К всем отсутствующим братиям (II, 22) 9 страница



 

Послушание игумении.

 

Таково в немногих словах напоминание об этом. Я же, смиренный, увещеваю вас иметь вместе с жизнью и чистую веру, ни в коем случае не вступать в общение с христоборной ересью, которая (538) нисколько не отличается от иудейства, отвергая спасительное Домостроительство Христово чрез отвержение досточтимых икон и Самого Христа, и Богородицы, и всех святых; ибо образ тождествен с первообразом по чести и поклонению, как, например, самый Животворящий Крест и изображение (του τύπου) его. Итак, не отрицайтесь Христа вы, носящие Христа в святом одеянии, чтобы чрез это не погубить столько трудов, которые вы переносите, проводя девственную жизнь с уединением, и не стать – о чем, о, если бы не мыслить, не говорить! – на стороне противной, но, зная, что ни жизнь без правой веры, ни вера без божественных дел не может спасти, сияйте тем и другим [Col. 1248] во славу Божию, к хвале Церкви, к достижению обетованных вечных благ, молясь и о нас, грешных, чтобы нам спастись.

 

Ни жизнь без правой веры, ни вера без дел.

 

 

388. К чаду Симеону (II, 44)[1187]

 

Хотя поздно, однако я получил письмо твое, сын мой, и возблагодарил Господа за твое оправдание, благоразумие и спасение, за то, что ты сохраняешь и столь многих братьев от сетей еретиков, терзающих не тела, но души, впрочем, и самые тела – ударами и смертями, которые они причиняют. Будь здоров, возлюбленный сын мой, мужайся, руководи братьев твоих, показывай то, что относится к истине, побуждай к мученичеству. Таково время, хотя и укрываетесь вы законно. Ибо подвергать самого себя искушению, о чем желал ты знать, значит то же, как если бы кто‑нибудь по собственному побуждению выдал себя убийцам. Если же святой (539) Гордий, равно и некоторые другие из мучеников, самопроизвольно выходили [на мучения], то требовали этого обстоятельства, так как случилось, что никто [не осмеливался] прямо говорить, и безбожие сильнее разгоралось[1188]. Притом они чистым сердцем созерцали Бога и от Него были побуждаемы. Так и великий Предтеча с опасностью для себя обличал Ирода (Мф. 14:3‑12). И теперь по благодати Божией много поборников и мучеников; но выдавать [самого себя] – дело незаконное.

Весьма радуюсь, что и другие отцы сочувствуют тебе, которых имена – в книге жизни (Флп. 4:3), которых я приветствую чрез тебя и прошу святых молитв их в помощь [для достижения] спасения. О, если бы и от брата Ипатия ты получил нечто хорошее. Братия в нуждах полезни да будут, заповедует Писание (Притч. 17:17). А от нашего смирения никакой пользы, хотя ты и превозносишь нас из любви. Так как ты желал [получить] и огласительное поучение, которое я составил для всех братий, то теперь посылаю его и тебе. Ты же молись непрестанно о моем спасении.

Кубок я получил, и пусть он будет живейшим напоминанием о тебе. Девятерицу братьев моих и сыновей приветствую, усерднейше прося и их молитв. Брат Николай, заключенный со мною, приветствует тебя со всеми. Благодать с вами. Аминь.

 

389. К игумену Василию (II, 45)[1189]

 

С удовольствием я прочел письмецо твое, святой отец, как предложенное от чистого сердца; впрочем, похвалам не радуюсь я, (540) как чуждый сказанного. Лучше ты сам, если угодно, молись, чтобы мне приблизиться к твоему жребию и состоянию.

Об этом так. Да будет по слову твоему, чтобы угодил Богу брат Ипатий и всякий другой из подвизающихся, чтобы чрез них и нам, смиренным, снискать благоволение Божие. На вопрос о впадших в грехи естественные или противоестественные [Col. 1249] такой ответ: истинное покаяние узнается по плодам его[1190], именно: отлучение от Святых Таин по правилам, вместе с соблюдаемым воздержанием, доставляет отпущение грехов и без бичеваний и мученичества. Ибо пока не затворены двери для нас, как написано (Лк. 13:25), а затворяются они смертью; даже если в последний день жизни последует истинное покаяние, то оно спасает обратившегося от греха. Так определил Бог через богослова Иезекииля (Иез. 33:12); такого человеколюбивого Бога мы имеем, Который и разбойника, издавна и до крайности бывшего таким, водворил [в обитель Свою] в один час (Лк. 23:43), и мытаря также оправдал (Лк. 18:13–14). Если же, как было недавно, согрешивший выдаст сам себя и примет удары на спину свою и еще что‑нибудь другое большее, то кто станет сомневаться, простится ли ему грех? Смерть при исповедании Христа делает в собственном смысле мучеником Господним. Но, может быть, речь об епитимии. Поэтому если кто подвергнется мучениям, но не смерти, то от налагающего епитимию должно быть определено, насколько можно облегчить ее ради страданий, даже не на целую ли половину. Ибо нам определить это невозможно.

Таков ответ нашего смирения. Если же следует иначе, то научи, отец, и просвети нас, непосвященных. Брата моего, господина Прокопия, усерднейше приветствуй.

 

390. К монаху Аркадию (II, 46)[1191]

 

(541) Второй раз пишу с тех пор, как ты, возлюбленный, взят иудействующими[1192]. Первого письма ты не получил; молюсь, чтобы хоть это письмо достигло рук твоих. Я, во‑первых, по общему закону любви считая себя должным, – ибо соединенным вместе [одним] мудрованием исповедания Христова надлежит нам взаимно ободрять друг друга, – нахожу необходимым писать к тебе. Затем и по особенной расположенности, о которой ты знаешь, какая и какова она была у нас от начала, побуждаюсь непременно писать.

Благодарение Богу, почтеннейший брат мой, что в настоящую суровую зиму неверия ты явился цветом Православия или, лучше, исповедником Христовым, который, быв однажды приведен пред седалище властителей, не устрашился. Ты исповедал доброе исповедание (1 Тим. 6:12), был бичуем довольно, изгнан, переселен в какое‑то потаенное место; потом опять попал в руки мучителей и не пал духом, не отрекся от веры; опять был поражаем ударами и остался непобедимым, не боясь убивающих тело, но одного только Господа и Бога и Царя, по Его заповеди (Мф. 10:28). Блажен еси, и добро тебе будет (Пс. 127:2); ты – благородный и благороднее живущих на востоке солнца. А что тебя причислили к ткачам, как царского раба, не [Col. 1252] удивляйся этому, такова участь святых. Притом они, сами не желая того, поистине показали миру, что ты раб Царя Небесного, образец свидетельства Божия, обличитель нечестия.

Стой же, доблестный воин Христов, мужайся до конца, переноси скорби, совершай дело благовестника (2 Тим. 4:5), исполни исповедание свое, имея невидимо Бога покровителем, Ангела – хранителя жизни твоей окружающим тебя, ограждающим тебя (ср. Пс. 33:8), радующимся много (542) и возносящим молитвы твои к Богу в воню благоухания (Исх. 29:18), в которых поминай и нас, грешных, весьма любящих тебя.

 

391. К игумену (II, 47)[1193]

 

Узнав, что ты, желаннейший, был судим и подвергнут бичеванию ради Христа, я радуюсь и сорадуюсь тебе. Ибо это – радость и веселие, не радость мира (поскольку эта последняя нерадостна, только кажется такою, а на самом деле не такова, потому что скоротечна, непостоянна и, оканчиваясь, производит смерть), но радость по Богу: эта и одна только она – радость постоянная, и конец ее – вечная жизнь. Поэтому справедливо я радуюсь и сорадуюсь тебе, почтеннейший отец. А что, как говорят, стократные удары, подобно дождю, [сыпались на тебя] и жестоко истерзали тело, это еще большая радость. Не без страдания перенес я весть об этом и заочно. Впрочем, слава прославившему тебя Богу. Быть битым по спине от нечестивых – это вечная слава твоя, священное страдание твое, утверждение таких же исповедников, ободрение православных, поражение еретиков, созидание Церкви Божией. Камение свято валяется на земли, как говорит пророк (Зах. 9:16). Для чего это? Для распространения благочестия, для построения Церкви. Один из всех – и ты, Духом Святым связываемый и соединяемый с Краеугольным Камнем (ср. Еф. 2:20).

Поминай же, святейший, и нас, грешных, в молитвах своих, чтобы нам не отпасть от этого построения, но где‑нибудь поместиться, хотя бы в виде кремня, благодатию и человеколюбием Благого Бога нашего.

 

392. К братствам рассеянным (II, 48)[1194]

 

Феодор – всюду рассеянным братствам, с подвизающимися в исповедании Христовом, радоваться.

Всякую радость можно находить, братия мои, в настоящих скорбях, ибо ради Христа и гонение гонимых, и заключение заключенных; прибавлю еще – и бичевание бичуемых. Поэтому я не перестану и всем вместе, и каждому порознь взывать, внушать, напоминать, хотя я знаю, что вы тверды в вере и внутри себя имеете убеждение и внушение. Однако я, грешный, должен [Col. 1253] привнести нечто и от себя, в особенности когда и любовь побуждает к тому. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею (2 Кор. 11:2); не имея в себе, чем бы хвалиться, хвалюсь вашими исповедническими добродетелями. Вы для меня – радость и венец, опора и непреоборимая сила. Итак, прошу и увещеваю оставаться непоколебимыми, со всем благодушием и бодростью. Всегда радуйтесь, говорит божественный апостол, непрестанно молитесь, за все благодарите (1 Фес. 5:16–18, 18). И подлинно – не радость ли это и веселие? Если только с Ним страдаем, с Ним и прославимся. Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем, как написано (Рим. 8:17; 2 Тим. 2:11–12). Какое обетование, возлюбленные! Будем терпеть, хотя бы ввергли нас в огонь; будем переносить, хотя бы отдали нас зверям. Ибо так терпели подвизавшиеся от века мужи и жены, взирая на тамошние блага, надеждами облегчая настоящие скорби, считая мучения удовольствиями и желая умножения страданий, а не отвращаясь от них, как [делают] старающиеся стяжать богатство больше сотоварищей, что знаете и вы сами, вкусившие бессмертной сладости. О, мир обманчивый! Как горько кажущееся у тебя сладким, и смертоносно, и противно всякой радости и веселию! О, любовь Христова! У тебя благословение, (544) и радость и господство и у владеющих тобою! Видите, какими словами я, ничтожный, убеждаю вас, не превосходными, но [зато] дружественными. Те, которым посещение Господне кажется медленным, пусть подумают о том, что благость Божия ведет гонителей к покаянию, а страждущих на искушение (Рим. 2:4), и пусть не падают духом и не исследуют судеб Божиих. Благообразным рабам несвойственно говорить: «Доколе?». Этого не говорили ни преславный Иов, ни Петр, ни Павел, много страдавшие, и никто из мучеников. Недремлющее Око знает, что нужно для тех и других. Неужели ты не сожалеешь о том, что таким образом сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим. 2:5), где нет конца наказанию и невозможно исчислить невыносимые мучения в огне неугасимом? Поэтому надобно призывать вас к терпению, сколько зависит от нас; по крайней мере, ради погибающих и потерявших терпение. Кто торопится видеть смерть грешника, тот не может иметь мир с Богом, а хуже этого нет ничего. Ибо в душевном смятении постоянно находится ищущий того, чего отвращается Бог, и желающий того, чего Он не хочет. Отсюда сетования, уныние, ропот и прочие плоды нечестия. Скажем же, братия: да будет воля Твоя (Мф. 6:10), и притом от сердца: скотен бых у Тебе. И аз выну с Тобою (Пс. 72:22–23). Таким образом умиротворенная душа будет иметь дерзновение пред Богом, с готовностью сто лет терпеть ради Него страдания. Он не поспешит, хотя бы мы и молились об ускорении, и не замедлит, хотя бы мы умоляли о том, но придет тогда, [Col. 1256] когда это полезно по праведному суду Бога, определившего [всё] прежде сложения мира.

 

Желать смерти грешника – не иметь мира с Богом.

 

Молитесь о нас, грешных, прошу вас, чтобы нам спастись. Брат ваш и мой Николай приветствуют всех. Благодать с вами. Аминь.

 

393. К отцам гонимым (II, 49)[1195]

 

(545) Гонимым ради Господа духовным святым отцам моим Феодор, нижайший пресвитер и игумен Студийский, – в Господе радоваться.

И от одного православного получить письмо в эти тяжкие дни, не только что от многих собравшихся вместе, так же необыкновенно в настоящее время, как зимою – многолиственную розу. Это весьма приятно моему смирению, так что от самой надписи возрадовался дух мой и исповедал должное Господу, Который и в настоящее Ахавово гонение оставил Себе столь многих мужей, иже не преклониша колена Ваалу (3 Цар. 19:18). Ибо я думаю, что ныне оставшиеся непреклонными числом равны тогдашним, состоя не только из отличившихся исповеданием, но и из спасшихся здесь и там, по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли, по словам апостольским (Евр. 11:38), как и вашим обществом красуется трехглавая гора, вмещающая вас, как преблаженную славу.

 

Молитва на горе.

 

Итак, благодарение Богу, богатящему вас со всеми, призывающими имя Его (ср. Рим. 10:12). Хвалю священное ваше изгнание, воспеваю ваше жительство на горе, хотя и бедственное, но богоугодное. Моисей на горе Синай беседовал с Богом (см. Исх. 34:1‑28). Илия на горе Хорив удостоился видеть Бога, сколько возможно (см. 3 Цар. 19:8‑12). Сам Божественный Иисус восходил на гору молиться подобно человекам (см. Лк. 9:28). Что это значит? Мне кажется, что на это можно смотреть как на знак духовного восхождения. Ибо как гора стоит выше подгорной равнины и долины, в такой же мере ум молящегося возносится к Богу на возвышенном месте. Видите, возлюбленные, каково и как хорошо ваше пребывание. Вспоминайте и о нас, грешных и живущих здесь долу, чтобы нам соединиться с вами, парящими горе орлами Господними.

(546) Впрочем, об этом довольно, хотя желание побуждает сказать более. Как вы дошли до такой меры смирения, что пожелали от меня, несведущего, получить ответы на предложенные вами вопросы? Вы по благодати Божией сами по себе знаете должное, а если нет, то [можете узнать] от преимуществующих и саном, и словом, ибо есть много мужей, как известно, от которых надобно учиться. Итак, чтобы, думается мне, не опечалить вас, а вместе с тем и боясь ослушания, я приступаю к [исполнению] приказания. И, во‑первых, скажу следующее: эта ересь, хотя казалась предшественникам иначе или даже теперь кажется некоторым не худою и не очень тяжкою, мне, непросвещенному, кажется ничем иным, как отречением от Христа[1196]. Ибо если в образе выражается первообраз, как говорит премудрый Дионисий[1197], и если чествование образа относится к первообразу, [Col. 1257] как говорит Василий Великий[1198], а ныне икона Христова унижена, отвергнута, попрана христоборцами, то в иконе и чрез икону Христос отвергается, бесславится, унижается по‑иудейски: нельзя вывести другого заключения из такого зрелища. Поэтому теперь время плача и рыдания; поэтому и восстают [против этого] столь многие, не только мужи, но и жены, так как Христос отвергается и словами, и делами, чего не видно было и при древних ересях. Словами – потому что нечестивые говорят, будто не следует изображать Христа в телесном виде; делами – потому что они истребляют великую святую икону Христа, Богородицы, Ангелов, всякого святого и святой по всем церквам, на всяком священном приношении, предавая ее огню, порицая, насмехаясь над великим таинством благочестия (ср. 1 Тим. 3:16), называя мерзостью изображенного Христа с Его Матерью и служителями. Так же думать, говорить и делать свойственно иудеям и язычникам; арабы и скифы, зная стыд, не делали ничего подобного. Как же это – не отвержение Домостроительства Христова?

Впрочем, [обратим] речь к предложенным вопросам[1199]. (1) Некоторые пали по собственной воле, без принуждения; (2) другие вследствие бичевания; (3) иные вследствие угрозы и только ее одной; (4) иные без угрозы и мучений, (547) по одному только страху; (5) иные из опасения лишиться собственности; (6) некоторые же по неведению[1200]. Этих обращающихся как должно принимать? Так, чтобы они являли все достойные плоды покаяния. Какие именно? Непричащение Святых Таин, со слезами и усердной молитвой: первые – в продолжение трех лет, вторые – двух лет, третьи, четвертые и пятые – как первые, шестые – одного года. По исполнении же этого как нужно поступать с ними? Кто из священного сонма и не подписывался, и еще не участвовал в нечестивом приобщении, тот [пусть остается] в клире, в котором он поставлен. А кто подписался, тот пусть будет отлучен от священнослужения до православного Собора, причащаясь, впрочем, Святых Таин. С другими, которые имеют общение с совершенно нечестивыми по нужде из страха, или от голода, или и без нужды, или по принуждению, а между тем признают себя православными, можно ли вместе вкушать пищу? Отнюдь нет, разве только с принадлежащим к низшему народу, и притом не безразлично, а по какому‑нибудь необходимому случаю, раз или дважды. Можно ли вкушать остатки от их снедей по нужде или и без нужды, потому что на них сделан был знак Креста? Если от священника, то нельзя, а если нет, то можно вкушать по нужде. Можно ли входить в их часовню для молитвы и можно ли совершать в ней Святое Приношение с собственною трапезою? Нельзя ни того, ни другого. Можно ли здороваться с ними, говорить и приветствовать? Нет, как говорит Василий Великий[1201]. Господь запретил [делать им] общее приветствие – случайно может быть, но с любовью и дружбой этого надобно избегать, дабы и здесь исполнялось: не приветствуйте нечестивых (2 Ин. 1:10). Есть некоторые из монашествующих, которые ни словом, ни делом не участвовали в [Col. 1260] том, спасшись бегством, и потом, по удалении нечестивых, опять возвратились. Это хорошо. Если в церкви было совершаемо богослужение нечестивыми, если однажды, то могут входить, совершая в ней только молитвы; а если многократно, то пусть далеко уходят от нее. Есть некоторые миряне и даже монахи, которые сильно ненавидят или и (548) оплакивают нечестие, но по угрозам безбожных приступают к их причащению, считая его гибелью, а потом просят нас молиться о них. Следует ли причащать их Божественных Таин? Молиться можно, но не причащать, что ни говорили бы и ни делали бы они. Если они поставят на дорогах кресты, следует ли поклоняться? Нет препятствий. Следует ли принимать их приношения? Нет.

Это высказали мы, как Господь внушил нам, не законодательно – ибо мы не принадлежим священноначалию, которым свойственно устанавливать правила, – но в виде совета, так как мы по достоинству равны с вами и так как за неимением иерархически обязанных устанавливать правила мы по вашему настоянию приступили к этому. Вы же, святейшие отцы, простите, если что‑нибудь из сказанного не нравится вам. Притом врач должен наблюдать свойства души, и тела, и лица, и особенности времени, и наклонность, и изменения, и силу, и немощь и таким образом составлять лекарства и врачевать, то уменьшая, то прибавляя, чего обнять вообще в правилах невозможно, как определили и сами святые отцы наши.

 

394. К чаду Лукиану (II, 50)[1202]

 

Благой Бог наш, зная удобопреклонность человеческой природы и то, что и кажущийся ходящим истинно и непреклонно, немного вознерадев, неосознанно для себя падает, человеколюбиво даровал покаяние, которое восстанавливает человека от падения и возвращает ему здоровье. Так как и ты, брат мой, подвергся тому, чему подвергся, и исполнил время достодолжного покаяния, с великим сокрушением и множеством слез, как я слышал, умилостивляя Бога, (549) а теперь испрашиваешь разрешение, как сообщено мне экономом и помощником эконома, то да будет оно тебе от Господа и да будешь ты отныне здравым, сын мой, и радующимся во Христе и благопоспешно ходящим в Нем, так чтобы тебе уже не падать, дав обещание Владыке, но умереть за Него, как и Он Сам пострадал за тебя.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!