Как идти к жертвеннику на Литургии по прочтении священником Херувимской песни прямо от престола к жертвеннику или вокруг горнего места?



Есть священники, которые поступают в данном случае последним из указанных способов, то есть идут к жертвеннику для Великого входа, «обходя престол кругом». Но на это нет основания ни в Уставе церковном, ни в практике Церкви. Напротив, в Служебнике прямо сказано: «И отходит (священник) в предложение, предходящу диакону, и кадит святая» и так далее. На этом основании, собственно, нельзя считать правильным даже тот обычай, практикуемый во многих церквах, что диакон, помолившись с чтением «Иже херувимы» со священником перед престолом, предоставляет священнику одному идти прямо к жертвеннику, а сам идет вокруг престола. Ибо и о нем ясно сказано, что он должен идти перед священником, следовательно по тому же пути, что и священник, «не обходя престола» («Руководство для сельских пастырей», 1886 г.).

 

Священник Алексей Либеров обратился в редакцию «Церковного вестника» за разъяснением по следующим вопросам.

Когда за Литургией, во время Великого входа, присутствуют не служащие иереи, должен ли служащий иерей поминать их словами, обращаясь к ним (иереям): «Священство ваше», или прямо, не упоминая этих слов, говорить: «И всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем»? Одни иереи утверждают, что не следует к не служащим иереям обращаться со словами «Священство ваше», так как, дескать, в Служебнике об этом ничего не сказано. Другие утверждают, что следует поминать и не служащих иереев словами «Священство ваше», чтобы отличить их от прочих молящихся, так как, дескать, священники по своему сану выше всех мирян в Церкви, и это, дескать, делается во многих местах. Чье мнение правильнее?

Во время Великого входа некоторые иереи, обращаясь к народу, говорят: «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем...», а иные держатся буквального смысла Служебника, где говорится так: «И всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог...» Кто действует правильнее, и нет ли существенного различия в том и другом способе обращения?

В «Церковном вестнике» И.А. дает по этим вопросам следующие ответы:

1) Приветствование не служащих иереев совершается или до поминовения царской фамилии, пока идут от жертвенника к солее, или — в некоторых местах — по возвращении в алтарь, прежде чем Дары будут поставлены на престол. Впрочем, первый способ правильнее по отношению к священникам, а последним приветствуются не служащие архиереи.

2) Несомненно, что по смыслу Служебника разумеются в заключительном поминовении не только присутствующие в храме, но и все православные, так как последовательность поминовений соблюдается здесь та же, что и на ектениях. Поэтому не погрешит и тот священник, который по установившемуся всюду обычаю и по примеру лучших современных архипастырей будет передавать мысль Служебни- I ка в более выразительных словах: «Вас и всех православных христиан» и проч. («Церковный вестник», 1888 г.).

 

Какие ектений в алтаре и какие перед царскими вратами должен произносить священник во время вечерни и утрени, когда он служит без I диакона?

По мнению И.А., постоянного сотрудника «Церковного вестника», все ектений должно возглашать вне алтаря на солее, когда царские врата закрыты, то есть кроме двух заключительных ектений на бдениях или заутренях с великим славословием. Так делается всегда в хороших монастырях, да того же требует и польза прихожан, которые с трудом слышат батюшку произносящего ектению в алтаре. Изъятие можно допустить разве для малых ектений между кафизмами и между ирмосами канонов, да и то в больших соборах при спешной будничной службе, во избежание излишней беготни священника из обширного алтаря и обратно; в тех же целях некоторые священники после великой и просительной ектений на будничной вечерне и после просительной же ектений на утрени остаются на солее и не входят в алтарь, ожидая скоро наступающего времени произнесения следующей ектений (в первом случае — малой, а во втором и третьем — сугубой) («Церковный вестник»).

 

Можно ли при совершении Литургии возносить особые молитвы о здравии болящих?

Один священник Вятской епархии обратился в редакцию «Руководства для сельских пастырей» с таким предложением: «Многие из прихожан просят отслужить Литургию о здравии недужных. Между тем в нашем Служебнике, кроме наставления об изъятии на Проскомидии частиц о здравии живых, не указано ни времени, ни способа возношения каких либо других молений о здравии живых. В болгарском Служебнике указано несколько прошений о здравии и время возношения их на Литургии. Почему бы и нам, пастырям Церкви Русской, не дать руководства по тому же предмету?»

По замечанию названной редакции, этот вопрос вполне решается на основании «Иерейского молитвослова», изданного в 1885 году С.-Петербургской Синодальной типографией с благословения Святейшего Синода. В молитвослове этом, между прочим, помещена «служба о недужных многих или о едином», состоящая из особой молитвы на Проскомидии, восьми прошений о недужных, — прошений, присоединяемых к великой ектении по начальном возгласе Литургии, тропаря и кондака по малом входе, апостольского чтения из соборного послания апостола Иакова (гл. 5, ст. 2), предваряемого особым прокимном Евангельского чтения от Матфея об исцелении Иисусом Христом слуги сотника, трех прошений, присоединяемых к сугубой ектений, и, наконец, особого «причастна». В том же «Иерейском молитвослове» помещена «служба на всякое прошение», в состав которой входят также несколько прошений «об избавлении от недугов и даровании здравия с долгоденствием» и проч.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!