащим к нашему ничтожному монастырю? Ты заслуживаешь благодарности за это, воздаяния, пожелания тебе обильных благ. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст духовное обилие [посеянному вами] и умножит плоды правды твоей (2 Кор. 9:10), чтобы ты с Божественной помощью изобиловала всем. Это – награда тебе в сей жизни и условие вечной жизни в Царстве Небесном.

Мы наслаждаемся твоими щедротами во всех видах. Сверх этого, у нас на глазах предлог для памяти – подушка, возлежа на коей мы подолгу молимся о тебе. А еще что? Я узнал, что ты блюдешь веру, как свою главу, обладая мудростью змия, по Писанию (см.: Мф. 10:16), и невинностью голубя. О, похвальное твое богочестие! Ты знаешь, что в очах Божиих это выше всего. Ты действительно воспитана на Божественном и доподлинно знаешь, что человеческое – мимолетно. И да сохранит тебя Господь до конца непобедимою, вне общения с еретиками, отлучающими от Бога, во всех отношениях славной и разумнейшей!

 

208. К чаду Илариону <134>[839]

 

(330) Радуйся, чадо авва Иларион! Скажи, как ты поживаешь, как проводишь время гонения? Ты теперь на свободе, а раньше был не только в темнице, но подвергся и ранам за Христа. Впрочем, ты и теперь в гонении, и [за это ожидает тебя] скорая награда. И прежде, и теперь я молюсь об одном – о том, чтобы благоугодно в Господе пережить эту нашу жизнь. Твои спутники да будут спутниками Христа, твое рыболовство (άλεία) – рыболовством апостольским (см.: Мф. 4:19), ибо это занятие учеников Христовых. Так прославьте, чада мои, Бога делами вашими, ибо мы [стоим] на пороге смерти. Ты ловил рыбу и был уловлен Господом во святой чин [монашества]: так и всегда пусть твой улов (άγρα) состоит в уловлении тебя Богом на доброе. Созерцая глубину [моря], <p. 119> прославляй Бога, своего Творца; ловя рыбу, прославляй Питателя своего, Господа, продавая [свой улов] для пользы по‑монашески, а не по‑мирски; плетя свою сеть, вырабатывай добрые помышления: можешь выбрать псалом, песнь, сладкопение; принимая пищу, старайся не причинить соблазна; в питии соблюдай умеренность, в сне – достаточность. Только все должно быть благопристойно и чинно (1 Кор. 14:40), чтобы Господа прославляли те, кто смотрит на нас. Остерегайтесь и искушения, чтобы не увлечься [им]. Поэтому должно жить не в беззаботности и безразличии, но со страхом и бдительностью, ожидая от Бога помощи в перенесении всего за Христа.

Да, чадо мое, молю тебя, так шествуй. Укрепляй окружающих тебя, внушай им страх и трепет пред Богом, [внушай им] не делать ничего дурного, ибо мы всегда пред очами Его, – это [общепризнанная] истина. Я получил от тебя рыбу, улов благословенных твоих рук. Бог да благословит твою ловитву. Приветствуй брата Феофилакта и других верных. Мое братство искренне приветствует тебя.

 

209. К чаду Нилу <135>

 

Приветствую тебя, Нил, возлюбленное мое чадо. Получил твой подарок, рыбу. Чем отблагодарить тебя за то, что ты опять вспомнил меня от трудов рук своих? Не могу ничем, кроме своей грешной молитвы. Да вложит тебе в сердце Господь Свой страх в большей мере, чтобы и на земле, и на море ты Ему воздыхал, Ему работал. Ведь ты, чадо, знаешь, что мы все смертны, что в скором будущем расстанемся со своим телом, что дадим отчет за всю свою жизнь, даже за каждое свое слово и косой взгляд, до помышления включительно. Что я говорю? Господь обещал, что мы ответим даже за невольные и в неведении [совершённые дела]. Какими поэтому мы должны быть? Быть в страхе, трепете, готовыми к доброму ответу. Страшно судилище разбирательства! С одной стороны – огонь неугасимый, с другой – Царство Небесное. Первый [предназначен] для грешников и отвергнувших <p. 120> заповеди Господа, а второе – для блюстителей закона.

 

Дадим отчет за все.

 

Поэтому умоляю тебя, живи преподобно, чисто, ибо ты – пред Богом. Очищаешь ли сети, закидываешь ли удочку, тащишь ли рыбу – [всё это], чадо, [да будет] во славу Божию. Мы, несущие крест в мире (σταυρόκοσμοι), ловим или продаем [улов] не как миряне, но по‑апостольски, чей это и промысел (см.: Мк. 1:17). Я напомнил [об этом] из заботы, из страха, ибо горе мне, если не стану делать вам внушений. Да, сын мой возлюбленный, помни Благодетеля твоего Бога: где и в каком состоянии ты был некогда и теперь каков ты и в какой славе! Прославь Бога в своей жизни, чтобы Бог прославил тебя вовеки.

Это тебе от меня. А ты уже вместо меня утверди своих спутников и внуши им это самое, и мир от Господа да венчает вас в единомыслии. Молись и ты о моем смирении. Приветствуют тебя братия твои.

 

210. Ненадписанное <136>[840]

 

(332) Я слышал, блаженнейший отец мой, что ты заключен и, как в пещи огненной, подвергаешься испытанию со стороны нечестивых. О, если бы я имел возможность прийти в темницу, где ты содержишься, облобызать мою священную и честную главу, воспев тебе слова хваления! Ибо ради Христа ты терзаем, алчешь, жаждешь, в притеснениях, в ограничениях и бедствиях. Вероятно, и воздухом ты не можешь свободно дышать. Не стану говорить об уничижении, издевательствах, угрозах, обо всем другом, чем сопровождается темничное заключение и что вошло в привычку угнетателей. По поводу всего этого я, смиренный, огорчаюсь за твою святость, волнуюсь, трепещу, стенаю, испрашивая тебе молитвенно, насколько могу, грешный, терпения, уменьшения и окончания подвига. И верю, что Тот, Кто начал в лице вас мученичество за исповедание Его, и совершит его во славу Своей державы, в похвалу Своей Церкви, в торжество для нас, ничтожных и бездеятельных. Все наши взирают на вас. Мы все на вас <121> опираемся, подобно тому как готовящиеся к состязанию во вторую очередь одушевляются победой предшественников или, наоборот, сокрушенные их поражением, не имеют уже мужественного духа. Молим вас, вдохните в нас мужество. Да, да, умоляем ваши отеческие сердца, дайте нам своим непобедимым бегом знамение победы, а не наоборот, – это да не приходит и на мысль. Будьте для нас венцом, радостью, надеждой и свидетельством пред лицем Христа, Который вместе с вами, богодостойными, дарует и нам беспорочно совершить предлежащий нам подвиг исповедания Его.

 

211. К двум сестрам, Ирине и Кале <137>[841]

 

(333) О, несчастье! Начинаю письмо стенаниями, огорченный вашим горем и вместе с вами плача, как (хотя это [сравнение] и очень дерзновенно) Благой Христос [плакал] вместе с Марфой и ее сестрой по поводу смерти Лазаря (см. Ин. 11:35). Ведь [покойный] – друг мне, друг, близкий по крови. Он – добрый Божий человек, исполнитель заповедей Господних, он – Мосх и по имени, и по благоуханию своих правых дел[842]. Тогда так же по поводу [смерти] Лазаря много иудеев пришло в Вифанию вместе с сестрами оплакать добродетельного человека. Ведь друг Христа мог ли не быть любим всеми? Но теперь, о, горе! Смерть совершилась даже не на глазах; а ведь исходные слова и обычные причитания приносят большое утешение. Умершего [обыкновенно] окружающие целуют, сопровождают стенаниями. [Им кажется], будто он мигает глазами, двигает рукой, что‑то тихо говорит; [воспоминание об этом] и после похорон доставляет горюющим немалое утешение. В данном случае нет ничего подобного. Поэтому, я верю, ваше горе безутешно, что вы остались одни, без защиты и помощи. Тяжело страдание, глубока рана, безутешно расставание. Ведь, действительно, и его, и ваша жизнь представляла собою что‑то необычное: брат с двумя сестрами, неженатый с незамужними, <p. 122> девственник с девственницами! Все признаки благородства у вас [были] ясны, возраст совершенный, наружность благообразная, имущество богатое, доходы изобильные. И все же брака, который необходимо привел бы к разлуке, вы нисколько не предпочли взаимной любви. Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? (Пс. 132:1). Я еще не говорил о завещанной от матери благотворительности, [которую она совершала] в виде милостыни, молитв, псалмопения, воздержания, скромности, благочестия, гостеприимства и, наконец, что самое главное, – совершала в Православии. А как нам назвать устройство сиротского приюта и всё, что там делается, – снабжение [сирот] во всяком возрасте имуществом и приданым и всё другое? О, чудо! Умирая, [покойный] оставил вам сорок сирот, (334) и вы продолжаете его дело. Необычайный слух, дело святых! Эти [сироты] вместе со многими другими и оплакивают истинного отца сирых. Богоподражательная добродетель!

Таковы его и ваши дела. [Он поставил себе] такой памятник, посредством которого и по смерти питает сирот, раздает милостыню, души нищих исполняет благ. Это да ослабит ваше острое горе, превратив его в радость, в надежду на отложенные ему вечные воздаяния. Да наследуете это и вы, хорошо и единообразно проведя остающееся вам [время] жизни во Христе Иисусе, оберегающем вас, как две зеницы очей благочестия.

 

212. К чаду Евсевию <138>[843]

 

Я получил, чадо, твое письмо и по той любви и покорности, какие ты питаешь к моему смирению, вполне уразумел, что ты боишься Бога. Ведь любовь к игумену и желание его лицезреть есть признак богоцелебного смирения. Итак, благодарение Богу, что искры веры остались в тебе неугашенными, и да останутся [такими] навеки! Похвальна твоя готовность отправиться сюда. Но всё же ты хорошо сделал, воздержавшись, ибо прибытие [сюда] случайного [человека] – искушение. Молю тебя, чадо мое, <p. 123> оберегай себя от всего дурного. Место твоего пребывания да будет далеко от соблазнов, ибо мест, способствующих падению, следует избегать. [Будь] во всяком случае с одним или с двумя братьями. Ибо написано: горе единому, егда падет, и не будет втораго воздвигнути его (Еккл. 4:10); ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся (Гал. 5:17). Дадим преимущественное значение не плоти, которая доведет нас до дна ада, а духу, ибо благодаря ему мы будем жить в вечной радости. Поэтому есть, пить и спать будем мерою и весом (ср. Прем. 11:21). Победителю [предстоит] венец. Не посрамись, (335) чадо мое, но всячески представь себя непорочным, как [прилично] служителю Божию. Ревнуя, поревнуй Господу в Православии, ибо нынешние гонители отрекаются от Него в [лице] Его иконы. Избегай всякого общения с ними, как яда змеиного. Христос да будет тебе помощником во всем.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!