О совершении проскомидии в полном облачении



Преосвященный Дионисий, епископ Уфимский и Мензелинский, обратился к Уфимской Духовной консистории с предложением следующего содержания: «Замечено мною и в селах и в городах здешней епархии, что некоторые священники не только отступают от церковного устава в совершении вечерних и утренних священнослужений, но большинство священников, не исключая заслуженных и почетных, дозволяют себе совершать проскомидию без фелони. В чине священной и Божественной литургии изложены все подробности, как приступать в совершать проскомидию: сперва читаются обычные входные молитвы пред царскими вратами и бывает целование святых икон. По входе же в алтарь и целовании святого Евангелия и престола начинается облачение с чтением особой молитвы на каждую вещь; в заключение всего священник приемлет фелонь и, благословив, целует, глаголя сице: «священницы Твои, Господи...»; затем, умыв руки, он по прочтении молитвы приступает к проскомидии в полном облачении. Кто же и когда дал власть священникам совершать проскомидию без фелони? Нерадивые и ленивые священники сами изволили это искажение церковного чина, забывая, что проскомидия есть начальная часть Литургии и должна совершаться по предписанному в Служебнике чину без изменения. Не странно ли бы было видеть, если бы священник вышел без фелони на малом и большом выходе в Литургии? Не только странно, даже сочли бы такового не в здравом уме, если бы кто дерзнул отважиться на такой неразумный поступок. Таковыми же кажутся мне и те, которые дозволяют себе совершать проскомидию без фелони, не в полном облачении. Пусть каждый священник проверит себя в совести своей: правильно ли поступает он, совершая проскомидию без фелони? Для искоренения сего обычая считаю нужным дать знать всем протоиереям и священникам здешней епархии, чрез напечатание в «Епархиальных ведомостях», чтобы они совершали проскомидию по чину, изложенному в Служебнике, в полном облачении, а не без фелони, как многие дозволяли себе доселе; если же кто и после сего отважится отступать от положенного чина служения, то подвергнут будет строгой ответственности за нарушение правил святой Церкви».

Правильно ли поступают некоторые священники, когда при соборном служении во время совершения проскомидии приходят к жертвеннику и сами за здравие и за упокой вынимают из просфор частицы и полагают потом на дискос?

В 5-м номере «Церковного вестника» 1888 г. на этот вопрос дается отрицательный ответ, так как в Служебнике прямо сказано, что «при соборном служении действо проскомидии один иерей токмо да творит и глаголет изображенная; прочие же служители ничтоже проскомидии особно да глаголют». Но в 31-м номере того же журнала помещена по данному предмету обширная заметка другого автора, который находит, что такое решение нельзя признать окончательным, не допускающим никаких возражений.

Вопрос заключается в том, может ли и имеет ли право и власть каждый из соборно служащих священников во время совершения одним из них проскомидии подойти к жертвеннику и, взяв просфору заздравную или заупокойную, вынимать из нее частицы, поминая, «их же хощет, живыя же и умершия»? Не спрашивается, может ли он самое «действо» проскомидии совершать и изображенная глаголать, а только может ли сам, своею властию, поминать, «их же хощет», и вынимать частицы за здравие и за упокой? Вопрос этот взят, без сомнения, из новой церковно-богослужебной практики и поставлен в число вопросов недоуменных именно потому, что в Служебнике иерейском находится правило, по-видимому, совершенно противоречащее этой практике. Правило гласит: «При соборном служении действо проскомидии един иерей токмо да творит и изображенная глаголет, прочие же служители ничтоже проскомидии особно да глаголют». А повсеместная и общепринятая практика наглядно указывает, что все соборно служащие или каждый порознь или один за всех (особенно при архиерейских богослужениях, во время часов, когда проскомисавший иерей находится на средине храма) поминают живых и умерших, вынимая частицы из просфор заздравной и заупокойной, а равно и из тех, которые в это время подаются на проскомидию усердствующими христианами. Откуда же могло возникнуть такое, во всяком случае, прискорбное, противоречие между существующим правилом и его исполнением, между теорией и практикой?

Очевидно, что противоречие это (имеется в виду вынимание частиц из заздравной или заупокойной просфоры соборно служащими священниками, вопреки правилу Служебника, запрещающему им такое священнодействие, кроме проскомисующего священника. — Ред.) возникло вследствие неодинакового понимания и толкования самого правила, находящегося в иерейском Служебнике; одни понимают и толкуют его так, а другие — иначе; предметом же недоразумений и пререканий между теми и другими служат главнейшим образом некоторые неточные и неопределенные выражения, находящиеся в самом правиле, именно: «Действо проскомидии един иерей токмо да творит и глаголет изображенная, прочии же служителе ничтоже проскомидии особно да глаголют». Что нужно разуметь под словами «действо проскомидии» и «глаголет изображенная»? Одни утверждают, что под «действом проскомидии» разумеется все совершение проскомидии без всяких исключений и изъятий, так что в совершении всех этих проскомидийных действ, до мельчайших подробностей, кроме совершающего их единого иерея, никто другой участвовать не может. А так как изъятие частиц о здравии и упокоении есть одно из действ проскомидийных, то совершать его может только один проскомисающий иерей и никто другой из служащих, а тем более не служащих архимандритов, протоиереев и иереев. Другие, напротив, допускают, что под словом «действо» разумеются только самые существенные части проскомидии, которые действительно может совершать один священник и которые повторить никто другой не может. Таковы: изъятие и прободение Агнца, благословение вина, вливаемого в потир, и все слова, произносимые при этих действиях; затем изъятие положенных частиц из просфоры Богородичной и девятичиновной и так же точно все слова, относящиеся к этим действиям; наконец, поставление звездицы над Агнцем, покрытие потира и дискоса покровцами и воздухом, каждение, молитва предложения и самый отпуст проскомидии и все слова, произносимые при этих действиях и «изображенные» (изложенные) в Служебнике. Одним словом, все это действо проскомидии, несомненно, может и должен совершать только один иерей, и было бы более, нежели странно, если бы все эти действия, один раз уже совершенные, и все слова при совершении этих действий, в Служебнике изображенные и раз уже проскомисавшим священником над просфорами Агнич-ною, Богородичною и девятичиновною произнесенные, снова и без всякой надобности были бы повторяемы кем-либо из сослужащих, а тем более всеми сослужащими священниками, так как каждая из этих просфор есть единственная в своем роде и двух просфор Агнич-ных, или Богородичных, или девятичиновных никогда и нигде не было и быть не может. Почему и сам архиерей, совершая во время Херувимской песни подобающее его сану проскомидийное действо, ничего не повторяет особо над этими просфорами, даже и не прикасается к ним, а прямо берет в свои руки просфоры заздравную и заупокойную и, вынимая из них частицы, полагает их на дискосе, поминая «их же хощет живыя и мертвыя». Если же так поступает архиерей — высший образец для всех сослужащих ему священников, то, несомненно, и все они должны поступать по его архипастырскому примеру: он ничего не повторяет особо из существенных частей действа проскомидийного, тем более никто из них не может этого делать; он, поминая «их же хощет живыя и мертвыя», не творит что-либо особо, а только продолжает то, что еще прежде его начато было проскомисавшим священником. Точно так и всякий сослужащий священник, вынимая частицы из просфор заздравной и заупокойной, не глаголет при этом ничтоже проскомидии особно, а только продолжает и восполняет то, чего нередко не в состоянии бывает исполнить проскомисавший священник — или из-за множества подаваемых мирянами просфор, или из-за своего отсутствия в алтаре, как это всегда бывает при архиерейских богослужениях, когда очередной, проскомисавший священник от начала чтения часов и самого малого входа находится на середине церкви около архиерейской кафедры.

При таком понимании и толковании вышеприведенного правила, находящегося в иерейском Служебнике, и поставленный вопрос должен быть решен не в том отрицательном духе, как это сделано автором статьи, помещенной в № 5 «Церковного вестника», а в положительном, то есть что всякий из соборно служащих священников, «ничтоже проскомидии особно творя и изображенная не глаголя», может и должен поминать живых и умерших, вынимая частицы из просфор заздравной и заупокойной, а также из просфор, приносимых на проскомидию усердствующими христианами.

Мало того, повсеместная практика церковная представляет нам еще более широкое понимание и решение этого вопроса. Она усвояет право поминать живых и умерших и вынимать за них частицы не только всякому из соборно служащих священников, но даже всякому вообще, хотя бы и не служащему, а только присутствующему в алтаре священнику, особенно в тех случаях, когда служащий и проскомисающий священник не в состоянии сам прочесть всех поминальных книжечек и записочек и вынуть частицы из всех просфор, подаваемых на проскомидию мирянами. Это бывает в особенности в тех монастырях и лаврах, куда в известное время года стекаются многотысячные массы богомольцев. Пишущему эти строки приходилось не раз участвовать в таком проскомидийном действе в воронежском Митрофановом монастыре во время наибольшего наплыва богомольцев. В это время, особенно за ранними обеднями (от 6 до 8 часов утра), когда бывает наибольшее число причастников, на проскомидию подается такая масса просфор, что очередному служащему иеромонаху нет никакой физической возможности вынуть из каждой просфоры хотя бы самомалейшую частицу и прочесть при этом подаваемые книжки и записочки. Ввиду такой необходимости в помощь ему назначаются еще два-три неслужащих иеромонаха, которые и участвуют сначала в проскомидийном действе — в поминовении живых и умерших, а потом и в причащении говевших богомольцев. И — несмотря на то, что проскомидия в такие дни начинается еще с середины утрени после песни «Бог Господь и явися нам», несмотря на то, что после прочтения часов отправляются десятки кратких молебнов и один общий с акафистом святителю Митрофану — все-таки проскомидийное поминовение продолжается до самого Великого входа. Служащий иеромонах действительно «един токмо» совершает действо проскомидии и «глаголет изображенная» в Служебнике над просфорами Агничною, Богородичною и девятичиновною, он и оканчивает проскомидию; а помогающие ему, не служащие собратья-иеромонахи совершают проскомидийное действо только над просфорами, приносимыми от усердствующих христиан — заздравными и заупокойными.

Точно так же поступают и во всех двухштатных приходских храмах, особенно в дни общественных поминовений, в так называемые «родительские» субботы. Очередной служащий священник «един токмо» начинает проскомидийное действо и «глаголет изображенная» в Служебнике над просфорами Агничною, Богородичною и девятичиновною, но когда он начинает вынимать частицы из просфоры заупокойной, то к нему приходит на помощь его собрат-священник, имея на себе епитрахиль (ныне — фелонь) и поручи, начинает читать поминальные книжки и вынимать частицы, полагая их сначала на лжицу (в монастырях на тарелочку), а потом на дискос. Служащий священник, по прочтении часов, оканчивает проскомидию и творит и глаголет все, изображенное в Служебнике, затем начинает Литургию, а не служащий собрат его продолжает поминать усопших, читая книжечки и вынимая из приносимых просфор частицы, что нередко продолжается до самого Великого входа. Спрашивается невольно: неужели таким именно образом совершения проскомидии нарушается якобы «точный смысл» находящегося в иерейском Служебнике правила, в котором говорится, что «прочии же служителе ничтоже проскомидии особно да глаголют»? Неужели всякий законно поставленный и в священнослужении не запрещенный священник не имеет права поминать на проскомидии живых и умерших, тогда как он имеет Богом данную ему через архиерейское рукоположение власть и право совершать святейшие Таинства Крещения, Миропомазания, Причащения, Покаяния, Брака и Елеосвящения? Разве проскомидийное поминовение живых и умерших важнее совершения этих великих и святейших Таинств? Каждый священник имеет Богом данную ему власть совершать все подобающие его сану богослужения в храме и требоисправления в домах, отчего же он не может совершать поминовений на проскомидии? Разве это не то же самое требоисправление, совершаемое в храме? И какая странность: всякий священник имеет власть и право совершать в храмах панихиды, отпевать усопших и при этом многократно поминать имена их пред Богом или в гласно произносимых ектениях или в тайной молитве. Отчего же тот самый священник и в том же храме и тех же самых усопших поминать и молиться за них на проскомидии не может? Представим себе такие случаи: огромное большинство одноштатных сельских, а такие и все полковые священники (кроме столичных), служат без диаконов и сами за Литургией произносят и ектении и возгласы, не имея возможности отойти от престола и остановить священнослужение до самой Херувимской песни и Великого входа. А между тем, в это самое время усердствующие христиане приносят множество просфор и поминальных книжек, прося помянуть и вынуть частицы за их родных, живых и умерших. Неужели будет грехом и нарушение «точного смысла» разбираемого нами правила Служебника, если тут же стоящий в алтаре, но не служащий священник, возложив на себя епитрахиль и поручи, с благоговением приблизится к жертвеннику и прочитает все принесенные книжечки и записочки и, вынув из каждой принесенной просфоры надлежащие частицы, положит их на лжицу, а потом на дискос? Что в подобном действии законопреступного? В чем тут нарушение правила Служебника по существу дела, а не по мертвящей букве? А если литургисающий без диакона священник или по усталости, или по слабости здоровья, или, наконец, потому только, чтобы не задерживать богослужения, не успеет прочесть всех поминаний и вынуть частиц из поданных на проскомидию просфор, или сделает то и другое небрежно, спеша, пятое через десятое, неужели это лучше?


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 469; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!