Об искоренении вредных обычаев при совершении поминовения на могилах усопших



Преосвященный Вениамин, епископ Черниговский, дал следующее предложение Черниговской консистории: «До сведения нашего дошло, что в некоторых местностях Черниговской епархии существует безобразный обычай, введенный неизвестно когда и состоящий в том, что в дни, которые Святая Церковь посвящает поминовению усопших родителей и родственников и преимущественно во вторник Фоминой недели, когда обыкновенно отправляются священнослужителями панихиды на могилах почивших, приносят местные жители на кладбище множество разных съестных припасов и еще большее количество горячих напитков и, лишь только оканчивается служение панихиды, начинают там шумные утешения, похожие, по словам очевидцев, на языческие тризны. Наблюдавшие этот обычай со скорбью уверяли, что священнослужителям, являющимся на кладбище для служения

панихид, приходилось совершать их среди кучи яств и множества кувшинов, наполненных водкою, словно на местах торжищ. Попойки и разгул, совершавшиеся в эти святые дни, доходили, по свидетельствам тех же очевидцев, до безобразия... Этот обычай, в высшей степени пагубный, не встречая со стороны священнослужителей противодействия, может повторяться ежегодно и породить самые гибельные последствия для нравственности держащихся оного. Почему, озабочиваясь о скорейшем и решительном прекращении оного как противного духу Церкви Христовой, повелевающей дни поминовения усопших проводить в одних святых молитвах и делах благотворения бедным и беспомощным, а не в пьянстве и срамословии, предлагаю консистории строжайше предписать благочинным епархии, чтобы они, в свою очередь, напоминали подведомственным их смотрению священно- и церковнослужителям не быть равнодушными зрителями в том случае, когда заметят в своих приходах существование указанного обычая. Они должны пастырским словом и увещанием разъяснять, и притом заблаговременно, таким прихожанам всю нелепость и гибельные последствия этого обычая, должны всячески убеждать их, что этот обычай, похожий на языческие тризны, совершенно омрачает святость дней, которые Святая Церковь определила на совершение молитв о упокоении душ, в вере и благочестии отшедших на вечный покой, что чрез него не только не получают усопшие милости Божией и оставления согрешений, а, напротив, теряют эту милость чрез столь грубое и в высшей степени оскорбительное для величия Божия препровождение оных в делах непотребных и крайне предосудительных. Пастырские свои увещания священнослужители могут высказывать за несколько дней до поминальных дней в храмах, а всего лучше на могилах покойников, перед исправлением литий и панихид» («Волынские Епархиальные ведомости», 1884 г., № 16).

 

Относительно совершения Литургии «соборне» и в присутствии архиерея

В «Пастырском Собеседнике» за 1889 год (№№ 15, 16, 17) священник И. Кутепов поместил обширную статью под заглавием «Практические указания и разъяснения относительно служения Литургии соборне». Необходимость в таких указаниях и разъяснениях объясняется тем, что Служебник почти не дает толкования, как совершать Литургию нескольким священникам и диаконам. В нем есть только три кратких замечания на этот случай, именно — о возглашении ектении «Елицы оглашеннии, изыдите» при двух диаконах, о поминовении на великом входе при трех или четырех священниках и о взаимном целовании по возглашении: «Возлюбим друг друга»... С другой стороны, сельским священникам, особенно состоящим в одноштатных приходах, редко приходится совершать Литургию соборне. Отсюда у таких священников, естественно, могут возникать затруднения и недоумения, когда им случится участвовать в соборном служении.

Передадим порядок соборного совершения Литургии, как он представлен у отца И. Кутепова, с опущением лишь подробностей, касающихся совершения Литургии одним священником, и с некоторыми дополнительными примечаниями (подстрочными), какие сделаны в «Пензенских епархиальных ведомостях» при изложении означенной статьи отца И. Кутепова.

При чтении входных молитв перед царскими вратами соблюдается следующий порядок. Кто на какой стороне святого престола стоит, той он и выходит из алтаря и опять входит в него. По прочтении молитв и тропарей Спасителю и Богоматери все прикладываются к святым иконам. После молитвы, чтобы Господь укрепил на предстоящее служение: «Господи, низпосли руку Твою», которую читают, наклонив головы, все священники кланяются друг другу и предстоящему народу, испрашивая прощения. Вошедши в алтарь указанным порядком, настоятель становится перед престолом, прочие — по правую и левую его стороны, целуют Святое Евангелие, лежащее на престоле, и самый престол, затем отходят для облачения.

Проскомидию совершает один священник, и притом младший (Так говорится в «Пособии к изучению Устава богослужения Православной Церкви» священника Никольского и в «Руководстве.для сельских пастырей» (1880 г., № 8). Но в некоторых местах проскомидию совершает «чередной» священник, хотя бы старший.). Если на проскомидию подано будет много поминальных записок или книжек, то совершающему проскомидию помогают сослужащие священники, а в случае надобности и неслужащие, даже диаконы и псаломщики. Стоя у жертвенника, они прочитывают помянники, а служащий священник, говоря: «Помяни, Господи», вынимает частицы.

По совершении проскомидии и прочтении часов все священники становятся у престола по старшинству. Молитвы перед началом Литургии с воздеянием рук читает один предстоятель, прочие священники, вместе с ним, совершают только троекратное молитвенное поклонение перед святым престолом о ниспослании благодати Святого Духа и помощи при богослужении; предстоятель целует Святое Евангелие, а остальные священники и диакон целуют святой престол. Начальный возглас Литургии: «Благословено Царство» и возглас после великой ектении: «Яко подобает» произносятся предстоятелем; второй священник говорит: «Яко Твоя держава»; третий: «Яко благ и Человеколюбец Бог еси» (Молитвы, которые полагается читать тайно, должны быть вычитываемы всеми священниками). По произнесении своего возгласа каждый священник правой и левой стороны делает молитвенный поясной поклон перед престолом и кланяется предстоятелю (Чтобы не повторяться, заметим, что священники всегда делают поклон первенствующему при богослужении по произнесении возгласов или молитв).

Малый вход совершается так. Предстоятель, сделав три поклона пред престолом, целует Святое Евангелие и подает диакону. Затем вокруг престола с левой стороны подходит к предстоятелю второй священник, и оба, по целовании святого престола, отходят на правую сторону престола и идут за диаконом, несущим Святое Евангелие, вокруг святого престола, один за другим, северными дверями.

После того, как отойдут от престола первый и второй священники, в таком же порядке, по два в ряд, подходят к передней стороне престола остальные священники, которые также целуют престол и идут за первыми двумя священниками в те же северные двери (Сейчас священники целуют престол все одновременно, каждый на своем месте). Вышедши из алтаря, все занимают свои места, на которых стояли в алтаре: правые проходят сзади предстоятеля на правую сторону, а во многих местах малый вход при соборном служении совершается несколько иначе. Предстоятель, подав Евангелие диакону, тотчас (не дожидаясь второго священника) целует престол и идет за диаконом. Затем подходят к передней стороне престола второй и третий священники и, поцеловав его, идут за предстоятелем; за ними в таком же порядке следуют четвертый и пятый священники и т.д. Левые становятся на своей стороне, старшие — ближе к предстоятелю, младшие — к царским вратам. Предстоятель произносит: «Благословен вход святых Твоих», целует Святое Евангелие (сослужащие не делают этого) и, приложившись у царских врат к иконам Спасителя и Богоматери, входят в алтарь; затем входят и прочие священники, целуя — правые икону Спасителя на правой стороне царских врат, левые — икону Богоматери на левой стороне. Став на свои места, священники целуют престол и кланяются предстоятелю. Свещеносца благословляет предстоятель (Сейчас первыми входят младшие священники с обеих сторон, последним входит предстоятель, предварительно благословив свещеносца).

Возглас: «Яко свят еси, Боже наш» произносится также предстоятелем. При пении «Святый Боже» предстоятель по целовании святого престола (но не Евангелия), отходит на горнее место. В это время старшие священники обеих сторон, стоявшие ближе к предстоятелю, приложившись к престолу, переходят со своих мест и становятся от горнего места по обеим сторонам престола, каждый на своей стороне: — старшие ближе к горнему месту, а младшие — к царским дверям. Перед возглашением: «Мир всем» предстоятель, стоя на горнем месте лицом к народу, делает поклон на правую и левую сторону — священникам, стоящим у престола, и затем произносит: «Мир всем». Во время чтения Апостола священники садятся, каждый на своей стороне; предстоятель садится по правую сторону престола первым от горнего места (Садиться на горнем месте священнику воспрещено. Чин. Литургии св. Иоанна Златоуста. Изд. 1861 г., с. 54).

По прочтении Апостола «Мир ти» говорит предстоятель, затем второй священник, сделав поклон предстоятелю, отходит к передней стороне престола и, взяв с него Святое Евангелие, отдает диакону и становится на свое место (Во многих местах диакон, приняв Евангелие от второго священника, подносит его к предстоятелю для целования). По произнесении диаконом: «Благослови, владыко» предстоятель возглашает: «Бог молитвами…» Возглас: «Премудрость, прости...» произносит второй священник. «Мир всем» говорит предстоятель, «Вонмем» — третий священник. Если служат два диакона, «Премудрость, прости» и «Вонмем» говорит второй диакон. По прочтении Евангелия предстоятель со словами «Мир ти, благовествующему», приняв у диакона Евангелие, целует его и ставит на престоле (сослужащие священники Евангелие не целуют. В это время предстоятель становится у передней стороны престола, и все сослужащие священники переходят от горнего места к предстоятелю и становятся каждый на своем месте (Царские врата в это время затворяются обыкновенно третьим священником).

После чтения Евангелия и моления о Святейшем Синоде второй и третий священники открывают илитон и три стороны святого антиминса (две боковые и нижнюю). В то же время предстоятель целует святой антиминс (Едва ли не местный обычай). Возглас: «Яко милостив и Человеколюбец Бог», молитву за царя и возглас после заупокойной ектении (если она бывает) произносит предстоятель. В конце ектении об оглашенных перед возгласом четвертый и пятый священники открывают верхнюю сторону святого антиминса. Возглас: «Да и тии с нами славят» произносит четвертый священник; при этом возгласе предстоятель делает губою крест над святым антиминсом. Возглас: «Яко подобает» делает пятый священник. Возглас: «Яко да под державою Твоею» произносит предстоятель.

Перед великим входом предстоятель три раза читает Херувимскую песнь с воздетыми руками (чего прочие священники не делают). Каждый раз, по прочтении сей песни, все священники, вслед за предстоятелем, делают по одному земному поклону (Насколько нам известно, в означенные минуты священнослужителями делаются только поясные поклоны). Предстоятель, приложившись к антиминсу, и диакон — к престолу, отходят к жертвеннику, где предстоятель кадит Святые Дары, возлагает воздух на левое плечо диакона и, поцеловав святой дискос, передает его диакону, прочие священники в это время по два подходят к передней стороне престола, прикладываются к антиминсу и, поклонившись один другому, отходят к жертвеннику. Выход в северные двери совершается так: предстоятель с потиром идет вслед за диаконом, за ним следуют второй священник с крестом, третий — со лжицею, четвертый — с копьем, пятый — с губкою. Когда священники берут крест, лжицу копие и губку, то непременно целуют их и держат «при персех». Становятся на солее лицом к народу, первенствующий — рядом с диаконом, второй — рядом с первым и т.д. Диакон поминает Государя императора и Господина нашего, Преосвященнейшего (имярек) (Такой порядок предписывается и служебником, но во многих местах поминовение Святейшего Синода и местного Преосвященного возглашается непременно диаконом, сколько бы ни было служащих иереев. Так всегда делалось, например, в Киево-Братском монастыре, когда настоятелем его был ректор Духовной Академии архимандрит Филарет (впоследствии епископ Рижский и Митавский), который обыкновенно совершал Литургию с шестью священниками, а на Рождество и на Пасху — с десятью). Сослужащие священники ничего не говорят; но первый заканчивает: «Священство ваше и всех вас, православных христиан». При словах «священство ваше» все священники тихо отвечают: «Священство твое» (В Служебнике заключительное поминовение предписывается делать четвертому священнику, если служат не менее четырех священников. Но у нас повсеместно при всяком числе служащих иереев заканчивает поминовение предстоятель). За сим предстоятель и все священники входят в алтарь царскими вратами, и каждый становится на свое место. После Херувимской песни до заамвонной молитвы все возгласы произносит предстоятель.

По возглашении диакона: «Возлюбим друг друга» первенствующий, поцеловав (сверх покрова) дискос, потир и край престола, отходит с середины престола на правую его сторону. Второй священник, обойдя престол с правой стороны на левую и став на месте предстоятеля, прикладывается к Святым Дарам и престолу; затем подходит к предстоятелю, и оба целуют один другому правую руку при словах предстоятеля: «Христос посреде нас» и ответе второго священника: «И есть и будет». После этого второй священник идет направо вокруг предстоятеля и становится рядом с ним. Третий священник (первый нa левой стороне престола) подходит к Святым Дарам со своего места и, по целовании их, при тех же словах целуется в правую руку с предстоятелем и вторым священником и становится рядом с последним. В таком же порядке, непременно с одной левой стороны престола, а не с обеих сторон, должны подходить для целования Святых Даров и престола и все прочие священники, затем переходить непременно на одну только правую сторону престола, где по целовании друг у друга правой руки при словах старшего: «Христос посреде нас» и младшего: «И есть и будет» должны становиться, по старшинству, рядом, на одной правой стороне престола и дальше — вокруг престола от правой руки к левой. Если служат два или три диакона, то они целуют орарь (где крест), потом друг друга в плечо и говорят то же, что священники (При двух диаконах взаимного целования между ними не бывает; так как один из них стоит в это время на амвоне, долгой в алтаре). При пении Символа веры вместе с предстоятелем все священники веют воздухом над Святыми Дарами, после чего предстоятель (один) целует воздух, а младший священник, сложивши его, полагает на краю с левой стороны престола. Когда предстоятель будет произносить: «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», все священники должны тихо повторять за ним эти слова. Приступая к освящению Святых Даров, предстоятель, по прочтении молитвы «Еще приносим Ти», с воздеянием рук, а прочие священники без этого, и диакон трижды поклоняются до земли пред Святой Трапезой, «молящеся в себе», то есть так, что они только могут слышать один другого. Предстоятель трижды произносит: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа», а диакон — стихи: «Сердце чисто созижди во мне» и проч. Слова: «Твоя от Твоих», «Сотвори убо хлеб сей», «а еже в чаши сей», «преложив Духом Твоим Святым» должны говорить тихо, непременно в одно и то же время и в одно слово с предстоятелем, не отставая и не опережая его, и все сослужащие священники. Благословлять дискос и потир должно одному предстоятелю.

Причащение священников и диаконов совершается таким образом. По раздроблении Святого Агнца порядком, указанным в Служебнике, и после троекратного земного поклонения с молитвою: «Боже, очисти мя», предстоятель кланяется сослужащим и народу с словами: «Благословите, отцы святии», а также и сослужащие кланяются предстоятелю и между собою. Предстоятель преподает Святое Тело диакону по уставу. Потом со словами: «Се прихожду» делает земной поклон, целует край престола, принимает на правую руку святую частицу и отходит на правую сторону престола. Второй священник, обойдя престол с правой стороны на левую и, став на месте предстоятеля, принимает так же, как он, Божественное Тело и отходит непременно влево, проходит левой стороной около самого престола на правую сторону и становится на своем месте, рядом с предстоятелем.

В таком же порядке должны подходить к принятию Святого Тела по старшинству и все священники: непременно с одной, только левой стороны престола и отходить опять одною, только левою стороною его. Становиться должны: второй с первым, третий рядом со вторым и т.д. вокруг всего престола, и, прочитав молитву: «Верую, Господи», причащаться Тела Христова. По причащении всех священников предстоятель переходит на свое место. Для причащения Крови Христовой все священники по старшинству подходят с одной только правой стороны престола, делая поясной поклон и произнося: «Се прихожду». По причащении все священники (кроме предстоятеля) отходят к жертвеннику для принятия теплоты. Предстоятель же, после причащения, обойдя престол, становится с левой стороны его, ожидая, пока все священники причастятся Крови Христовой, после чего он причащает Святой Крови диакона [Причащает диакона на Литургии старший священник, так как при «соборном служении старшему священнику принадлежит преимущество чести — предстоятельство и ему, следовательно, более прилично, чем младшему священнику, причащать диакона. При архиерейском служении причащает диаконов не младший из иереев, сослужащих архиерею, а старший из лиц пресвитерского сана — протоиерей или архимандрит (Руководство для сельских пастырей)] и затем уже отходит к жертвеннику.

После обычных действий по причащении Святых Тайн, все священники становятся на свои места, диакон отверзает царские врата. Предстоятель, поцеловав потир, подает его диакону, который выносит его в царские врата, говоря: «Со страхом Божиим». Причащает причастников предстоятель, но если их много, сослужащие священники могут попеременно причащать их из одного и того же потира. Все последующие за тем действия совершает один предстоятель. Во время ектении: «Прости приимше» предстоятель, поцеловав святой антиминс и губу, слагает антиминс с сослужащими священниками так: сперва закрывает верхнюю сторону антиминса, потом нижнюю, далее следует закрывать непременно левую боковую сторону и, наконец, боковую правую; илитон должно свертывать в том же порядке. Сложенные таким образом антиминс и илитон удобнее открывать. Возглас: «Яко ты еси Освящение наше» и слова: «С миром изыдем» говорит предстоятель. Заамвонную молитву прочитывает самый младший священник, который, однако, по возвращении в алтарь, не подходит к жертвеннику для прочтения конечной молитвы: «Исполнение закона и пророков». Эту молитву читает предстоятель. Он же творит и отпуст. По окончании Литургии все священники и диакон целуют святой крест.

Литургия может быть совершаема «соборне» несколькими священниками и без диакона, что разрешено Святейшим Синодом в 1874 году в указе на имя Донского Преосвященного (ныне митрополита Киевского) Платона. Соборное совершение Литургии без диакона по различным указаниям представляется в следующем виде.

Входные молитвы читаются таким же порядком, как и при служении с диаконом. Начальные молитвы и молитвы «Помилуй нас, Господи»; «Господи, помилуй нас», которые положено читать диакону, читает без диакона первенствующий священник. Проскомидию и каждение пред Литургиею совершает третий священник, который предполагается последним.

Начинает Литургию и произносит великую ектению первенствующий.

Все ектении на Литургии священники должны произносить, стоя в алтаре, а не перед царскими дверями, как на других службах.

В некоторых местах, при совершении той или другой службы несколькими священниками без диакона, все ектении произносят младшие священники, а возгласы делает старший. Это неправильно, так как здесь младшие священники некоторым образом низводятся в разряд диаконов. В указе Святейшего Синода Донскому Преосвященному относительно такого служения замечено, что ектении и возгласы священники должны произносить по череде; следовательно, кто из священников произносит ектению, тот должен делать и возглас.

На малом входе первый священник несет святое Евангелие и произносит: «Премудрость, прости». Он же делает возглас «Яко свят еси Боже наш».

Перед чтением Апостола «Вонмем» произносит второй священник; «Мир всем» — первый; «Премудрость» — третий. По прокимне «Премудрость» и «Вонмем» возглашает второй священник. Каждение во время чтения Апостола (Апостол должен прочитываться, конечно, не священником — тем или другим, а псаломщиком. В книге отца Хойнацкого, в разделе «О причащении и Литургии», § 121, и в книге г. Нечаева каждение во время чтения Апостола предписывается совершать действительно старшему священнику. Но по таблице, приложенной к книге того же отца Хойнацкого, это каждение производит второй священник, что в данном случае кажется приличнее) совершает старший священник. Он же говорит: «Мир ти». Слова перед Евангелием «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия» говорит второй священник. Первенствующий произносит «Мир всем» и «От Матфея (или другого евангелиста) святаго Евангелия чтение». Третий священник говорит: «Вонмем». Первенствующий читает Евангелие, он же произносит сугубую ектению с возгласом и заупокойную ектению (если потребуется). Второй священник произносит ектению «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» с возгласом «Да и тии». Третий священник говорит ектению «Елицы оглашеннии, изыдите» и возглас «Яко подобает». Последнюю ектению перед Херувимской песнью с возгласом «Яко да под державою Твоею» произносит первый священник.

Каждение перед великим входом совершает первый священник. Но затем, когда нужно переносить Святые Дары с жертвенника на престол, один первенствующий священник должен нести потир и дискос или же первый священник должен нести только потир, а дискос приличнее взять второму священнику. Этот вопрос решается различно. Протоиерей Хойнацкий и г. Нечаев полагают, что Святые Дары должны быть переносимы двумя старшими священниками, причем первый должен нести потир и поминать установленным порядком Государя и Государыню, а второй — нести дискос и поминать Государя Наследника и т.д. Высказано было и основание такого порядка. На Литургии Преждеосвященных Даров при архиерейском служении дискос несет первенствующий (после епископа), а потир — второй священник. По аналогии можно заключать, что и на полной Литургии, когда она совершается двумя или несколькими священниками без диакона, сосуды со Святыми Дарами должны быть переносимы двумя священниками, но первенствующий должен нести не дискос (как на Преждеосвященной Литургии при архиерейском служении), а потир, как положено на полной Литургии; дискос же должен взять второй священник и нести его обеими руками пред грудью, а не на голове. По мнению же «Церковного Вестника», выраженному в 1885 (в № 48) и повторенному в 1886 году (№ 8), Святые Дары должны быть переносимы одним первенствующим священником, который в правой руке должен иметь потир при «персех», а левою держать дискос на голове. Ввиду такого разноречия, отец Кутепов полагает, что в данном случае, впредь до решения вопроса высшею властью, от произволения предстоятеля зависит распорядиться — следовать тому или другому порядку. Чтобы не породить какого-либо соблазна введением нового способа перенесения Святых Даров, не лучше ли и при соборном служении переносить их так, как переносит один священник без диакона и как рекомендуется в «Церковном Вестнике» (Мнение это «Церковный Вестник» высказал в ответ священнику И. Раевскому, который полагал, что при соборном служении Литургии без диакона Святые Дары должны быть переносимы с жертвенника на престол двумя священниками, и притом первый должен нести не потир, как обычно, а дискос с святым Агнцем, а второй — потир. «Церковный Вестник» при этом положительно утверждает, что священник, неся потир в правой руке, дискос должен держать непременно на голове, а не на груди, потому что только в таком случае следующее затем снятие его с головы удержит свое символическое зна-менование снятия Тела Христа Спасителя с креста, на что прямо указывает произносимая при этом песнь «Благообразный Иосиф». Да так делалось и в древности. По мнению «Церковного Вестника», священник может переносить дискос в руках, а не на голове лишь в том случае, если его болезненное состояние не позволяет ему без всякой опасности поднять его на голову), тем более, что в древности в некоторых церквах, как видно из древних Литургий, Святые Дары переносились одним священником даже и при служении диакона.

Итак, первенствующий священник со Святыми Дарами поминает Государя Императора и Императрицу; второй священник берет святой крест и поминает Наследника и весь царствующий дом; третий берет лжицу и поминает Святейший Синод и местного архиерея, оканчивает поминовение, по обыкновению, первый священник; потом он ставит потир и дискос на престол, кадит и прочее. Затем третий священник затворяет царские двери и закрывает завесу.

После этого, так как все возгласы до конца Литургии полагается при соборном служении с диаконом делать первенствующему священнику, то и все ектении в отсутствие диакона должен произносить первенствующий, хотя, по книге отца Хойнацкого и по статье отца Кутепова, первую просительную ектению (после Херувимской песни): «Исполним молитву нашу Господеви» предписывается возносить второму священнику (без объяснения, кто должен делать возглас «Милостию и щедротами»), а вторую: «Вся святыя помянувше» — третьему, но возглашение: «И сподоби нас, Владыко» — первому. Ектению «Прости, приимше» с возгласом «Яко Ты еси Освящение наше» отцы Хойнацкий и Кутепов почему-то полагают исполнять второму священнику; слова «С миром изыдем» — произносить третьему.

Существенная часть Литургии — совершение самого Таинства Евхаристии и причащение священников — должна быть выполняема без диакона таким же порядком, как и при диаконе, с опущением только того, что относится к причащению диакона (по мнению «Пензенских епархиальных ведомостей», все то, что при соборном служении с диаконом исполняет первенствующий, он же должен исполнять и в отсутствии диакона. То же надобно сказать и о прочих священниках, которые и по указу Святейшего Синода от 13 сентября 1874 г. (на имя Донского Преосвященного), должны действовать в данном случае так, как обыкновенно поступают младшие священники в сослуже-нии со старшими).

Заамвонную молитву с предваряющим ее воззванием «Господу помолимся» должен читать, конечно, третий священник. За сим первый священник читает молитву «Исполнение закона пророков» и совершает отпуст.

Этот порядок служения Литургии для трех священников легко применить и к совершению ее двумя священниками без диакона. В этом случае то, что назначено для третьего священника, должен исполнять второй вместе с тем, что назначено для него самого.

Если бы понадобилось вместо трех служить пяти священникам, то в практическом руководстве протоиерея Хойнацкого указан следующий порядок. По «Святый Боже» пред прокимном «Вонмем» произносит четвертый, а «Премудрость» — пятый священник. Потом четвертый же священник произносит «Премудрость» и «Вонмем» перед Апостолом и совершает каждение во время чтения Апостола. Затем четвертый произносит ектению «Помолитеся, оглашеннии, Господеви», а пятый — ектению «Елицы оглашеннии, изыдите». На Херувимской песни пятый поминает Святейший Синод и местного архиерея и т.д.

Совершение Литургии в присутствии Преосвященного сопровождается следующими особенностями. При чтении часов, в конце их, вместо «Именем Господним благослови, отче» чтец говорит «Именем Господним, владыко, благослови»; священник вместо «Молитвами святых отец наших» возглашает «Молитвами святаго владыки нашего». После каждого возгласа священник делает поклон архиерею, обращаясь лицом к нему. Перед каждением диакон за благословением кадила обращается к Преосвященному. При каждении архиерея диакон становится за престолом, по правую сторону его и кадит в первый раз «трижды по трижды», а по окончании каждения только трижды. После каждения (первого) Преосвященного совершает оттуда же каждение на правую и левую сторону священников. При выходе из алтаря и по возвращении в него диакон каждый раз кланяется Преосвященному, а потом уже священникам. Равным образом, когда на Литургии совершает каждение священник, а не диакон, он сам кадила не благословляет, а испрашивает благословение Преосвященного.

После начального возгласа «Благословено Царство», равно как после всех возгласов за ектениями, предстоятель и каждый другой священник делают поклон Преосвященному. Перед малым входом предстоятель, прежде чем подать Евангелие диакону, приложившись к престолу, кланяется вместе с диаконом архиерею. Диакон, приняв Евангелие, подносит его Преосвященному для целования. Затем все священники, приложившись к престолу, также делают поклон архипастырю. Возвратившись в алтарь и заняв свои места, священники снова целуют престол и кланяются архиерею. Перед возглашением «Мир всем» настоятель делает поклон архиерею и потом говорит «Мир всем», обращаясь к народу и кланяясь, но благословения рукою не преподает, так как это благословение относилось бы и к Преосвященному, которого священник не может благословлять. Но говоря диакону «Мир ти, благовествующему» и псаломщику «Мир ти», священник благословляет их и в присутствии Преосвященного, потому что здесь благословляются только диакон и псаломщик.

На великом входе предстоятель после возглашения «Святейший Правительствующий Синод и Господина нашего Преосвященнейшаго...» входит в алтарь, становится у престола и, обратясъ к Преосвященному, возглашает «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков», потом опять становится на свое место на амвоне и заканчивает поминовение «Всех вас, православных христиан, да помянет Господь...»

По причащении священнослужителей, священник или диакон должен подать Преосвященному не одну только просфору, как делается для мирян, а антидор, просфору и теплоту; для чего на антидорной тарелке сверху просфоры должно положить антидор, а на другой тарелке подать ковш с теплотою. В конце Литургии по возглашении священником «Слава Тебе, Христе Боже…» надобно пропеть «Слава и ныне... Господи помилуй (трижды)... Владыко, благослови» («Пензенские епархиальные ведомости», 1880 г.).


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!