Как совершать благословение хлебов на всенощном бдении?



Одни священники при благословении хлебов указывают только правой рукой на означенные выше вещи, не складывая перстов ее имянословно, как они делают при благословении в других случаях; другие же при благословении хлебов не отступают от обычного порядка благословения и складывают пальцы руки имянословно. Может показаться, что первые священники точнее исполняют устав, так как в Служебнике сказано: «Иерей возмет один хлеб, знаменует им прочия хлебы, и глаголет молитву велегласно. Егда же глаголет: «Сам благослови», тогда десницею указует на предложеннии хлебы, пшеницу, вино и елей». Но такое благословение хлебов, при котором священник, держась буквы устава, только указует десницею, но не складывает перстов имянословно, едва ли можно признать правильным. Без сложения пальцев имянословно, как известно, благословляют католики и лютеране, а не православные священники. Последние кого бы и что бы ни благословляли, всегда складывают персты благословляющей руки имянословно: не нужно отступать от этого общего правила и при благословении хлебов, пшеницы, вина и елея. Тогда только рука священника не складывается имянословно при благословении или при изображении креста, когда он держит что-либо, например, потир со Святыми Тайнами, антиминсную губку, святой крест. Здесь уже нельзя и складывать руки имянословно, и притом в этих случаях благословляются вещи или лица уже не рукою, а тем предметом, который держит в руке благословляющий. Правда, в уставе при благословении хлебов сказано: «десницею указует», а не сказано, чтобы священник складывал персты имянословно; но едва ли где при наставлении благословлять кого-либо или что-либо в уставе говорится, что благословляющий должен складывать персты имянословно, — это разумеется само собою; в уставе не сказано и того, чтобы священник не складывал перстов имянословно, а благословлял хлебы рукой, протянув только пальцы («Пензенские епархиальные ведомости»).

В приходских церквах на всенощном бдении в молитве на благословение хлебов некоторые священники вместо: «Умножи сия во святой обители сей» читают: «Умножи сия во святем храме сем». По мнению «Руководства для сельских пастырей», это совершенно неправильно; так как умножение хлеба потребно не для храма, а для народа, принадлежащего к храму, все равно, как умножение это необходимо обители в смысле не церковно-молитвенного, а общежительного учреждения, нуждающегося в пище и питии. Поэтому вместо «во святей обители» следует читать: «во граде сем» или «в веси сей». А в домовых церквах, например, в церквах учебных заведений, можно даже просто читать: «во всечестнем доме сем».

 

По поводу разнообразия в совершении обряда перенесения креста с жертвенника на престол

При перенесении креста с жертвенника на престол, после малой вечерни, в Воздвижение Креста Господня, в Неделю крестопоклонную и 1 августа, ныне священники, по прочтении «Святый Боже», покадив крест на жертвеннике, при пении: «Спаси, Господи, люди Твоя» и «Вознесыйся на крест» берут крест и на

голове переносят его с жертвенника на престол в алтаре, не выходя из него; а другие для этого отворяют царские врата и при преднесении подсвечника, выходя северной дверью, входят в царские врата с крестом, как обыкновенно делают вход.

По поводу такого разнообразия на вопрос священника И. Жуковского «Церковный вестник» дает такое разъяснение. Церковный устав не определяет точно способа перенесения святого креста на престол. Под 14 сентября в уставе читаем: «И взимает иерей честный крест со блюдом на главу и вносит его во святый алтарь, предъидущим же пред ним со двема лампадома». Под 1 августа сделана ссылка на 14 сентября: «о кресте чина изношения на престол зри сего септемврия в 14 день». В уставе Недели третьей святых постов описание обряда так же кратко, как и 14 сентября. Ввиду этого для решения вопроса нужно обратиться к другим источникам. По древним уставам греческим, в праздник Воздвижения Креста Господня выносим был для поклонения особый крест (не напрестольный), который хранился в скевофилакии. А так как скевофилакий находился отдельно от церкви, то при перенесении креста в алтарь, после малой вечерни, нужно было проходить через церковь. Таким образом, прохождение через церковь не составляло такой церемонии, которая бы имела особое, высшее значение, но вызывалось простой необходимостью. В настоящее время такой необходимости нет, потому что из сосудохранительницы и от жертвенника можно прямо, не через церковь, пройти к престолу, и потому нет достаточных оснований придавать подготовительному обряду нарочито торжественный характер. («Церковный вестник», 1887, №31).

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!