Как должно быть совершаемо самое освящение храма



 

Священнослужители (не менее трех) в полном облачении совершают на середине храма малое водоосвящение, держа в руках зажженные свечи; после сего они со святой водой, с иконами, стоявшими посреди храма, возвращаются в алтарь; начальствующий с крестом на блюде следует за ними. Дека снимается с нового престола и приставляется к восточной стороне храма. Священники надевают фартуки и снова выходят на середину храма; они берут стол с приготовленными к освящению вещами, вносят его царскими вратами в алтарь и ставят по правую сторону престола или где позволит место. Тогда же и прочие вещи с середины храма убирают на свои места. Священники становятся вокруг престола, молятся и кланяются друг другу. Диакон подает святую воду; начальствующий кропит ею столпы престола. Диакон подает в кастрюльке воскомастику начальствующему; начальствующий окропляет святой водой воскомастику и возливает ее крестообразно на верхние концы столпов престола, обходя вокруг него. Потом снова кропит столпы для того, чтобы воскомастика скорее застыла. После сего начальствующий возглашает: «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой» (Пс. 144). Певчие поют этот псалом весь до конца. В это время священники приносят деку; начальствующий окропляет сначала нижнюю сторону ее, а потом верхнюю, и она полагается на свое место. Диакон на антидорной тарелке подает гвозди и полагает на престол; начальствующий окропляет их и раздает сослужащим священникам, которые вкладывают их в назначенные места на углах престола. Потом подают камни; начальствующий кропит их и раздает прочим священникам, которые вбивают ими вложенные гвозди в столпы престола, после чего кладут сии камни под престол; вбитые гвозди заливаются воскомастикою и, когда она остынет, срезают ее, если окажется, что она выше уровня деки. По укреплении престола начальствующему подают: теплую воду, мыло, красное вино, розовую воду и духи на антидорных тарелках и поставляют на престоле. Когда певчие заканчивают пение 144-го псалма, диакон говорит в алтаре: «Господу помолимся». Певчие отвечают: «Господи, помилуй». Начальствующий тихо, преклонив главу, читает молитву: «Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския спасительным Твоим явлением, Сам и ныне ниспосли благодать Святаго Твоего Духа и благослови воды сия и вино к освящению и совершению жертвенника Твоего сего, яко благословен еси во веки веков, аминь». После молитвы красное вино, розовая вода и духи снимаются с престола, а остаются на нем теплая вода, мыло и полотенце, которые окропляются святой водой. После сего и эти вещи снимаются с престола, кроме сосуда с теплой водой, из которого начальствующий возливает воду на престол крестообразно трижды, говоря: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», и возглашает псалом 22-й: «Господь пасет мя...» Певчие поют этот псалом. В это время священники омывают престол теплой водой, сначала просто растирая его руками, а потом немного и мылом; снова возливается вода, чтобы смыть мыло, и тогда уже вытирают престол полотенцами. Потом приносятся: красное вино, розовая вода и губки; начальствующий, по окроплении святой водой сих вещей, берет вино и воду, выливает их на одно антидорное блюдо или в какой другой сосуд, и из него возливает крестовидно на середине престола: священники вместе с ним руками растирают это смешение по престолу и отирают губками досуха. Потом подают духи и с ними поступают так же, как с вином, только не вытирают губками, а руками втирают в деку престола и так оставляют. Когда певчие заканчивают петь, начальствующий провозглашает: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» (Пс. 92). Певчие поют этот псалом, а священники подают напрестольную срачицу для окропления и, по окроплении внутри и вне, надевают на престол: потом приносят вервь; начальствующий окропляет ее, отдает диакону, который и опоясывает ею престол трижды поверху (по выемке деки). Начальствующий же в это время держит конец верви в руке и, по окончании опоясывания, делает узел у правого столпа. После сего приносят одеяние на престол и, окроплении его внутри и вне, облачают престол. Потом второй из служащих священников и прочие священники идут к жертвеннику, окропляют его, срачицу и одеяние святой водой и одевают жертвенник. В это время начальствующий окропляет завесу, покров на престол и все прочие принадлежности престола и жертвенника, если они не освящены, и полагает на свои места. Устроив все это, священники снимают свои фартуки. По окончании пения 92-го псалма начальствующий, взяв кадило, настоятель храма или второй после начальствующего — кропило, а диаконы — первый необожженную свечу и без огня, а другой — святую воду, начинают каждение, при возгласе начальствующего: «Коль возлюблена селения Твоя, Господи сил» (Пс. 83). Певчие поют этот псалом, а начальствующий кадит престол, жертвенник, весь алтарь, иконостас и все иконы в храме, второй кропит их. По окончании сего, начальствующему подается необожженная запрестольная свеча, и он, зажегши ее от огня из кадила, поставляет ее на свое место; от этой свечи зажигаются начальствующим свечи и раздаются сослужащим священникам, которые зажигают свечи у икон и у народа. Потом священники берут крест, Евангелие, иконы, диаконы — кадила, свечи и святую воду, а прочие — запрестольные крест и икону, фонарь, хоругви и идут из алтаря за святым антиминсом, при возглашении от начальствующего тропаря: «Иже во всем мире мученик Твоих», повторяя его. Придя к святому антиминсу, начальствующий, покадив, делает с вошедшими в алтарь сослужащими земной поклон пред антиминсом. В алтарь, где находится святой антиминс, входят только начальствующий, следующая за ним пара священников и диакон с книгою, а прочие остаются у царских врат. Диакон в алтаре возглашает малую ектению: «Паки и паки миром...» По ектений — возглас: «Яко свят еси, Боже наш, иже на пострадавших по Тебе честных мученицех почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Певчие отвечают: «Аминь» и поют тропари: «Иже на камени веры создавый Церковь...», «Святии мученицы...» и «Слава Тебе, Христе Боже...» дважды и более, смотря по надобности. Начальствующий с теми же сослужащими вторично делает земной поклон и, возложив на главу дискос со святым антиминсом, идет с крестным ходом обратно к освящаемому храму. Впереди хода идет священник, за ним несут хоругви, фонарь, запрестольные крест и икону, за ними следуют певчие, потом священники с иконами, Евангелием и напрестольным крестом, за ними — два диакона с кадилами и свечами, потом — начальствующий со святым антиминсом, поддерживаемый двумя священниками и в сопровождении первенствующего диакона. Перед выходом крестного хода из освящаемого храма бывает перезвон, а по выходе — красный звон; по входе священнослужителей в другой храм за антиминсом опять бывает перезвон, а во время обратного хода к освящаемому храму опять звон. Когда приблизятся к освящаемому храму, не входят в него, а идут вокруг него, причем впереди идущий священник кропит стены храма со всех сторон, а равно и предыдущий народ[1]. Потом, войдя в храм, священники остаются у завесы или в притворе храма, а певчие уходят внутрь храма. Священники с крестом, Евангелием и иконами и прочие становятся напротив начальствующего, изображая собою полукружие, за поставленным тут, во время хода, столом, на котором поставляется дискос со святым антиминсом. Начальствующий, взяв кадило, кадит и возглашает: «Благословен еси, Христе Боже наш, всегда, ныне и присно и во веки веков». Певчие отвечают: «Аминь». Потом, приподняв святой дискос, начальствующий возглашает: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певчие поют: «Кто есть Сей Царь славы?» Диакон: «Господу помолимся». Певчие: «Господи, помилуй». Начальствующий читает молитву: «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, Иже Сый благословен во веки: Иже завесою плоти Его обновлей нам вход в Церковь первородных на небесех вписанных, идеже глас празднующих, и глас радости, Сам Человеколюбче Владыко, призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, обновление празднующия честнаго храма (имярек). Утверди его до скончания века непоколебима и прославлена Тобою: и сподоби нас в нем хвалы и славословия не зазорно приносити славе Твоей и Единородному Твоему Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, и Святому Твоему Духу, в разуме и во всяком чувстве, и поклоняющимся Тебе, во страсе Твоем, Божественных щедрот достойным показатися: и благоприятным Твоей благости быти мольбам сим, яже о нас и всех людех Твоих, неизреченному Твоему благоутробию приносятся: молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых, аминь». Начальствующий говорит: «Мир всем». Певчие: «И духови твоему». Диакон: «Главы ваша Господеви приклоните». Певчие: «Тебе, Господи». Приклонив голову, начальствующий читает молитву тайно: «Владыко, Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел во служение Твоея славы: сотвори, со входом нашим, входу святых Твоих Ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь». Потом, взяв святой дискос, возглашает: «Господь сил, Той есть Царь славы». Певцы поют то же. Западная дверь или завеса открывается, и начальствующий, осенив святым антиминсом крестообразно вход, идет со всеми служащими в алтарь, а певчие поют в это время тропарь: «Якоже вышния тверди благолепие...» По входе в алтарь, святой антиминс полагается на престол, в него влагают губку, а на него, поцеловав, кладут Евангелие. Диакон: «Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся». Певчие: «Господи, помилуй» (трижды). Начальствующий читает молитву пред престолом с коленопреклонением: «Господи Боже наш, Иже тварь единым словом создавый, и во еже быти приведый, неизреченными же образы различно сию украсивый, Иже Сыном Твоим нам заповедавый обнов итися нашему естеству, Святым Твоим Духом, Тебе молимся, и Тебе милися деем, Отцу Слова, Господу и Богу нашему: понеже неизреченным Твоим человеколюбием, и безмерною Твоею благостию и тварь и вся древний закон в Твоем Боговидении на Синайстей горе в купине оной дивной, в скинии свидения и в предобрейшем храме Соломона обновление прияли во образ Новаго Завета: милостивым оком призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, живущия в сем дому небоподобном, вселенныя похвале, жертвеннице истинном неизреченныя Твоея славы, и низпосли Пресвятаго Твоего Духа на ны, и на наследие Твое, и, по Божественному Давиду, обнови в сердцах наших дух правый, и духом владычним утверди нас: победы на видимыя и невидимыя враги даруй: нам же единомыслие и мир: сотворшим же здание сие и храма обновление по любви к Богу тщательно, оставление согрешений подаждь: даруй им вся яже ко спасению просимая; воздвигни я к деланию заповедей Твоих: да неосужденно поклонятся Тебе, единому истинному Богу, и Его же послал еси, Иисусу Христу, молитвами Богородицы и всех святых Твоих, аминь». Диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную» и проч. Начальствующий возглас: «Яко свят еси, Боже наш, и на святых, по Тебе пострадавших, честных мученицех почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу[2], ныне и присно и во веки веков»; певчие поют: «Аминь». Потом, взяв святой крест и святую воду, идут все служащие на середину храма, где становятся как на молебне. Диакон: «Господу помолимся, рцем вси». Начальствующий осеняет крестом и кропит святой водой предстоящий народ на все стороны света. Затем диакон возглашает: «Премудрость». Начальствующий говорит отпуст. Диакон провозглашает многолетие. Потом читают часы, во время коих совершается проскомидия; и бывает Литургия, а по окончании Литургии — молебен храмовому святому, если заблагорассудит начальствующий.

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!