Как совершать вынос Плащаницы за вечерней в Великий пяток?



В Типиконе об этом обряде ничего не сказано, отсюда и разнообразие в самой практике. В одних храмах, например, плащаница выносится из алтаря прямо на середину храма и полагается на приготовленном месте для поклонения; в других же предварительно обносится вокруг храма один раз или три раза и проч. Не входя в рассуждения об историко-литургических причинах, которые могли дать повод совершать в Великий пяток обнесение Плащаницы вокруг храма, мы полагаем достаточным для решения этого вопроса сказать, что ни существующими пособиями к изучению церковного устава, ни практикою авторитетных церквей, каковы кафедральные храмы в некоторых старинных городах, например, в Новгороде, такое обнесение решительно не предполагается. Что же касается вопроса о том, какими вратами следует выносить Плащаницу из алтаря, то практика на этот счет действительно неодинакова и может вызывать недоумение. Если следовать указанию протоиерея. К. Никольского, то вынос должен происходить через Царские врата. (Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви, с. 589). Подобный порядок указан и в книге «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе». В руководстве же священника Неаполитанского сказано, что «иерей поднимает Плащаницу на голову.., выносит ее из алтаря северными дверями». (Церковный устав в таблицах. Изд. 2.1879, с. 98). Принимая во внимание, что:

1) во многих древних храмах, по строго сохраняемому древнему обычаю, вынос совершается северными дверями даже при архиерейских служениях;

2) практика московского Успенского собора не может служить образцом по данному вопросу, так как здесь Плащаница выносится на середину храма еще до вечерни, а практика некоторых столичных храмов могла вызываться и может оправдываться исключительными условиями чисто местного свойства, например, теснотою северных врат для целого сонма священнослужащих, несущих Плащаницу, обычаем выносить Плащаницу из одного храма (теплого) в другой (холодный) и проч.;

3) сообразнее с наименованием этого обряда выносить Плащаницу не Царскими вратами, через которые она вносится на престол в Пасхальную ночь, а северными;

4) при отсутствии в нашем Типиконе указаний, прямо относящихся к этому обряду, там же мы встречаем определенные указания на аналогичный обряд выноса креста в праздник Воздвижения и в Неделю крестопоклонную, именно, северными вратами;

5) и главное — по уставу Церквей восточных, у которых нами заимствован этот обряд, полагается совершать вынос Плащаницы не через Царские, а через северные двери. И мы не можем не отдавать решительного преимущества этой последней практике. При этом условии отчасти разрешится и еще вопрос: может ли священник нести Плащаницу без Евангелия, так как для одного священника, что, конечно, бывает в большей части храмов, трудно в одно и то же время держать обеими руками Плащаницу и Евангелие?

Если вынос Плащаницы будет совершаться через северные двери, то священнику могут при этом помогать псаломщики или кто-либо из мирян, как и делается во многих храмах, и священнику не будет особенных побуждений отступать от древнего обычая — с Плащаницею нести и Евангелие. Желающим подробнее ознакомиться с вопросом о выносе Плащаницы в Великий пяток на вечерне, рекомендуем обстоятельную статью в «Руководстве для сельских пастырей», за 1885 г. № 9).

 

Вопросы относительно некоторых недоумений в отправлении богослужения в Светлую неделю Пасхи и до отдания праздника.

В «Тульских епархиальных ведомостях» протоиерей А. Никольский обсуждает несколько вопросов касательно пасхальных служб, давая, со своей стороны, и посильное разрешение возбуждаемых недоумений.

 

1. Должно ли служащему священнику читать во дни Пасхи молитвы, положенные на утрене во время шестопсалмия и на вечерне во время чтения или пения 103-го псалма?

Эти молитвы в обыкновенные богослужебные дни читаются священником: утренние — во время чтения шестопсалмия и после трех псалмов перед Царскими дверями, как бы перед заключенными, для падшего человека, райскими дверями; вечерние — на том же месте во время чтения или пения предначинательного псалма: «Благослови, душе моя, Господа». Но, по чину Пасхальной службы, как шестопсалмие, так и 133-й псалом опускаются; царские врата, в ознаменование открытия райских врат Воскресением Христовым, бывают отворены во всю Светлую неделю Пасхи; таким образом, не положено ни время, ни место для прочтения этих молитв. Однако, насколько нам известно, служащие священники прочитывать их стараются, хотя и не в свое время и не на том месте, какое указано в Служебнике, например, утренние — в алтаре в полунощницу или во время пения Пасхального канона, вечерние — там же за 9-м часом или во время пения воскресных стихир. Согласно ли это принесение «молений, прошений и исповеданий» с духом Пасхального богослужения и есть ли в нем неотложная нужда? Мы более склонны на этот вопрос дать ответ отрицательный, и вот на основании какого соображения: если Святая Церковь утренним богослужением на Пасху, в эту «воистину всепразднственную и светозарную нощь», желала составить как бы один хвалебный и торжественный гимн Воскресшему и, соответственно этому, и всех нас призывает в своих песнопениях «играюще воспеть Виновнаго»; равным образом и на вечерне отменила всякое чтение на клиросе, препятствующее духовно-восторженной настроенности, то не будет ли противоречием этому намерению Церкви усиленное вычитывание священником утренних и вечерних молитв, располагающих не к восторженности, а к покаянно-скорбному чувству? По крайней мере, на себе мы всегда испытывали какое-то не гармонирующее с Пасхальным богослужением настроение духа, когда читали эти молитвы. Впрочем, желательно было бы услышать мнение об этом вопросе и других священнослужителей, так как в богослужебных книгах не находится прямого указания к его разрешению.

 

2. Должен ли готовящийся к служению во дни Святой Пасхи священник прочитывать все вечернее правило?

По чинопоследованию Пасхального богослужения седмичные службы, посвященные на каждый день недели особым святым и священным воспоминаниям, не правятся, нет побуждения и готовящемуся священнику читать каноны святым Бесплотным Силам, Предтече Господню и проч., так как они назначены Церковью в соответствии с каждодневным богослужением. И «ничтоже сумняся за совесть» ему надлежит прочитать с вечера Пасхальный канон (вместо канона Иисусу Сладчайшему), канон ко святому Причащению и вечерние молитвы.

 

3. Нужно ли полагать земные поклоны во время служб Светлой седмицы Пасхи?

Коленопреклонением, как падшие и согрешившие, мы выражаем усиленный подвиг моления и сокрушения; посему Святая Церковь установила особенно частое положение земных поклонов в предшествовавшие дни поста и покаяния; с приближением же праздника Пасхи постепенно заповедует оставлять их. Так, «во Святую и Великую среду вечера» Страстной седмицы мы читаем в Уставе: на «Буди имя Господне» поклоны три. «И абие упраздняются совершенно в церкви бываемые поклоны. В келлиях же и до Великаго пятка совершаются». Отсюда видно, что последним днем для совершения земных поклонов Святой Церковью назначен Пяток Страстной седмицы. С Субботы же как предпразднственного дня, предшествующего Воскресению Христову, они совершенно «упраздняются», а тем более не должны быть полагаемы на самую Пасху как на «праздник праздников и торжество торжеств». Если бы приведенное нами место из церковного Устава кто-либо стал объяснять в том смысле, что оно относится к «упразднению» земных поклонов, только полагаемых с молитвою Ефрема Сирина, против такого толкования говорит 20-е правило Первого Вселенского Собора, повелевающее не только во дни Пасхи, но и от Пасхи до Пятидесятницы не преклонять колена при богослужении и молиться стоя, изображая Восставшего из мертвых.

 

4. Как должно начинать всенощную и Литургию от Пасхи до отдания?

В Уставе об этом есть определенное и ясное указание. Так, в Неделю Антипасхи, или воспоминания осязания апостола Фомы, на великой вечерне мы читаем: По внегда благословити иерею: «Христос воскресе» трижды. И абие поем предначинательный псалом: «Благослови, душе моя, Господа». Таким образом, на всенощном бдении после обычного начала: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице» должно петь в алтаре три раза «Христос воскресе». Далее о Литургии той же недели сказано: «Ведомо буди, яко от недели новыя и до отдания праздника Пасхи, начало Литургии сице бывает: по еже рещи диакону: «Благослови, владыко», и иерей: «Благословено Царство», и поет иерей: «Христос воскресе» трижды весь тропарь, кроме стихов: «Да воскреснет Бог». Здесь еще точнее указано, что в начале Литургии только в алтаре должно петь три раза весь тропарь: «Христос воскресе». Между тем, в некоторых церквах в это время как на всенощной, так и на Литургии поют его в алтаре только однажды, а остальные два раза — на клиросе. Почему это вошло в практику, неизвестно. В Уставе есть прямые указания, когда поют на клиросе «Христос воскресе», и в этом случае ничего не сказано.

 

5. Какой надобно говорить отпуст от Светлой недели Пасхи и до отдания?

Некоторые священники, руководствуясь тем правилом, что отпусты «Владычних праздников» произносятся до их отдания, и Пасхальный отпуст «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый...» продолжают говорить до отдания Пасхи; но об этом отпусте в Служебнике прямо сказано, что он произносится только в неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. Следовательно, нет никакого основания произносить его до отдания. Другие же в простые седмичные дни произносят дневной отпуст «Христос истинный Бог наш», а в воскресные — «Воскресый из мертвых». Но если Святая Церковь богослужение и двунадесятых Господских праздников до самого их отдания отличила от рядовых дней особыми праздничными отпустами, согласно ли с этим установлением оканчивать седмичными отпустами церковные службы до отдания «праздника праздников и торжества торжеств»? Кроме того, такие отпусты не соответствуют чтению и пению этих служб, проникнутых духом продолжающегося празднования Пасхи. Мы думаем, что во все дни до отдания Пасхи надобно говорить отпуст «Воскресый из мертвых». Это мнение основываем на следующем указании церковного Устава: во вторник вечера отдания Пасхи в конце мы читаем: Ектению «Помилуй нас, Боже» и обычный отпуст глаголет иерей без креста: «Воскресый из мертвых». В среду отдания на утрене — «отпуст без креста». На Литургии — иерей творит отпуст Пасхи со крестом, и прочее все поем, конец Литургии, «отпуст без креста», «якоже указася на самую Пасху». Здесь воскресный отпуст называется обычным и потому предполагается произносимым в дни, предшествовавшие отданию Пасхи, а Пасхальный, как особенный, подобает только на Литургии этого дня. «И тако, — сказано, — отдается праздник Святаго и Живоноснаго Христова Воскресения».

Редакция «Тульских епархиальных ведомостей» по поводу тех же недоуменных вопросов высказывает следующие соображения.

Предложенное решение первого вопроса автор сам не считает окончательным и потому совершенно справедливо оставляет вопрос открытым. В пользу чтения молитв вечерних и утренних можно привести следующие соображения.

1) Отверстые Царские врата во все время Пасхи не препятствуют чтению этих молитв, так как и в другие праздники в начале всенощного бдения светильничные молитвы по Уставу положено читать, когда еще допевается 103-й псалом, следовательно, еще при отверстых Царских вратах.

2) Светильничные молитвы, а также утренние тайные молитвы приурочены не к 103-му псалму и не к шестопсалмию, а скорее, к великой ектений, так как и вообще все тайные молитвы приурочиваются к ектениям, и возглас, оканчивающий ектению, потому и называется возгласом, или возглашением, что произносится священником, в противоположность тайным молитвам, возгласно. Если нужно искать время для прочтения этих молитв, то приличнее всего — во время великой ектений.

3) Известно, что «светильничными», собственно, называются как 103-й псалом, так и вечерние молитвы; особенно же это название соответствует содержанию молитв. Псалом 103-й во дни Пасхи не читается и не поется, но вместо него поется «Христос воскресе» со стихами «Да воскреснет Бог». Тем не менее название «светильничного» удержано в церковном Уставе и для Пасхальной вечерни. Без светильничных молитв название это едва ли имело бы значение.

4) Что светильничные молитвы должны иметь связь не с псалмом 103-м, а с ектенией, видно из того, что на Литургии Преждеосвященных Даров три первые молитвы из числа светильничных явно имеют связь с тремя малыми ектениями и их возгласами.

5) То обстоятельство, что священник, служащий без диакона, сам должен читать и ектении, не должно служить препятствием к тому, чтобы прочитать и тайные молитвы: подобное обстоятельство встречается и при служении Литургии одним священником без диакона.

По поводу 5-го вопроса считаем нелишним обратить внимание на следующее замечание церковного Устава относительно отпуста на отдание Пасхи, во вторник вечера: «обычный отпуст глаголет иерей без креста: «Воскресый из мертвых», и святаго дне поминает»; в среду на утрене: «И святаго на отпусте поминает, его же будет день». О Литургии же сказано: «отпуст Пасхи со крестом; и прочее все поем.... якоже указася на самую Пасху»: о поминовении имени святого дня ничего не сказано. На этом основании можно думать, что на Пасхальном отпусте как во дни Пасхи, так и в конце Литургии на отдание имя святого дня не должно быть поминаемо.

 

Подобное замечание Устава: «На отпусте поминает иерей святаго, егоже есть день» мы находим также и на отдание праздника Пятидесятницы. Очевидно, что замечание это вызвано тем обстоятельством, что на отдание и Пасхи, и Пятидесятницы служба дневному святому отлагается, так же, как и на самые дни праздников. Если же о самих праздниках не сказано ничего насчет поминовения святого, а об отдании обоих праздников сказано, то ясно, что на самые праздники отпуст должно говорить без поминовения дневных святых. Хотя об отдании праздника Вознесения подобного замечания в Уставе не сделано, но нет сомнения, что праздник этот не составляет исключения относительно отпуста.

Здесь, кстати, мы ставим еще один вопрос, недавно нам предложенный, относительно праздничных отпустов Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы. Следует ли на отпустах, начиная от недели Фоминой и до отдания Пятидесятницы, делать прибавления из отпустов, положенных на каждый день седмицы, например, в пяток: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста»? Ни в Уставе, ни в Служебнике ничего об этом не сказано. Насколько нам известно, некоторые священники, за неимением указания Устава, делают эти прибавления, другие же не делают — на том основании, что во все означенные дни служба совершается без Октоиха, а следовательно, и без тех воспоминаний, которые по Октоиху усвояются каждому дню седмицы. Основание это нам кажется вполне достаточным. Потому что воспоминание на отпусте в понедельник, например, Бесплотных Сил или во вторник — Иоанна

Предтечи и так далее, не имело бы никакого смысла, когда в службе церковной о них нет ни слова. Служба дневного святого в день отдания поется на повечерии, как замечено в Уставе на отдание Вознесения. Но если таким образом принять за правило говорить один праздничный отпуст без прибавления из седмичных отпустов от Пасхи до отдания Пятидесятницы, то не следует ли распространить это правило и на другие праздники и даже предпразднства, когда по Уставу «Октоих не поется»? Не решая этого вопроса окончательно, мы, однако же, чтобы быть последовательными, склоняемся более на сторону положительного решения, нежели отрицательного, и в пользу первого приводим замечание Устава о дневных отпустах; говоря о прибавлении к отпусту слов «Силою Честнаго и Животворящаго Креста», Устав (в Служебнике) замечает, что этих слов не должно прибавлять к отпусту на вечерне в пяток под субботу, потому что на этой вечерне нет уже никакой службы Кресту.

 

Один священник обратился в редакцию «Тульских епархиальных ведомостей» за разрешением следующего вопроса:

В первый день Пасхи при начале утрени одни священники, держась буквально Устава, выходят из алтаря с крестным ходом в северную дверь храма (где, конечно, есть такая дверь) и оттуда доходят до затворенной западной двери, следовательно, обходят не весь храм кругом, а только четверть храма; другие же, выходя северной дверью храма, идут на запад и, не останавливаясь против западной двери, обходят далее на юг, восток, север и приходят опять к затворенной западной двери; третьи, так как немногие храмы имеют северную дверь, выходят в западную дверь, обходят вокруг храма и приходят снова к той же западной двери, уже затворенной. Чьи действия правильные и согласуются с Уставом? На это редакция дает такое разъяснение. Из Устава не видно, что перед началом утрени на Пасху должно совершать крестный ход вокруг церкви. Сказано, что прежде всего затворят врата церковная, яже к западу. Потом исходит настоятель северными дверями в притвор, и, войдя в притвор, все прочие становятся лицом к западу, а настоятель, став пред церковными дверями, глядя на восток, знаменует «великия врата церкве (затворенная суща) кадилом крестообразно». В чине священнослужения, наблюдаемом в большом Успенском соборе (в Москве), сказано о том же предмете сходно с Уставом: «Архиерей идет из царских дверей (алтаря) в северныя двери (храма) и пришед к западным дверем... говорит: «Слава Святей...» Посем идет в церковь». О хождении вокруг всей церкви не говорится ни в Уставе, ни в чине. В чине, кроме того, не упоминается вовсе о притворе, вероятно, потому, что при северных дверях московского Успенского собора нет притвора. Умолчание Устава о круговом хождении дало утвердиться обычаю ходить на Пасху вокруг церкви, подобно тому, как в Великую субботу на утрени, хотя в Уставе ничего не сказано о хождении вокруг церкви с Плащаницей, но всеобщий обычай такого хождения давно уже обратился в правило, нигде не писанное, но всеми исполняемое. Согласно с этим обычаем и нисколько не противно Уставу действуют те другие священники, о которых говорится в предложенном вопросе. А так как большая часть храмов имеют одну только выходную дверь на западной стороне, то по необходимости исхождение на Пасху совершается в эту западную дверь, которая потом уже затворяется и, после кругового обхождения церкви, ход останавливается перед этой дверью для совершения начала Пасхальной утрени по Уставу. Поэтому и третьи священники также не противоречат Уставу. Отсутствие же северной двери у большей части храмов не должно считать нарушением Устава точно так же, как и отсутствие притвора при северной двери московского Успенского собора.

Что же касается разнообразия в исполнении Устава, то оно никого не должно смущать в настоящем случае, и оно неизбежно, потому что не все церкви одинаково устроены, у большинства нет северной выходной двери; бывают и такие церкви, вокруг которых обхождение невозможно. В последнем случае даже при освящении храма хождение вокруг него, положенное в чине, отменяется.

По вопросам касательно особенностей Пасхального богослужения


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 518; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!