Какую Литургию совершать в высокоторжественные дни, случающиеся во святую Четыредесятницу?



Высокоторжественные праздники отправляются в те числа, в какие они случаются, за исключением первой седмицы Великого поста, когда отправление их отлагается до Недели Православия, и Страстной седмицы и первого дня Пасхи, когда отправление это переносится на Светлый Понедельник (Указ Синода 1857 г. января 28 дня и Указ Синода 1861 г. марта 18 дня). Во все остальные дни года, хотя бы один из высокоторжественных праздников пришелся даже на среду и пяток Сырной недели или в один из дней святой Четыредесятницы, когда по уставу полной Литургии не полагается, каждый из них должен быть отправляем в свое время. Так как высокоторжественные дни приравниваются к великим церковным праздникам, то, стало быть, когда высокоторжественные дни случаются в среду и пятницу Сырной недели, тогда должны быть совершаемы всенощное бдение и Литургия святителя Иоанна Златоуста в свое время по обычаю, как это полагается для праздника Сретения Господня, случающегося в среду и пяток Сырной недели. (См. в Уставе о праздновании Сретения Господня). Когда же высокоторжественные праздники случаются в седмичные дни святой Четыредесятницы, за исключением первой недели Великого поста и Страстной недели, тогда должны быть совершаемы всенощное бдение и Литургия святителя Иоанна Златоуста по Марковым Благовещенским главам, то есть всенощное бдение должно быть соединяемо с великим повечерием, а Литургия с вечернею и так далее. Если те же празднества случатся собственно в воскресные дни 2-й, 3-й, 4-й и 5-й недели святой Четыредесятницы, то должна быть отправляема Литургия святого Василия Великого (Ср. в Уставе Марковы главы о праздновании Благовещения). В тех же случаях, когда празднование какого-либо высокоторжественного дня переносится на понедельник Светлой недели, то служение, относящееся к высокоторжественному дню, необходимо соединять со службою Светлого Понедельника, как и указывается для Георгиева дня, когда он бывает в Светлый Понедельник. (См. в Уставе о праздновании дня святого великомученика Георгия).

 

К решению вопросов из пастырской богослужебной практики относительно каждения.

1. На всяком ли богослужении — на вечерне, утрене и Литургии — порядок каждения одинаков, то есть всегда ли нужно сначала кадить престол, потом горнее место, затем жертвенник и так далее?

Священник К-ской епархии К-ского уезда отец В. К-ский, задавая этот и другие вопросы, обнаруживает недостаточное знакомство с церковным Уставом, в котором определенно и ясно указан порядок каждения при совершении разных молитвословий и священнодействий. По Уставу нашей Православной Церкви, каждение бывает иногда по всему храму и притом начиная с алтаря или с середины храма; иногда полагается каждение одного только алтаря и каждение перед иконостасом; иногда же каждение совершается перед одним только престолом или аналоем с иконой, крестом, Евангелием и так далее.

Каждение всей церкви, начиная с алтаря, по указанию 22-й главы Типикона, совершается в таком порядке: священник или диакон сперва кадит перед святым престолом со всех сторон крестовидно, потом кадит весь алтарь и жертвенник, затем выходит северными дверьми (в начале всенощного бдения и при пении полиелея иерей для каждения храма исходит из алтаря царскими вратами — см. Типикон, гл. 2, и Устав священнослужения в начале Служебника) из алтаря в среднюю часть храма. Здесь, став перед царскими вратами, делает перед ними крест кадилом и потом кадит перед иконами, находящимися в иконостасе с южной стороны, начиная с иконы Спасителя, а затем перед иконами, находящимися в иконостасе с северной стороны, начиная с иконы Богородицы. Совершив таким образом каждение перед иконами в иконостасе, он кадит правый и левый лики (клиросы) и всю братию (народ) в церкви. Далее кадит иконы всего храма, входит в притвор и в нем кадит иконы по обе стороны; обойдя притвор и, обратившись от красных врат к западу, кадит крестообразно. Возвратившись из притвора в среднюю часть храма и став пред царскими вратами, творит перед ними крест кадилом и кадит иконы Спасителя, Богородицы и икону, лежащую на аналое. После чего входит в алтарь южными дверьми, творит крест кадилом перед святым престолом (Типикон, гл. 22; ср. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви протоиерея Константина Никольского. Изд. 3-е. СПб. 1874, с. 89).

Такой порядок каждения полагается:

а) на вечерне:

1) в начале всенощного бдения (Типикон, гл. 2 и 22; ср.: Устав священнослужения в начале Служебника) и

2) при пении «Господи, воззвах» (Типикон, гл. 9 и 22);

б) на утрене:

1) в начале утрени (Типикон, гл. 9 и 22);

2) при пении «Непорочных» (Типикон, гл. 22);

3) при пении полиелея (Типикон, гл. 15 и 22);

4) по 8-й песне канона во время пения «Честнейшую» (Типикон, гл. 2 и 22; срав. Устав священнослужения в начале Служебника).


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!