К всем отсутствующим братиям (II, 22) 11 страница



Радуйтесь, матери и дщери, в Господе; радуйтесь, с любовью исполняющие евангельские заповеди. Радуйтесь, лилии духовного поля, находящиеся среди терний по месту, а по образу жизни далеко отстоящие от еретического терния. Радуйтесь, составляющие прекрасную общину, держась друг друга и друг через друга соединяясь с Богом. Сколь велико ваше единомыслие по Богу – этот дружественный союз, эта уединенная жизнь! Радуйся ты, госпожа госпожи, мать матери, игумения игумении, начальствующая и вместе подчиненная. Как прекрасна твоя деятельность и заботливость, чтобы и за послушание получить награду, и настоятельской пользоваться независимостью! Радуйся, руководящая и подчиненная, руководящая многих, а подчиненная одной. Блаженна твоя мудрость, управляющая и управляемая и стремящаяся к пристани спасения.

Кратки эти похвалы, но в немногом подразумевается многое. Да воздаст вам Господь награду за нас, за эконома, за всякого другого, получающего благодеяние! Сохраняйте же самих себя, прошу вас, от душепагубной ереси, общение с которой есть отделение от Христа; вместе с тем соблюдайте и жизнь свою светлою, как цепь золотую и не сплетающуюся с другими, чтобы, украшаясь тем и другим, вы могли со светлыми лампадами войти в брачный чертог Господа (Мф. 25:6‑10) для наслаждения вечными благами.

 

405. К чаду Навкратию (II, 61)[1223]

 

(561) У тебя нашелся такой верный письмоносец, чрез которого послать письмо к тебе, священный сын мой, и я, смиренный, признал устроением Благого Бога нашего. Самая весть о том, что ты здравствуешь со всеми исповедниками и братиями твоими, не радость ли для нас, грешных, особенно когда ты, верховнейший, благодушествуешь и богоприлично обращаешься ко всем со словом любви и заботливости? И тем, что брат Адриан благополучно достиг до тамошних, мы облегчились от заботы, возблагодарив [Col. 1277] Господа; хотя относительно брата Епифания, как ты прежде объяснял, мы постоянно беспокоимся и готовы к искушению, с вероятностью предполагая притеснения. Впрочем, как угодно Богу, так пусть и будет, и совершается! Любящим Бога все содействует ко благу, говорит святое слово (Рим. 8:28). Молись, брат, чтобы нам быть такими, хотя мы далеки от Бога по грехам своим, и мы не убоимся, что сотворит нам человек (Пс. 117:6). Ничего такого, за что ты воспел нас, венчая похвалами, не случилось с нами. Если же и было что‑нибудь похвальное, и то ради вас и от вас, так как мы укрепились и удостоились [этого] вашими молитвами. Да будет и впредь милость Господня к нам, недостойным!

Радуюсь, что ты имел сношение с патрицией в Господе, и притом для нас. Она сама уведомила меня об этом и присоединила, что еще более будет благодетельствовать. Для нас живешь ты, брат, равно как и мы для вас. Не удивляйся, что гонители Христа неистовствуют и что Христос терпит. Надлежит всему исполниться, дабы и искусные блистательнее открылись (1 Кор. 11:19), и беззаконные наконец получат возмездие за дела свои.

Я послал тебе книжку и четырнадцать тетрадей, в которых содержатся поучения и жизнеописания братий, составленные метрическими стихами, которые, прочитав ты сам с некоторыми из верных братий, тщательно скрывай. (562) Итак, брат, я не делаю ничего, достойного внимания; но так как имею свободное время и получаю побуждения от святого отца моего, притом внимая словам божественного Павла к святому Тимофею: не неради о своем даровании (1 Тим. 4:14), я, недостойный, со страхом и трепетом делаю то, что делаю.

Приветствуй брата Афанасия с помощником эконома. Если я писал, что брат Адриан прибыл, то говорил это по неведению, а после узнал, что он еще не прибыл, когда ты послал письмо. Брат Николай усерднейше приветствует тебя, уважая слова твои. Господь с духом твоим, брат и отец!

 

406. Оглашение (II, 62)[1224]

 

Недавно я писал вам из Анатоликона, а теперь предстаю перед вами из Фракисии[1225]. Ибо князи века сего (ср. 1 Кор. 2:8) переселили нас в Смирну и [стерегут] еще крепче и строже, нежели в первое заключение под стражею. Но для слова Божия нет уз (2 Тим. 2:9), и любовь не успокаивается, и заповедь не умолкает. Поэтому я, смиренный, опять говорю.

Радуйтесь в Господе, отцы и братия; радуйтесь, гонимые за правду (Мф. 5:10); радуйтесь, пребывающие в горах и пещерах, равно как и скрывающиеся в городах и местах потаенных. Ибо если всегда радоваться нам заповедано апостолом (1 Фес. 5:16), то не тем ли более теперь, когда страдаем ради Христа, изображаемого на картине, являющегося в Своей иконе [Col. 1280] и чрез нее почитаемого? Это слова не от меня, несчастного, но Дионисия премудрого[1226] и Василия Великого[1227]. Теперь не время в этом письме приводить изречения и других богоносных мужей. (563) Слыши, небо, и внуши, земле (Ис. 1:2). Моав отступи (4 Цар. 1:1), то есть Византия: она свергла евангельское иго, сбросила ярмо, как бешеная юница (Ис. 15:5); путий Твоих ведети не хощу (Иов. 21:14), сказала делом и словом; беснуется, неистовствует, пьет кровь, как львица, заграждает слух, как аспид, обличениям противится (Пс. 57:6). Достиг до нее увещательный голос как бы с неба, от верховнейшего[1228], от Римского престола взывающий: «Что ты сделала? Ты отреклась от Христа, отвергнув икону Христа, Богородицы, всех святых; отверзи внимательный слух, внемли словам евангельским, апостольским, пророческим, отеческим». Но она не послушалась, не приняла этого, а, отторгнув себя от пятиглавого Тела Церкви, – ибо еще жив и священный Никифор, – восстает против Вседержителя Бога, оскорбляя Христа, попирая святыню.

 

Пятиглавое Тело Церкви.

 

Таковы дела ее, возлюбленные. А с нами Бог, восток, запад, север и море (ср. Пс. 106:3). От этого радость, хотя бывает и плач о погибающих. Стойте же мне мужественно, с благодарностью принимая страдания ради Христа, как сокровища. Какое прекрасное время для ратоборцев, благоприятное, благоухающее подвигами более всех ароматов! Течет мученическая кровь в Церкви, орошая ее больше Эдема, напояемого четырьмя потоками (Быт. 2:10). Умножаются лики мучеников от века: ублажаемое в древних исповедниках ныне является пред глазами. Неужели же не поспешишь на подвиг ты, слышащий это, сетующий на жизнь горную, или пустынную, или как‑нибудь укрываемую? Оставайся же там, где ты находишься: и у тебя столь великое блаженство. Молись и прославляй блаженнейших; отражай невидимого дракона, веди внутреннюю борьбу с плотью; пусть побеждает дух, пусть порабощается тело, чтобы свободна была душа, госпожа и владычица, имея мир с Богом. Если будет так, то – ежедневное мученичество, богоуготованные венцы.

(564) О нас, грешных, не беспокойтесь, хотя вы и слышали, что мы опять подверглись бичеванию. Мы перенесли это по молитвам вашим с благодарностью, с радостью, и недолго была эта беда. Только не переставайте воздевать ваши преподобные руки. Мы веруем, хотя и весьма немощны, что таким образом воздвигнем трофей против Амалика. Усердно приветствует вас брат ваш Николай. Приветствуйте друг друга лобзанием святым (2 Кор. 13:12), общники – общников, малые – великих, особенно же соседних отцов. Когда будет прочитано у вас это письмо, то не откажитесь, чтобы оно было прочитано и у них, если только будет достойно этого; ибо мы все единодушны и одно тело, хотя и различные члены (ср. 1 Кор. 12:20). Господь Иисус Христос с вами и с нами, грешными! Аминь.

 

407. К чаду Навкратию (II, 63)[1229]

 

[Col. 1281] Не насытится ухо мое слышанием (ср. Еккл. 1:8) слов твоих, ибо ты говоришь необходимое и настоятельно нужное. Услышав то же и теперь, добрый сын мой, я, смиренный, воспел благодарственную песнь (ср. Мф. 16:18), что не оставил Господь до конца Церковь Свою, но показал, что она имеет в себе силу, подвигнув братий наших с Запада во обличение безумия здешних и просвещение сражающихся во мраке ереси. И, однако, эти упорные уклонились и не отверзли очей сердца. Свидетельствую пред Богом и людьми: они отторгли сами себя от Тела Христова, от верховного престола, на котором Христос положил ключи веры, которую не преодолели от века и не преодолеют до скончания врата ада, то есть уста еретиков, по обетованию Неложного (Мф. 16:18–19).

Итак, да радуется блаженнейший и апостольский и соответствующий имени своему Пасхалий[1230], ибо он исполнил дело Петра. Да восхищается всё общество[1231] православных, ибо оно глазами своими видело посещение Христово, (565) подобно древним святым отцам нашим. Прочее пусть будет, как угодно Богу. Пусть мученическая кровь орошает Церковь, пусть умножается сонм исповедников: это благоволение Божие, это радость и веселие, хотя и весьма прискорбно за погибающих. Что могут сказать противники? Востока они не имеют [на своей стороне], Запада лишились; от пятиглавого церковного Тела отторглись, ибо еще жив и священный Никифор. Итак, они чужды Христу, следовательно, мертвы; следовательно, ходят во мраке. Если же они господствуют в пустыне ереси, то это свойственно и разбойникам: они и умерщвляют, как те, проливая кровь, так сказать, ежедневно.

Об этом довольно. Какое для меня торжество по случаю обращения Леонтия! О, величайшие чудеса Божии! Ты, друг, так и так представлял этого врага Христова. А я думаю, что он поступил в этом деле подобно Киприану, когда, быв отвергнут императором, присоединился к ратоборцам и подвижникам, по сказанию о приснопамятной Иустине[1232]. Дай, Господи, чтобы наконец с ним произошло то же, что и с этим! О заключении твоем под стражею, еще отдаленнейшем, я скорблю по причине твоей немощи. Впрочем, мужайся и укрепляйся, исповедник Христов, как мы прежде решили. Для точнейшего же твоего сведения прибавлю следующее: начальник темницы еще держит нас под стражею. Почему и каким образом? Так как в необходимых случаях нужно приспособляться к обстоятельствам, то мы, встретившись с хонийским ересеначальником[1233] (ибо туда сначала мы были отведены взявшими нас из Анатоликона), поклонились, и он поклонился, и приветствовали его. Когда же он позволил прийти к нему мне и господину Афанасию, то мы и пили вместе однажды или дважды, но не вкушали пищи вместе с ним, хотя этот змий упрашивал и льстиво уговаривал. Соблюдая такую осторожность, [Col. 1284] мы были отведены оттуда к тому дракону[1234], при котором теперь находимся. Этот, узнав ход дела, ни к чему более не принуждал нас, не имея возможности убедить; впрочем, при свидании с нами завел речь о предмете, сказав: «Как ничтожен и (566) маловажен предмет спора!» На это мы ответили: «Напротив, из весьма важных, и если тебе угодно, скажи и [сам] выслушай». Впрочем, оставим теперь, что было. О прочем долго говорить; упомяну о конце речи, из‑за которого я и начал. Этот хитрец думал мало‑помалу увлечь нас, не заводя речи об иконах, но посредством некоторых благодеяний, дружеской беседы, напоминания о своей власти – ибо он поставлен над пятью областями – и похвал императору. Придя, он завел такую беседу и даже, чего ни разу не делал во время нашего заключения под стражею, подал питье. Я со смущением принял, выпил, перекрестив трижды, и почувствовал страх. Увы! Спустя немного, он незаметно отводит меня. Я завел речь об истине; ободрился и он, и мы сразились на словах друг с другом: он – изрыгая из уст свои насмешки, а я – кротко продолжая говорить о предметах, потому что он склонял речь к императору, и для того, чтобы не разойтись друг с другом неспокойно. Когда же высказал свое предложение, то он не нашелся, что отвечать. И сказал я: «Это разве богохульство? Отец и Дух принимали участие в том, что человечески совершал Христос, или нет?» Он согласился и подтвердил, что это так. Затем прекратилась беседа, и мы разошлись, как бы со сражения. Но, отходя, он сказал: «Я думал, что он совершенно ничего не знает; но я заградил ему уста». Я знал, что он весьма невежествен при своем нечестии, и старался только об одном – чтобы отклонить подозрение и явиться в ином виде, как следует пред начальником нечестия, ибо не следует бросать жемчуга перед свиньями (Мф. 7:6). От этого – строжайшее заключение под стражею и запрещение нам видеться с кем‑нибудь, хотя Бог устрояет иначе.

Это, хотя мимоходом, однако высказано то, что необходимо, дабы ты усердно молился, чтобы нам избавиться от козней нечестивого. Брат твой[1235] приветствует тебя.

 

408. Феодор, грешный монах, – духовным отцам моим и братьям, исповедникам, и подвизающимся в темницах, которых имена – в книге жизни (Флп. 4:3) (II, 64)[1236]

 

(567) Услышав о вашем, возлюбленные, мученичестве доброго исповедания ради Христа, я воспел, прославил Бога, призвавшего вас из отдаленной страны в столицу, как словесных агнцев, чтобы пролить кровь в воню благоухания пред Ним (ср. Исх. 29:18), как свет для ходящих во тьме еретического омрачения. Потом я, смиренный, очень желал (Лк. 22:15) увидеть вас, подвижников, и обнять [Col. 1285] каждого, влекомый к тому пламенной любовью. Но так как сделать это телесным образом невозможно, то я, переносясь посредством письма и став среди вас, объемлю святые стопы ваши и целую лобзанием святым священные лица ваши. О, доблестные воины Христовы (ср. 2 Тим. 2:3), призванные как бы по небесному набору! О, светлые звезды, в ночи нечестия сияющие Православием! О, драгоценнейшие золота, блистающие лучше смарагда и жемчуга! Желал бы я увенчать вас по достоинству многими названиями, но не могу, стесняясь мерою письма. Выражая всё одним словом, скажу: ваше мученичество равно древнему мученичеству, ибо очевидно исповедует Христа исповедующий, что он принимает икону Христову; равно и [обратное] бывает в случае отрицания. Чествование образа восходит к первообразу, как сказал Василий Великий[1237], и в образе выражается первообраз, как сказал еще премудрый Дионисий[1238]. Так как Христос есть совершенный человек, не имеющий недостатка ни в чем, свойственном людям, то Ему свойственно и быть изображаемым на иконе, подобно всякому человеку; между тем Он же неописуем – как совершенный Бог. А если Он неописуем по телесному образу, то Он и не человек, потому что первый и истинный признак того, что Он человек, если Он может изображаться на иконе. Не говорю о Владычице всего Богородице и вообще (568) обо всех святых, для которых оскорблением является отвержение досточтимых икон их. Впрочем, разумный разумеет, а оскорбляющий оскорбляет к своей погибели, противореча изречениям [Писания]. Власть всегда действует властно, а Божиих людей немного, хотя все – Его творения; и, наконец, на богоизбранный камень издревле и от начала нападают врата адовы, но никогда не могли и не могут преодолеть его, по обетованию Неложного (Мф. 16:18).

Поэтому, отцы мои и братия, стойте в вере, будьте мужественны, тверды в Господе (1 Кор. 16:13). Сонмы мучеников, также и исповедников призывают вас к себе. Говорю об этом кратко, присоединяя духом и себя, нижайшего и отсутствующего, к вам, чтобы вы знали, что есть здесь последний член ваш, гонимый за то же исповедание и просящий вас поминать его в святых молитвах, чтобы и ему идти вслед за священными стопами вашими.

 

409. К чаду Навкратию (II, 65)[1239]

 

Узнав от письмоносца, что между вами, добрый брат, произошли распри, а именно: один говорит: «Я поклоняюсь иконе Христа как Самому Христу», а другой не допускает этого, – я принял это не без скорби, зная, что такие распри, сеемые диаволом, обыкновенно разделяют [Col. 1288] и самую здравую часть православных, а это доставляет радость врагам, которые нашими болезнями доказывают здравие своего нечестия. Поэтому я признал за благо не молчать о слышанном, но выискать и со своей стороны некоторое средство врачевания, при помощи Божией.

(569) Сущность предмета состоит в следующем. Частица «как» (ώς) в Богодухновенном Писании употребляется иногда в смысле подобия, а иногда в смысле утверждения. В первом: бых яко птица особящаяся на зде (Пс. 101:8); и еще: аз же яко маслина плодовита (Пс. 51:10). Во втором: коль (ώς) благ Бог Исраилев (Пс. 72:1); и еще: коль (ώς) возлюбленна селения Твоя, Господи сил (Пс. 83:2). Здесь речь идет не относительно подобия, но утверждения (ού γάρ κα& ομοιωσιν άλλα βεβαίωσιν). Итак, кто говорит, что он поклоняется иконе Христовой как[1240] Самому Христу, тот здраво рассуждает, а если утвердительно, то нет, ибо образ и первообраз не одно и то же по естеству, но одно и то же по подобию. Оба они принимаются за одно и то же, но по существу совершенно различны; говорю об искусственных образах[1241]. Как же можно поклоняться иконе как Самому Христу утвердительно (βεβαιωτικως), когда в ней Христос присутствует не природно, а относительно или по подобию (ούκί φυσικως άλλα σχετικώς ηγουν ομοιωματικως)? Такое суждение отступает от истины и с другой стороны. В образе выражается первообраз, и в иконе почитается поклонением Христос; словом «в иконе» означается «одно в другом», почитается поклонение иное в ином. Златоуст видел Ангела на иконе[1242], а Корнилий самого Ангела (Деян. 10:3). Мы видим Христа на иконе, апостолы же видели Самого Христа. Мы видели, говорили они, Господа (Ин. 20:25). Мы поклоняемся Ему в иконе Его, а они поклонялись Ему Самому. И увидев Его, говорится, поклонились Ему (Мф. 28:17). Итак, на иконе Христос почитается поклонением по подобию (ομοιωματικως) – или относительно (σχετικώς), или по сходству именования (ομωνύμωη), ибо то и другое сходно, а не самолично (αύτοπτικως). И без иконы Он почитается поклонением умственно, ибо, конечно, не всегда Он может быть созерцаем в чувственной иконе.

Если же кто‑нибудь скажет: «Следовательно, если мне можно поклоняться умственно, излишне поклоняться на иконе», такой пусть знает, что он отрекается и умственно поклоняться Христу. Ибо если ум не будет созерцать Его в образе человеческом седящим одесную Бога и Отца, то он не будет и поклоняться, если только допускает, что Слово стало плотию (Ин. 1:14). Верный свидетель того, что Он уподобился человеку, есть икона Его, и с принятием ее и поклонением ей принимается и почитается (570) поклонением Христос; и наоборот – в случае отвержения. Авгарь, приняв веру, умственно поклонялся Христу, а еще яснее поклонился Ему в нерукотворенной иконе Его, присланной от Самого Христа. Таким образом, в ней и по подобию, и умственно почитается поклонением Христос; теперь так, а в будущем веке самолично, когда «мы будем, – как говорит премудрый Дионисий, – и исполняться пречистых созерцаний видимого Его богоявления, [Col. 1289] озаряющего нас светлейшими лучами, подобно тому как учеников при Божественном Его Преображении, и участвовать в духовном сиянии Его бесстрастным и невещественным умом»[1243].

Это – недостаточно или достаточно – [примите] от нас. Вас же увещеваю в беседах о Боге вести рассуждения благоговейно и внимательно и искать истины или своими силами, или при помощи других, далеко отогнав распри, равно как и исправить, если в сказанном мною окажется что‑нибудь ошибочным, ибо я малоумен и грешен.

 

410. Оглашение (II, 66)[1244]

 

Теперь я посылаю письмо вам всем вместе, а не каждому порознь, не из презрения или по небрежности, нет; как я могу презирать внутренняя моя и исповедников Христовых, за которых я готов скорее проливать свою кровь вместо чернил и отдать плоть вместо листа для письма и каждый день, если можно было, писать к вам и говорить с вами? И не потому пишу, чтобы вы сами по себе не были утверждены, – я знаю и убежден, какая у вас крепость от Бога, – но удовлетворяя собственной любви и исполняя заповеданный долг. Причина – в заключении под стражею, еще более строгом, так как мы недавно, о чем вы уже и слышали, переселены из Анатолийской области во Фракисийскую, в Смирну, (571) и в том, что мы давно не получали ответных писем, и еще в том, что для одинаковых подвижников может быть достаточным одно и то же письмо.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!